Про эмоциональное выгорание

Автор статьи: Елена Стражнова

Про эмоциональное выгорание

Недавно у меня закончился отпуск, и надо было выходить на работу. Настроение было не ахти, погода ему соответствовала: то сплошные  грозы, то нудный мелкий дождик целый день...

В голове крутилось: НЕ ХОЧУ НА РАБОТУ!!! Я подумала: может, у меня эмоциональное выгорание?.. Сейчас напишу об этом поподробнее.

Ещё будучи в отпуске, я посетила конференцию для психологов. На ней выступала Марина Левина - руководитель фонда "Родительский мост" в Петербурге, арт-терапевт, мама большого количества детей (половина - приемные), и просто - замечательная женщина. Я  всегда встречаюсь с ней с удовольствием. Говорила она в том числе - об эмоциональном выгорании, которое может коснуться как родителей, так и специалистов. Что это такое?

Эмоциональное выгорание - это полное истощение ресурсов, как физических, так и душевных.

Что на это влияет?

1) Состояние неопределенности. В таком состоянии могут находиться и родители, и специалисты помогающих профессий. Мы начинаем какой-то процесс - и не можем знать, каким будет результат, от этого у нас возникает фрустрация (напряжение). 

Каждый ребёнок уникален, поэтому, воспитывая его, родитель никогда не знает, что получится в результате, несмотря на многочисленные рекомендации по воспитанию.

Если говорить про психологов - у них все находится в зоне неопределенности. Психолог не знает, какой клиент к нему придёт, с какой проблемой, сколько времени займёт работа с ним и вообще - чем эта работа завершится. Психолог всегда - "первопроходец".

(Ребёнок в детстве тренируется справляться с неопределенностью: он играет в игры - прятки, догонялки...).

Что помогает с этим справиться? - восприятие сложной  ситуации как вызова, задачи, которую нужно решить. Тогда у человека  возникает интерес, удовольствие, ощущение здорового риска, расширяются границы его возможностей. Без всего этого жизнь стала бы пресной, скучной. У ребёнка в детстве есть потребность развиваться, заниматься творчеством, смелость рисковать... Можно задать  себе вопрос: "Сохранилось ли у меня все это?".

2) Особенность нашей страны такова, что мы все  время живем в ситуации кризиса, то одного, то другого, ситуации нестабильности. Конечно, это вызывает у нас тревогу. Нам не хватает работающих законов (Вспомним поговорку: " Закон что дышло - куда повернул, туда и вышло!"). Не хватает четких правил, которые были бы прописаны и соблюдались бы.

3) У некоторых такое качество, как перфекционизм, зашкаливает: я все должен знать и уметь, я должен сделать это лучше всех! И это тоже приводит к эмоциональному выгоранию. Важно не стремиться быть идеальным родителем, лучшим специалистом. Не ориентироваться на оценку общественного мнения: что обо мне подумают, что скажут, как оценят мою работу? Важно уметь прощать себя, признавать свою беспомощность в каких-то ситуациях - я сделал что мог, но от меня не все зависит...

4) В нашей стране трудоголизм социально одобряем. Кажется, это заложено в нас генетически ("Все для фронта, все для победы!", "Пятилетку за три года!", и так далее...). Есть установка, что "только тяжелым трудом можно что-то заработать". Но ведь в наших сказках Иван-дурак каким-то волшебным образом получает желаемое! Емеля сидит на печи - и получает царевну и полцарства впридачу... Значит, необязательно быть "ломовой лошадью", чтобы получить то, что хочется?

Как себя защитить от этого? 

- Выработка взрослой позиции: я принимаю ответственность за свои чувства, своё здоровье, свою жизнь.

- Пробуждение внутреннего здорового ребенка, который отвечает за творчество, эмоции (радость, интерес к миру, любопытство). Задаем себе вопрос: "Есть ли сейчас в моей жизни творчество, игра?".

- Принятие себя. Когда мы боимся оценки - это значит, что мы не очень любим и принимаем себя.

- Разрешение себе испытывать злость, агрессию. В нашем обществе есть запрет на агрессию: злиться на маму нехорошо, приличные люди так себя не ведут... На самом деле, все творческие акты сопровождаются агрессией (включая секс). Агрессия - это волевое усилие, энергия для выполнения чего-либо. Любые отношения предполагают агрессию как защиту своих границ, отстаивание своих интересов, потребностей.

- Работа со своими внутренними конфликтами. Например, "Я являюсь тем, кем не хочу быть", " Я живу не своей жизнью". Баланс между "я хочу" и "я должен", " быть честным" - или "быть вежливым" и т.д.

Стадии эмоционального выгорания

1 стадия

Эйфория, кураж от работы, безудержный энтузиазм. Человек готов работать сутками. Эндокринная система выбрасывает в кровь большое количество гормонов (окситоцин - гормон радости и т.д.), человек "подсаживается" на это состояние радости. Работа постепенно вытесняет другие сферы жизни.

2 стадия

Накапливается усталость. Организм находится в состоянии стресса, исчерпываются запасы энергии. Если у человека отсутствует критическое мышление - он игнорирует сигналы, говорящие об усталости: "Все так работают!", " Все устают!". Начинаются психосоматические проявления: побаливает сердце, даёт себя знать желудок... Так как силы заканчиваются - человек начинает их экономить (например, не брать тяжелые случаи на работе). Начинает страдать качество работы.

3 стадия

Наступает истощение. Возникает депрессия средней и тяжёлой формы. Вообще ни на что нет сил - человек может только лежать, молчать и плакать. Проявляется раздражение, агрессия на клиентов, попытки уклониться от общения, циничное отношение к ним. Проблемы со здоровьем становятся все более тяжелыми. Тело как будто говорит: "Хватит, остановись, отдохни!".

4 стадия

Полное истощение. Работа теряет всякий смысл, человек её ненавидит (или - родитель ненавидит ребёнка). Бесконечные стрессы, тревожный сон или бессонница. Человек может получить какую-то тяжелую болезнь, попасть в аварию, а в самом тяжелом случае - умереть.

На 3-ей и 4-й стадии высок риск алкоголизма.

Что же с этим делать?

- Задать себе вопрос: Живу ли я так, как хочу? Являюсь ли я хозяином своей жизни? 

- Признаться себе: я устал. Следить за тем, чтобы в жизни присутствовал отдых (в течение недели - обязательный день отдыха; в течение года - три недели отдыха подряд). Причём отдых - это значит ничего не делать, медитировать, созерцать, постараться  освободить голову (только птицы, облака, музыка...).

- Сделать для себя вывод: моё физическое и психическое здоровье - это важно! Регулярно следить за этим.

P.S. В тот самый первый день работы после отпуска я вышла из дома - вовремя! - доехала до метро, влилась в ручеек людей, также спешащих на работу, сразу подьехалт поезд... Все как-то удачно складывалось, и я подумала - наверное, я привыкну, и все войдёт в свою колею))) 



Просмотров: 334
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Работа с МАК". Расклад "Сказка моей жизни".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • тернистый путь от ужасного "должен" к прекрасному "хочу".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь