|
Эмоция страхаАвтор статьи: Метельская Юлия Сергеевна
В ОДНОЙ ТЁМНОЙ-ТЁМНОЙ КОМНАТЕ Психология эмоций – одна из самых интересных тем в психологии. Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к миру, позволяют ориентироваться во внешней реальности, человеческих отношениях, собственном внутреннем мире. При общем понимании важности эмоций, в обществе бытует неоднозначное отношение к отдельным эмоциям. Одной из таких эмоций является страх. СТРАХ - ЭМОЦИЯ, ВОЗНИКАЮЩАЯ В СИТУАЦИИ УГРОЗЫ биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. При этом оценка опасности не является полностью врожденной и определяется научением. Яркой иллюстрацией тому является эксперимент с обезьянками и связкой бананов, в ходе которого у обезьянок формировался страх, а затем передавался другим обезьянкам, не сталкивающимся реально с пугающей ситуацией (1). Это подтверждают и работы Сое, Эмде, Кэмпоса и Клиннерта (Sorce, Emde, Campos & Klinnert, 1985), показывающие, что годовалый ребенок решается или не решается преодолеть визуальный обрыв в зависимости от того, какое выражение лица у матери, ожидающего его на той стороне «обрыва» - выражающее страх или спокойное. Этот способ невербального общения, использованный детьми для проверки правильности своего поведения, называется социальным обращением. ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НУЖЕН ОПРЕДЕЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ СТРАХА и особенно - способности сосуществовать с ним. Некоторые страхи, а точнее, их появление говорят о нормальном развитии ребенка. Например, страх незнакомых людей, который появляется у ребенка в 8-9 месяцев и говорит о том, что у него сформировались образы близких людей, и он уже отделяет «своих» от «чужих». В течение жизни ребенок может сталкиваться со множеством страхов: темноты, потеряться, животных, сказочных героев, потерять родителей/близких и т.д. СТРАХИ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ ПО РОЛИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Конструктивный страх имеет важную защитную функцию и играет роль регулирующего механизма: тормозит излишнюю активность, контролирует пределы «экспериментирования», любопытства, позволяет соотносить уровень активности с реальной опасностью. Конструктивный страх формируется в «продуктивном симбиозе» – такого рода отношениях с родителями, в которых ребенок защищен без излишнего ограничения его активности. ПОДАВЛЕННАЯ АГРЕССИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СТРАХ, так как агрессия оборачивается против самого себя. Ребенок фантазирует о нападении, преследовании со стороны угрожающих объектов. Но эти объекты заряжены его собственной агрессией, не находящей выход. Поэтому очень важной задачей эмоционального развития ребенка является развитие способности к интеграции противоречивых переживаний в отношениях со значимыми Другими. Особенную важность имеет способность к интеграции агрессии, деструктивных чувств и желаний. Основой для такой интеграции служит способность значимого взрослого выдерживать негативные переживания ребенка, помогать справляться с ними, не отвечая враждебностью и агрессией. В КУЛЬТУРЕ СУЩЕСТВУЮТ КАНАЛЫ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ ЧУВСТВ. Кроме того, культура предоставляет поле для проекции, на котором при помощи воображения в символической форме могут отыгрываться различные сценарии переработки негативных переживаний. Это служит профилактикой неконтролируемого прорыва деструктивных чувств. Такими пространствами являются детские игры и сказки. В игре ребенок может отреагировать агрессию в игровой форме, по правилам, контролируя степень ее разрушительности, а так же овладевать страхом, идентифицируясь с пугающими объектами (врач, животные и т.д. ). Ребенку важно играть в такие игры, так же, как важно погружаться в мир сказок. В традиционных, народных сказках много пугающих, устрашающих образов, и взаимодействие с этими образами помогает ребенку справляться и овладевать собственными страхами и агрессией. На фантазийном уровне ребенок разыгрывает сцены расправы с «врагами» - носителями разрушительной агрессии. Не случайно сказки наполнены сюжетами, предполагающими победу над Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным, Змеем Горынычем, и «плохими» старшими братьями, сестрами. Автор: Юлия Метельская - член НП «Региональная Ассоциация психологов-консультантов» Литература и ссылки: Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|