|
Про личность как массовый продуктАвтор статьи: Карлин Евгения
В одном интервью Александр Асмолов заметил, что сегодня наблюдается удивительное конвейерное, массовое производство личности как товара, который можно продать. Развивая эту идею, можно выявить определенные характеристики такой продаваемой личности:
Есть люди, которым, правда, подходят названные пункты. Люди, которые имеют врожденные лидерские качества, сильную нервную систему, быструю скорость реакций, живой ум, физическую конституцию, которой все это подходит. Ведь есть люди, на которых действительно, отлично сидят костюмы, вошедшие в моду в определенный период. Кто-то совпадает с тенденцией по собственной природе, неважно, идет ли речь о ведической традиции, модели лидерства или идеи аскетизма. Проблема в том, что определенная личность оказывается в моде, навязывается, предлагается как эталон. Сегодня это личность преодолевшая «ограничивающая убеждения», совершенствующая, все усевающаяся (и медитировать, и достигать), чье жизненное колесо крутится и затрагивает собой все области. Существует идея, что такую личность можно получить на тренингах личностного роста, у психолога, на лекциях «лучших» специалистов по разным вопросам, в книгах, предлагающих «сфабрикованное счастье и чудодейственное исцеление», как когда-то назвал их в И главным ресурсом в такой продаже является чувство вины. И если ты не успешная личность (не обладаешь лидерскими способностями, неблагополучен, ешь мясо, сахар, глютен, проваливаешься иногда в меланхолию или даже депрессию, проводишь отпуск у себя на даче или даже в квартире, не бегаешь и не занимаешься йогой, пользуешься пластиком и не сортируешь мусор, а иногда кричишь на своих детей и плачешь от бессилия), то получай чувство стыда и вины. Ведь столько литературы, столько специалистов, столько готовых моделей - иди бери и делай! Не получается, не берешь, не делаешь - сам виноват. Чувство вины крайне неприятнее. Мы не хотим его переживать. В свою очередь чувство иррациональное вины открывает огромное поле для манипуляций, внутренних переживаний и самобичевания. И огромное поле для продаж. "Дианетика» (название книги «успеха» Хаббарда как нарицательное) не знает ни почтения к сложности человеческой личности, ни ее понимания. Человек - это машина, а рациональность, ценностные суждения, психическое здоровье, счастье достигаются с помощью работы инженера. "В такой инженерной науке, как Дианетика, мы работаем, нажимая кнопки". Готовые модели метят в конформизм и поддерживаются ими. За девизом обретения себя и укрепления себя предлагается готовый костюм, который кому-то прекрасно подходит, но от кого требует отказа от важных частей себя, порой изувечивая как на прокрустовом ложе, где разбойник вытягивал или укорачивал путников, держащих путь в Афины (как символа успеха, достижимый подстройкой себя). Георгий Щедровицкий вспоминал, как однажды ему пришлось беседовать с известным кинорежиссером, резким в своих формулировках, который следующую формулу, попытка простого решения сложных проблем — это и есть то, что мы называем фашизмом». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|