|
Тайна умного делания или утраченное знание о духовном телеАвтор статьи: Яцкевич Константин Владимирович
В предыдущих темах довольно подробно были рассмотрены вопросы, касающиеся высших духовных практик соединения ума и сердца, как основы любого духовного пути, который предполагает расширение духовного осознания посредством целенаправленного развития трёх гиперсетей – мозга, разума и духовного сознания. Фактически соединение ума и сердца с точки зрения когнитивной психологии - это глобальный когнитивный переход сознания от периферического центра головного мозга, ответственного за рациональное мышление и интеллект, к духовному сердцу, как самому центру «кокона» души или энергетического тела. С сетевой и энергетической точек зрения на устройства «кокона» души, вхождение ума в сердце – это ни что иное, как достижение умом (а также чувством и волей) центра сосредоточения всех энергий и сил души, как своего рода «внутреннего реактора». Данный момент относится к высшему мистическому (магическому) знанию, а потому не описан в религиозной литературе и лишь несколько источников проливают свет на то, как идёт процесс овладение центром сосредоточения всех энергий и сил души в лице духовного сердца. В православной и святоотеческой литературе имеются упоминания только о конечной фазе и стадии овладения духовным сердцем (точкой сборки) в виде чуда «рождения» душой, как телом энергии «нового» или «духовного человека».
Из современных подвижников, описание сути «нового» (духовного) человека можно найти у игумена Никона (Воробьёва) – духовного наставника известного богослова современности, профессора МДАиС А.И. Осипова.
Данные описания рождения душой в горний мир «нового» человека преп. Макария и качеств духовного человека игумена Никона относятся именно к духовному телу, а не физическому. Что значит относятся к духовному телу (новому), а не физическому (ветхому) ? Это значит, что в заключительной период духовного пути, связанного с соединением ума и сердца, как практики последовательного развития (уплотнения) всех трёх гиперсетей мозга, разума и духовного сознания, происходит такой удивительный момент или феномен, который можно назвать «раздвоением» личности. Данное «раздвоение» личности в духовной литературе связано именно с овладением духовным сердцем, как центром всех энергий души, когда душа получает возможность самостоятельного управления своими силами и энергиями уже без помощи тела. Данный процесс обретения душой полной автономии от тела очень похож на процесс рождения «ребёнка», только не телесного, а бестелесного (духовного), который впервые получает полную автономию и которому всё также интересно и ново в открывшемся ему мире энергий. Данный «ребёнок», рождённый душой, представляет собой тонкое духовное тело энергии сознания, которая получает возможность автономного существования вне тела. Только тело при этом не бодрствует параллельно с душой, а находится в особом состоянии глубокой созерцательной молитвы или сновидения, тогда как действующим началом и является душа в состоянии полной автономии. По истечении некоторого времени происходит процесс естественного возвращения души в тело и после пробуждения или выхода из состояния созерцательной (зрительной) молитвы человек вновь становится единым и целостным, как все люди. Тем не менее, его отличием от обычных людей и является удивительное искусство «раздваиваться» или выходить в состоянии духовной концентрации и молитвы из плоти тонким телом души в духовный мир и путешествовать по духовному миру и материальному в виде энергетического двойника или «дубля», который и есть концентрированная энергия осознания личности. Природа данного «раздвоения» не поддаётся рациональному пониманию и научному объяснению, но суть её состоит в том, что на определённом этапе зрелости души, как светящегося «кокона», душа проявляет аспект полной самостоятельности и как бы обретает возможность выходить из тела ещё при жизни человека. Феномен выхода души из тела на определённом этапе зрелости также описан в трудах святых отцов первых веков.
