Находясь под прессом обстоятельств и гнётом негативных процессов, происходящих сегодня в мире и обществе, попадаешь в чёрную дыру скуки, апатии и депрессивного настроения. Ничего не хочется! Нет желания радоваться и двигаться вперед. Снаружи - серый мир, внутри - экзистенциальная пустота. Такое состояние я называю духовным отчуждением.
Духовное отчуждение – это когда человек отчуждается от своего духовного бессознательного – той сферы психики в которой зарождаются воля, стремления к свободе, честности и другим духовным ценностям, любви, творческое вдохновение, интуитивное чувство.
Духовное отчуждение связано с многими психологическими проблемами, среди которых различные форм эскапизма, в том числе интернет-азависимость, наркомания, алкоголизм.
Под понятием «духовного отчуждения» я понимаю утрату связи ума личности со своей духовной сферой, со своей экзистенцией. Утративший эту связь, человек всем своим сознанием уходит в мир грез. Он убегает в сладкие иллюзии при помощи всевозможных зависимостей, он убегает от себя, от своей сути.
В результате этого можно наблюдать дегуманизацию современного общества, где каждый отчужден от своего внутреннего мира. Общество, потерявшее свое истинное человеческое лицо живет по негуманным законам, испытывая при этом смысловой и духовный кризис.
Непонимание собственной природы, смыслоутрата и потеря ценностных ориентиров делает человека отчужденным не только от себя, но и от других людей и природы. В обществе отчуждения человек утрачивает свою способность к самоопределению и выявлению жизненно важных ценностей, самосознанию и любви.
«Духовное бессознательное» – термин, который впервые ввел Виктор Франкл с целью расширения рамок бессознательной деятельности человека. С точки зрения Франкла, бессознательное бывает не только инстинктивным, о чем говорил Фрейд, но и духовным.
Франкл предлагает не только подвинуться инстинктивному бессознательному, уступив место духовному бессознательному, но и лишиться своей тотально детерминирующей функции. Так человеческое существование, согласно Франклу, не только – совокупность влечений, но и также состоит из интенций духа, оно окрашено духовной экзистенцией.
Франкл считал, что, прежде всего, человек – это дух. Переживший ужасы концентрационного фашистского лагеря он осознал, как важна категория духа в потерявшей «человеческое» лицо психологии. Франкл, вспоминая время проведенное в концлагере, описывал психическое состояние заключенных. У заключенных не осталось ничего кроме их ценностей. И одни, которые искренне верили в эти ценности, выживали, а другие умирали.
Сила веры человека в ценности не измерима! Человек, лишенный физической свободы, подвергающийся постоянному унижению, изнемогающий от тяжелой работой, всё же находит дополнительные душевные силы, чтобы жить, потому что не сломлен духовно. Дух питает его душу и организм.
Проявлениями духовного бессознательного человеческой психики является то, что делает ее собственно человеческой, в отличие от той сферы биологического и инстинктивного, что также присутствует в человеке. К таким проявлениям можно отнести такие духовные интенции как ценности, самосознание, свобода-ответственность, воля к смыслу, глубинные экзистенциальные переживания.
Все стремления и интенции духа играют важную роль в поведении человека, которые могут и не осознаваться его умом.
Наиболее детально проблему духовного отчуждения в глубинной психологии раскрыл Э.Фромм. Ссылаясь на идею Энгельса и Маркса, согласно которой отчуждённый характер труда как основной деятельности человека приводит к отчуждению личности от самого себя, Фромм рассматривал духовное отчуждение как вытеснение сознанием основополагающих экзистенциальных проблем человеческого существования. Духовное отчуждение в данном контексте – это полное равнодушие человека к своей экзистенциально-духовной сфере, это потеря связи со своим глубинным «Я», со своими экзистенциальными потребностями.
Отчуждение от этой сферы Фромм называл таким способом существования, который основан на обладании (человеческом отношении ко всему окружающему с точки зрения потребителя, а не творца). Духовная отчужденность современного человека непосредственным образом связана с потреблением. Стремясь к достижению материальных ценностей, человек стремительно отчуждается от своих духовно-экзистенциальных потребностей. Человек ощущает себя как нечто чуждое, становится как бы отстраненным от самого себя. Он воспринимает себя, равно как и других людей, подобно тому, как воспринимают вещи.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.