|
Мама первоклассника. Невроз "Имени 1-го сентября".Автор статьи: Светлана Викторовна Говриченкова
Среди моих коллег есть детские психологи и логопеды. И часть клиентов попадает в мой кабинет следующим образом: взволнованная мама приводит "неправильное" чадо к детскому психологу, а зловредный детский психолог говорит, что проблема-то не у ребенка, а у мамы с папой. А вот тут, в сентябре, "пошли косяком", как рыбья стайка, мамы первоклассников. Возбуждённые, взволнованные, озадаченные...А если оставить шутливый тон - испуганные. Да, именно так - испуганные. Вот такие: У мамы первоклассника Ну, вот и школа близится, А что же с первоклассником И слава Богу, если ребенок еще не задерган, не подавлен всепроникающей тревогой матери. Откуда берется эта самая тревога? Иногда даже страх мамы первоклассника? Источников страха много. Итак, самое очевидное. 1. Мама сама боялась учителей, и этот страх (который никуда не делся, если честно) актуализируется при встрече с учителями собственного ребенка. То есть, страх теперь умножен на 2. Страх в квадрате! Мама в данной ситуации ощущает себя не взрослым человеком, а ребенком.
Кроме того, есть срабатывает эффект "демонизации" - образ "страшного учителя из детства многократно усилен воображением и неточными воспоминаниями. 2. Очень близок по смыслу второй "страх мамы первоклассника" - а вдруг ребенок будет: - плохо учиться? - получать тройки или (о, ужас!) двойки? - плохо себя вести? бегать и шуметь? драться? и т.д. Что скрывается за этим страхом? Здесь есть разные варианты. а) Установка "Мой ребенок должен быть очень хорошим (желательно, лучше всех!) для всех. Зачастую, это расширение собственного "Я" за счет включения в него других личностей. "Я - это мой ребенок, моя машина, моя собака и т.д." Если мой ребенок в чем-то не успешен - не успешен я. Если ребенок "плохой" - значит, это я плохой. Отсюда - страх, огромный, холодный страх стать "плохим" для учителя. Отсюда: "Миша, ты пойдешь сегодня в школу, подумаешь, температура - у тебя же контрольная!" Отсюда: "Да мы английским с полутора лет занимались...А ваш-то в пять еще не читает сам!" б) Установка: Если мой ребенок допускает ошибки - я плохой родитель (плохая мама!) В этом случае, очень похожем на вариант "а" мама и папа не имеют твердой и уверенной родительской позиции. Отсюда: "Машенька, сиди на уроке смирно, а то Марь Иванна ругаться будет!" Отсюда: "Ой, мы опоздали - в пробке стояли, не ругайте нас, пожалуйста!" 3. Сравнение. Страх "быть хуже, чем другие". В принципе, это полярное состояние по отношению к установке: "Будь лучше всех!" Здесь основное внимание родителя направлено на то, чтобы "люди чего про тебя не сказали", чтоб "семью не опозорил". До самого ребенка дела нет. В итоге получаем: Это не только внешние проявления: как ребенок одет, как выглядит и т.д. Это и про образ жизни. Отсюда: "Если соседские девочки пошли на фигурное катание - пойдешь и ты. Что мы, хуже их, что ли? Мало ли что ты не хочешь? Все хотят!" Что можно посоветовать мамам первоклассников? Не много. - научитесь отделять Ваши страхи и тревоги от страхов детей, - помните, что ошибки и промахи в школе - это нормально, учеба - это и есть метод "проб и ошибок", - главное, о чем нужно спросить своего ребенка по возвращении из школы: "Как ты? Как твое настроение?" А не "Что ты получил по русскому? " И еще. Одно. Самое - самое важное. Вы - самая лучшая мама для Вашего ребенка. Что бы ни случилось. Только Вы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|