Самым парадоксальным во всём этом является то, что единожды вышедшая из плоти душа в состоянии «нового» духовного человека, подобно обычному ребёнку, не остаётся в неизменном состоянии, а начинает развиваться и увеличивать свои возможности освоения как мира энергий (духовного мира), так и мира материи (повседневного мира). Иными словами, духовный «ребёнок» нового человека, как и обычный телесный ребёнок, имеет возможность обучения навыкам поведения в духовном мире и при наличии определённой системы тренировки его духовное тело энергии достигает такого совершенства, что может быть полностью автономным и в конечной стадии становится неотличимо внешне от тела физического (ветхого). При этом человек почти в буквальном смысле «раздваивается» и получает возможность находиться в двух местах одновременно. Тем не менее, при этом всегда когда духовное тело бодрствует, физическое пребывает в глубоком сне или молитве и наоборот, когда физическое тело пробуждается к бодрствованию, духовное тело мгновенно исчезает и возвращается назад во плоть. Невозможность параллельного бодрствования двух тел вызвана ограниченностью внутреннего потенциала энергии души на два полноценных внимания и восприятия и тела и души. Дело в том, что как внимание и восприятие повседневного мира (1-е внимание) требует полной концентрации энергии сознания, так и внимание и восприятие мира духовного (2-е внимание) также требует полной концентрации энергии осознания. При этом если обычное (1-е) внимание и восприятие у каждого человека бывает развито с детства естественным способом через воспитание и образование, то внимание души (2-е) требует особого развития по особой программе тренировки «двойника» или нового человека. Данное знание, которое и составляло суть «умного делания» в первые века христинства, в настоящее время считается утраченным и полностью отсутствует в православии и христианстве. Вместе с тем из обрывочных сведений, содержащихся в святоотеческой традиции и магической культуре, можно восстановить контуры этой уникальной технологии уплотнения «кокона» души или тонкого тела энергии до состояния полноценного «двойника» человека. Современному человеку, озабоченному светскими и потребительскими ценностями, это может показаться невозможным и даже фантастическим, но подвижники и духовные люди древности фактически всю жизнь посвящали соединению ума и сердца для обретения духовного «двойника», как достижению состояния спасения души. Точнее само состояние «спасения» души, которое для современного человека эфемерно, абстрактно и непонятно, для древних людей было совершенно конкретным состоянием зрелости души, которая достигает такого совершенства, что способна к материализации и свободному переходу в духовный мир «новым» человеком, оставляя плоть, как ветхую оболочку на базе которой и созревало тонкое тело души. Современный человек может возразить, сказав что мир и сам человек за это время кардинально изменились и то, что знали и к чему стремились люди древности давно уже не представляет смысла и ценности для современного человека. Это всё так, только духовное знание о потенциале возможностей человека, данных человеку Богом (Духом) всё равно остаётся неизменным и то, что могли делать древние люди, потенциально может и современный человек, который просто не имеет для этого знания и возможностей в силу соответствующего образа жизни. Тем не менее, при должном намерении, знании, стремлении и трудолюбии и сегодня можно в той или иной мере приближаться к духовным достижениям людей древности и загруженность современного человека потребительскими ценностями и смыслами не является оправданием его бездуховности. Продолжая наш разговор о духовном теле следует отметить, что ещё более непостижимым феноменом «двойника» является то, что тонкое духовное тело («двойника») и физическое тело («оригинала») могут меняться местами. Это может показаться невозможным, но когда усилием воли (намерения) человек выбирает пробудиться (проснуться) не там, где он засыпал или входил в состояние созерцательной молитвы, а там где хочет его духовное тело, то тело физическое переносится туда, где хочет проснуться духовное тело. Данный феномен в духовной литературе именуется феноменом «переноса» физического тела телом духовным. Данной способностью к переносу физического тела и объясняются магические эффекты «телепортации», многие из которых были явлены святыми.
