Про стереотипы, спиннеры и про нас...

Автор статьи: Смольянинова Ксения

Эту статью я написала года три назад. Но так и не опубликовала, уже не помню, почему... А сегодня случайно наткнулась на нее и решила, пусть будет)) Статья про стереотипы, а тема про спиннеры как пример. Тогда еще были популярны спиннеры, у них были поклонники, были и противники. Кто-то их рекламировал, кто-то их ругал.  Сейчас спиннеры непопулярны, и примеры с ними неактуальны, но тем не менее, сама статья своей актуальности не потеряла.

С какого стереотипа начать? Ну, например, с последнего - спиннеры интересны только дуракам! Или вот - телевизор смотрят только ограниченные люди! Сериалы только для тупых! Смотреть нужно только интеллектуальное кино! Будешь есть майонез, станешь жирной! В отпуске обязательно нужно посетить 100500 мест, иначе ты скучный и неинтересный! Успешные люди не испытывают сложностей в отношениях с близкими. Настоящая женщина не должна носить дома халат! И продолжать можно бесконечно. Они не всегда звучат прямо, иногда косвенно, при этом понятно о чем речь.

А что такое стереотип? Вот определение с одного психологического сайта: "Стереотип – относительно устойчивый и упрощенный образ социальной группы, человека, события или явления". Бросились в глаза два слова - "устойчивый", т.е. поддерживается большинством и "упрощенный". Отсюда становится понятно, зачем нужны стереотипы. С ними ты не один, ты "в большинстве", и не нужно вникать, разбираться, одним словом, напрягать мозг. Вполне себе неплохой защитный механизм, в гештальте мы называем его интроекцией.

От чего он защищает? От одиночества, непринятия, необходимости брать на себя ответственность. Ведь если я что-то делаю, говорю или в чем-то участвую, то кто-то другой может поинтересоваться, зачем я это делаю, начать критиковать меня. И тогда мне придется напрягаться, объяснять, открываться этому человеку, нести ответственность за свои действия. А этот человек вполне может оказаться другим, отличающимся от меня, и не захотеть принимать мою точку зрения, может обесценить ее. И в этом месте я остаюсь один и становится неприятно. Так вот, чтобы не было неприятно, на помощь и приходят интроекты. Все просто, без напряга и большинство всегда на твоей стороне.

Но все бы ничего, если бы не одна особенность. Прежде чем рассказать о ней, приведу пример. Недавно я общалась с одним подростком, он сказал: "Знаешь, почему я не покупаю себе спиннер?" - "Почему?" - "Потому что его создали в начале девяностых для умственно-отсталых детей".
В процессе нашего общения оказалось, что он много знает о спиннерах, какие бывают, с какой скоростью крутятся, как долго, как устроены, что снимаются утяжелители и как это влияет на сам спиннер сколько стоят и т.д.. Стоит отметить, что этот подросток развитый, начитанный, с массой разнообразных интересов. И очевидно, что ему очень интересен спиннер, но из-за стереотипов он не разрешает себе его купить, фрустрирует эту свою потребность из страха оказаться в категории "умственно-отсталых" (не принимая в расчет тот факт, что интеллектуальный уровень определяется сложной системой оценки, а не наличием или отсутствием какого-либо атрибута; наличие спиннера в руке не гарантирует низкий интеллект, так же как фото с книгой в инстаграмме, не гарантирует высокий :)).

Я попробовала ему объяснить, что я не знаю ни одной игрушки, которая была бы способна снизить интеллект, что интеллект штука сложная и на его развитие влияют много факторов: врожденные способности, семейная обстановка, окружение, отношения, досуг и т.д. И что не все игрушки, занятия и действия обязательно должны быть направлены на развитие, что должно быть место и безделью и расслаблению, т.е. иногда нужно и побалбесничать, для гармоничного развития нам нужно и это.

Вот и особенность - стереотипы ограничивают! По сути являются шаблонным типом мышления. Сужают обзор, фрустрируют порой важные потребности, не позволяют увидеть другого во всем его разнообразии. А потом и получается, что видя человека со спиннером, теряем к нему всякий интерес, поставив клеймо "дурак, наверное", и отметаем потенциального друга и, возможно, интересного собеседника. Или после сложной напряженной работы, когда хочется расслабиться, отключить мозг и отдохнуть, мы тратим отпуск на туры с ранним подъемом и интенсивным графиком и вместо необходимого нам отдыха истощаем себя еще больше.

Свои стереотипы сложно заметить. Как понять, стереотип ли это или действительно мое мнение или мой выбор? Тут помогут вопросы:

-это справедливо во всех случаях, со всеми, везде, или нет?
-что мне это дает, чего не дает, в чем ограничивает?
-что случится, если я это сделаю, не сделаю? и т.д.

Попробуем на примере стереотипа про майонез. «Будешь есть майонез, станешь
жирной!»

Даже если у меня хороший метаболизм? Даже если я ем его не много и не каждый день? Если я заменю майонез сметаной, будет полезно? А мне будет вкусно? А я получу удовольствие от этого блюда? А если я съем сегодня салат с майонезом, я растолстею? А как скоро? А при каких условиях? И т.д..
В этом месте и появляется гибкость, широта и понимание того, что нет универсальных знаний, к каждому конкретному случаю нужен отдельный подход, то, что справедливо для одного, может совсем не подойти другому.

Не спешите с выводами, поразмышляйте. И если ваше действие не принесет никому вреда, а вам от этого будет хорошо, так может то, что останавливает его сделать, это и есть тот дурацкий стереотип, который мешает жить в удовольствие и замечать мир вокруг во всем его многообразии?



Просмотров: 255
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Всем "Х" нужно только "Y"
  • Если все холостые мужчины кажутся "козлами" и с ними ничего общего иметь не хочется. Как быть?
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • "Если бы я была другой, меня бы любили". Терапевтический рассказ.
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Самопознание. Почему не нужно "чистить каналы" и "вращать чакры"? Не понятая йога
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Ведическая" женщина - или я все делаю "правильно", но до сих пор одна - почему?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Работа с МАК. "У меня всё отлично!Вот только жить почему - то не хочется..."
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь