Школьный психолог
Для меня школьный психолог - это очень смелый человек.
Вы можете себе представить:
обычная школа, 900-1200 учеников. И чаще всего психолог один.
Хорошо, если вообще в штате есть.
Мне от этих цифр даже плохо делается.
Диагностика адаптации, профориентация, группа риска, инклюзия, личные беседы с детьми и родителями, проведение родительских собраний, участие в профессиональных конкурсах и конференциях, разработка и внедрение программ, повышение квалификации, работа с разными возрастными категориями детей от 6 до 18 лет...
Я уверена, что это не полный перечень должностных обязанностей. Иногда ещё и совмещение. Потому что зарплата 15 тысяч рублей.
При этом очень многим коллегам кажется, что "психолог ничего не делает".
Однажды видела картину:
кабинет психолога в школе, она в компьютере печатает нормативы питания школьников.
Я спрашиваю: "Что ты делаешь?". Она говорит: "Мне директор поручила."
Боги мои! Какое питание? Какие нормативы?
Почему я говорю, что это смелые люди?
Потому что:
* колоссальная нагрузка. Среднее количество учеников 1000 в школе, по 30 человек в классе. Даже если встречаться с классом 1 раз в день, то месяца не хватит.
Если встречаться с одним учеником в день (знакомство, беседа, диагностика), то со всеми можно познакомиться за 4 года.
*Высокий уровень ответственности. Вспоминайте, кого проверяют и привлекают, если в школе произошла попытка суицида? У кого должны быть документы в порядке и дети спокойны?
В одной бюджетной организации зам. директора говорила психологу: "В нашей работе главное - красиво отчитаться перед Министерством!"
Шикарный подход!
* Тотальная опасность. Приходится ходить по "лезвию бритвы". Либо делать все галопом, тогда качество снижается и могут в любой момент проверить и наказать; либо делать качественно, но очень медленно, тогда с тобой могут попрощаться "вы не справляетесь с поставленной задачей".
*Внутренний конфликт. Психологи работают своей душой. Это инструмент. И за детей всегда болит душа. Либо уже вырабатывается иммунитет идуша не болит. Тогда психолог становится бюрократическим работником. Бумаги, документы, отчёты, справки... А внутри у психолога война ценностей "Я пришла работать с детьми, а детей не вижу".
*Низкий уровень доверия. Клиенты редко осознанно приходят к школьному психологу на консультацию. Потому что боятся, что конфиденциальность будет нарушена и "об этом узнает вся школа". И речь не только об этичности психолога. Хотя это тоже важно. Это система. И школа "должна знать про каждого ученика".
В Перми я знаю только одну школу, где есть целая психологическая служба из 3-х (!!!) высококвалифицированных сотрудников. Они работают таким составом уже 20 лет.
Браво! Это ценно.
Есть школьные психологи, которые тянут в одиночку всю нагрузку много лет. И вы знаете, мне жутко на них смотреть. Они выгоревшие. Они уже не могут помочь даже себе. Молчу про детей.
Когда я провожу семинары и тренинги для педагогических коллективов , кто больше всего радуется и откликается? Психологи. Они оживают, набираются энергии. Они впитывают информацию и учатся. Правда, есть те, кто вступают в конкуренцию. С обидой, злостью, типа "и я так могу!..."
С уважением отношусь к школьным психологам! Пусть их будет НАМНОГО БОЛЬШЕ!