Таким образом, описанные в Евангелие артефакты исчезновения и внезапного появления Иисуса Христа в разных местах являются не чем иным, как проявлением состояния нового человека и совершенного тела души, достигшего полной автономии, как «двойника» тела физического. Мало кто из православных задумывается и знает о том, что распинаемый на кресте Христос умирал телом физическим, уже имея тело духовное нового человека, которое Он демонстрировал ученикам при преображении на горе Фавор. Для мага, имеющего духовное тело «двойника», смерть тела - это только болезненный и окончательный переход от тленного (ветхого) к нетленному (новому), а для обычного человека, не имеющего совершенной души и духовного тела, смерть это практически окончание всего, поскольку воскресать нечему. Как это ни прискорбно слышать простым верующим, но одна из главных тайн христианства и православия состоит в том, что воскресает после смерти по аналогии со Христом только то, что имеет созданное духовное тело (тело энергии), как результат стяжания благодати или энергий святого духа. В то же время всё то несовершенное, что духовного тела не имеет, то не воскресает в полноте нового человека, а просто рассеивается во вселенной без остатка, поскольку воскресать оказывается попросту нечему в силу отсутствия целостной и зрелой души, имеющей всю полноту автономии личности. Сложно назвать бытием личности состояние полной неосознанности, подобное туманному и фантасмагорическому сну. Вместе с тем, совершенная душа, имеющая зрелое духовное тело нового человека, обладающего всеми атрибутами личности и тела физического, воскресает к новой жизни тем самым новым духовным человеком.
Под соответственностью «своим очам, ушам и главе» преподобный понимает второе внимание души или восприятие духовного мира духовным телом и духовными органами чувств, которые не имеют никакого отношения к телесному восприятию. Проще говоря, духовное тело настолько точно повторяет тело физическое, что отличить их подчас бывает невозможно.
Артефакт «раздвоения» можно смело отнести к высшим проявлениям христианского совершенства, а потому это крайне редкое явление в духовном мире. Тем не менее и в наше время факты «раздвоения» и присутствия в двух местах одновременно имели место к ряду подвижников. В их числе упоминания в летописи Оптиной Пустыни о старце Амвросии (Оптинском), который неоднократно встречал путников, заплутавших в поисках обители, и в тонком духовном теле проводил их до пустыни, двигаясь впереди, а когда пришедшие встречались в самой обители со старцем в телесном виде, выяснялось, что обители он давно уже не покидал и не мог покинуть в силу болезни ног. Аналогичные сведения о «раздвоении» имеются и в отношении нашей современницы матушки Сепфоры (1896 - 1997) в миру Дарьи Николаевны Шнякиной. По воспоминаниям её ученицы схимонахини Анастасии (Марии, монахини Пантелеймоны), матушку неоднократно видели на службах в разных храмах в то время, когда она в телесном виде своего дома не покидала. Есть отдельные упоминания о присутствии на первых Вселенских Соборах и отдельных епископов не в физических, а в тонких духовных телах. В недавно вышедшей книге о жизнеописании старца Паисия Святогорца сокельником преподобного Паисия также описывается артефакт парения ночью под потолком кельи светящегося тела старца. Данный эпизод стал одним из оснований для его канонизации. Аналогичную историю об оставлении тела и путешествии души, рассказывал неоднократно и профессор Московской духовной академии А.И. Осипов. В данной связи у каждого, кто основательно интересуется умным деланием, возникает резонный вопрос о технике и технологии уплотнения духовного тела и возможно ли сегодня применение данной технологии. Следует сказать, что это весьма не простые вопросы, требующие предельной трезвости и дисциплины, но знание об этом сегодня уже есть, причём, в общедоступных источниках информации и в частности в девятой книге американского антрополога Карлоса Кастанеды «Искусство сновидения», где описывается магическая практика прохождения 4-х врат сновидения из 7. Данная практика очень тесно перекликается с практикой исихии (священнобезмолвия) и высших ступеней молитвенного делания в аспекте сердечной самодвижной и зрительной молитвы. В основе данной практики лежит искусство полного овладения осознанием и вниманием с переводом их из мира бодрствования и повседневности на мир сна и сновидения. А поскольку сновидение по учению отцов является прообразом посмертного состояния души в духовном мире, практика осознанного сновидения и контроля сознания в состоянии сновидения является практикой обучения души ориентации в духовном мире. Иными словами, точно также, как телесный человек с момента рождения адаптируется к миру материальному через постепенное обучение координации и движению (ходьбе), коммуникации (общению), самовыражению (творчеству) и т.д., также и рождённый зрелой душой «новый» духовный человек, как расширение осознания личности, адаптируется к миру духовному через постепенное обучение перемещению души в духовном мире, коммуникации с разными духами и сущностями, а также и самовыражению - духовному творчеству. При этом каналом, связывающим мир материальный и мир духовный и является канал духовного сердца человека (точка сборки), через который осуществляется переход сознания с повседневного восприятия 1-го внимания на духовное восприятие 2-го внимания. Иными словами, при должном развитии и контроле осознания, восприятие человека может осознанно перемещаться по каналу сердца из материального мира повседневности в духовный мир энергии и техника осознанного и управляемого сновидения и является тем средством, которое позволяет тренировать восприятие навыкам ориентирования в духовном мире. Таким образом, человек обладает по существу уникальной возможностью через развитие осознания в материальном мире достигать своего духовного сердца, как центра сосредоточения всех энергий души, и затем, овладев энергиями сердца также осознанно тренировать и развивать своё «новое» духовное тело энергии навыкам координации в духовном мире. Данную возможность можно рассматривать с точки зрения христианской психологии как своего рода внутренний трансформационный потенциал человека, который через развитие осознания трансформирует или расширяет себя до состояния тела энергии, которое представляет собой концентрированное выражение личности в виде чистой энергии осознания. Парадокс этой чистой энергии осознания или энергетического тела человека в том, что это тело практически бессмертно, обладает всей полнотой личности телесного человека и может проявлять себя точной копией телесного человека, будучи при этом совершенно нематериальным телом, обладающим свойствами энергии. Данное состояние человека, которое и является духовным состоянием в полной мере по учению отцов, можно считать высшим достижением человека, приближающим его в этом к Духу (Богу). В данной связи у любого практика возникает закономерный вопрос о реальной возможности достижения подобного состояния в наше время. Ответить на этот вопрос однозначно крайне сложно, поскольку у каждого человека свои предпосылки для этого, а также свой потенциал трансформационных возможностей, усердия и трудолюбия. Вместе с тем, чем выше изначально ставится планка цели, тем выше и достигаемый результат. Глядя на современное гибельное и плачевное состояние христианства и православия, которое пало так низко, что превратилось в форму массового обрядоверия и религиозной профанации и имитации, не дающей никаких плодов духа, каждому совершенно верующему можно смело поднимать планку высшей цели. Данное описание не является прямым руководством к действию, а выполняет роль лишь общего знания методологии и психологии трансформации сознания и внимания в процессе когнитивного перехода от внимания и осознания тела физического (1-го уровня) к вниманию и осознанию тела духовного (2-го уровня). Внимательный читатель уже наверно догадался, что переход от первого уровня внимания и осознания ко второму является вторым когнитивным порогом, который в настоящее время в церкви намеренно не переступается, поскольку это уже сфера совершенной веры и индивидуальной ответственности каждого подвизающегося. Проще говоря, большинство простых и формально (обрядово) верующих людей знать об этом и не должны, поскольку это знание превышает их когнитивные и умственные возможности. Для тех же, кто идёт путём совершенной веры, следует знать, что данный заманчивый и интригующий путь развития и укрепления духовного тела является заключительной фазой духовного развития, когда у подвижника уже сформирована вся пирамида сознания в виде трёх сетей – мозга, разума и духовного сознания. Таким образом, практика развития и укрепления духовного тела души - это высшая и финальная духовная практика для тех, кто успешно прошёл все три ступени духовного развития и роста (телесная, душевная, духовная) и вышел на финишную прямую прямых и личных отношений с Духом (Богом), а потому - это удел наиболее закалённых, трезвых и безстрастных духовных воинов, а не простых набожных людей или подвизающихся при храмах. Сам факт соединения ума с сердцем и овладения энергиями сердца говорит о том, что человек достиг уровня метасети духовного сознания или попросту достиг сети Духа (Бога), которая и есть одновременно сеть Божественной энергии. Как правило, при нормальном развитии осознания в процессе поступательного душевно-духовного роста это происходит после 50 лет, когда закончено формирование гиперсети нравственного разума в форме «вертикального» (сердце-ориентированного) мышления. Собственно развитие высшей метасети духовного осознания - это и есть преодоление 2-го когнитивного порога и начало развития духовного тела нового человека. При этом сновидение - это конечная практика работы с духовным сознанием, которое уплотняется до состояния «духовного тела».
Таким образом, практика осознанного сновидения - это практика целенаправленной тренировки внимания 2-го уровня (внимания сновидения), которое способствует развитию метасети духовного осознания, которая и уплотняется до состояния духовного тела по мере прохождения всех 7-ми врат сновидения. Что представляют собой врата сновидения ? «Врата сновидения» с точки зрения когнитивной психологии представляют собой уровни или этапы развития духовной осознанности и внимания 2-го уровня, которые аналогичны уровням развития мышления и обычного внимания 1-го уровня. Так, первые «врата сновидения» - это развитие осознания до такой степени, когда человек может осознавать сам момент засыпания или перехода от восприятия 1-го уровня к восприятию сновидения 2-го уровня. Осознание момента засыпания с последующим сохранением внимания во сне - это фактически начальная фаза тренировки второго внимания, как способности контроля сна за счёт удерживания внимания сновидения на объектах сна.
Первые «врата сновидения» можно условно сравнить с навыком ориентации обычного ребёнка в окружающем его материальном мире. Прохождение «первых врат» сновидения - это начальное укрепление 2-го внимания до состояния удерживания в поле внутреннего зрения духовного тела любого из объектов сновидения. Вторые «врата сновидения» - это уже более сложная задача для второго внимания и духовного тела, которая состоит в обретении и развитии контроля над разными (или несколькими) снами одновременно, насколько позволяет потенциал энергии и внимание сновидения.
Процесс прохождения «вторых врат» сновидения представляет собой выработку уникальной способности второго внимания сновидения к расширению сферы духовного осознания и умению свободно переключаться между параллельными сновидениями с сохранением контроля и осознанности всего происходящего. Одной из промежуточных задач «вторых врат» сновидения является преодоление притягательной силы отдельных деталей снов или говоря проще «застревания» в отдельных сюжетах разных снов. Данный навык сравним с умением обычного подростка ориентироваться на местности или в новом и незнакомом месте с умением всегда возвращаться назад к дому. Иными словами, если на этапе «первых врат» сновидения имело место только осознание своего энергетического тела, то на этапе «вторых врат» уже само энергетическое тело души предпринимает попытки действия и перемещения по разным сновидениям, как кластерам метасети духовного сознания . Особенностью преодоления «вторых врат» сновидения является то, что на этом этапе частично окрепшее энергетическое тело впервые встречается «лицом к лицу» (энергией к энергии) с сущностями духовного мира, а проще говоря с бесами, которые обращают внимание на повышенный потенциал энергии души. Данный этап в святоотеческой православной психологии и именуется этапом выхода в анахоретство для вступления в схватку с духами злобы и имеет символ «Льва» после его успешного прохождения.
Прохождение «вторых врат» сновидения - это полный уход от влияния бесов и сущностей и обучение искусству использования разных типов энергии духовного мира для свободного перемещения по разным кластерам метасети духовного сознания, как отдельным субреальностям. Не сложно заметить, что и «первые» и «вторые врата» сновидения касаются только мира духовного (мира энергии) и не распространяются на мир реальный (материальный). Проще говоря, духовное тело души на этапе «первых» и «вторых врат» сновидения открывает для себя всю беспредельность только духовного мира и его обитателей, обучаясь свободному существованию в этом мире, как его полноценного члена. Вместе с тем для духовного тела остаётся ещё недоступной задача слияния мира духовного и мира материального в одну материально-духовную метареальность. Эту задачу решают «третьи врата» сновидения, когда духовное тело обучается ещё более сложному навыку соединения (слияния) двух реальностей - реальности сновидения и повседневной в одну и свободного перемещения между ними. На языке аналогии - это умение обычного человека (юноши) самостоятельно отправляться за границу и обратно. Проще говоря, в задачу третьих «врат сновидения» входит умение видеть духовным зрением духовного тела души не только мир духовный, но и мир материальный (повседневный). Моментом достижения «третьих врат» сновидения является момент восприятия (видения) из сна своего собственного спящего тела в реальном мире, а не в сновидении.
На этапе «третьих врат» сновидения происходит не что иное, как слияние двух типов осознанности (повседневной и сновидения) и двух типов внимания (1-го и 2-го) в одно расширенное духовно-материальное внимание, осознание и восприятие. В результате духовное тело достигает такого совершенства, что становится способным из мира духовного (мира энергии) входить в полноте осознания в мир материальный (повседневный) и проявлять себя в повседневном мире пока ещё духовной сущностью, не имеющей всей полноты «тела двойника», не отличимого от тела физического. Тем не менее, дальнейшее прохождение «третьих врат» ещё больше уплотняет духовное тело до состояния визуального восприятия. Одной из удивительных особенностей «третьих врат» сновидения является активизация у духовного тела возможности прямого восприятия энергии любого объекта или «видения». Для осуществления акта «видения» энергии любого объекта и явления достаточно одного лишь намерения видеть или внутренней команды, которая может произноситься как слух, так и внутренне. В дополнение к «видению» энергии на этапе «третьих врат» актуализируется функция «голоса видения» или функция «комментатора», который комментирует всё происходящее во втором внимании через призму повседневного восприятия. «Голос видения» или «комментатор» по мнению магов принадлежит духовной сущности, являющейся другом и защитником человеческого рода.
Есть все основания полагать, что «голос видения» в тольтекской традиции может быть аналогом духа утешителя в христианстве. «Утешитель» – по-гречески параклитос (παράκλητος) и первоначально обозначал призванного на помощь, защитника. У евреев, к которым это слово перешло из греческого языка в форме «пераклет», оно стало обозначать утешителя, советника, указывающего человеку, находящемуся в затруднительном положении, как ему лучше выйти из этого положения. Конечной задачей «третьих врат» сновидения является умение свободно перемещать духовное тело души как в духовном мире, так и в мире материальном и между этими мирами. «Четвёртые врата» сновидения ещё более расширяют проницаемость духовного тела до возможности посещения мест, которые не существуют в реальности, кроме воображения и намерения других людей.
Таким образом, через искусство сновидения происходит полноценное развитие и уплотнение духовного тела души до полной автономии, когда тело физическое становится попросту не нужным в силу ряда ограничений. Данный аспект и составляет основу задачи духовного спасения. Можно предполагать, что прохождение всех семи врат сновидения делает человека подобным Богу, поскольку позволяет раскрывать всю полноту духовных и творческих возможностей, которую и символизирует Орёл. (Евангелие от Иоанна – Орёл) — символ победивших природу ветхого человека и выходящих на уровень святости, благодати и даров Святого Духа. «Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстями и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественные видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, уподобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.» (Добротолюбие, Т. 1, Наставления св. Антония Великого) Так выглядит вся схема достижения духовного совершенства в христианстве, от которой сегодня осталось меньше половины. К большому сожалению в современном христианстве и православии давно укоренён сказочный миф о «чудесном воскресении» после смерти души христианина, который верит во Христа за счёт силы одних только таинств, без развития осознанности вообще и духовного осознания в частности. Не хотелось бы разочаровывать многих обрядоверующих, но воскресение души - это не массовое и поголовное «чудо» для всех уверовавших, а результат длительного, сложного и индивидуального труда каждой души по развитию высшей духовной осознанности, достигающей полноты духовного совершенства. Описание пятых, шестых и седьмых «врат сновидения» отсутствует среди общедоступных источников и можно только предполагать, что задачами их могут быть:
Из этой схемы задач не сложно увидеть, что духовное тело нового человека имеет по существу высшее божественное предназначение, которое делает человека практически равным Богу по своим творческим возможностям. Так высоко предназначение человека в глазах Бога, который каждого человека видит своим сыном и со-Творцом. По материалам курса "Теоретические основы христианской психологии" 2018 г. Минск Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|