|
Сказка об эмоциональной зависимости (продолжение)Автор статьи: Захарова Анна Сергеевна
Часть 2 Работа с эмоциональной зависимостью Эмоциональная зависимость рождает деструктивное поведение. Деструкция (разрушение) действует на разных уровнях, как на уровне самого зависимого человека, так и на уровне взаимодействия с партнером и окружающими. Первое на что нужно обратить внимание в работе с зависимостью, это на сами эмоции, которые испытывает человек. Умение выделить, распознать и назвать эмоции, которые приводят к зависимости это, и есть тот самый фундамент, на основании которого мы сможем в дальнейшее продолжать работать. Сама зависимость является лишь следствием. Первопричина лежит гораздо глубже. Поведение человека - симптом. Зависимый человек попадает в эмоциональную ловушку. После того как мы выделили и назвали эмоции, которые испытывает зависимый человек, у нас есть возможность понять всю полноту эмоционального фона. Зависимость сужает круг эмоций и не позволяет в должной мере использовать всю многогранность эмоционального фона. Эмоциональная палитра обычного человека насыщена, а в случае с зависимостью, крайне ограничена. Но при всем ограничении яркость эмоции очень сильная. Осознав эмоцию, мы берем ее под контроль, неосознанная эмоция управляет нами. Выделив и назвав эмоции, которые испытывает зависимый человек нам необходимо следующим этапом выделить доминирующую эмоцию. Зависимость основывается на эмоции, которую нельзя удовлетворить. Она выступает в качестве доминирующего мотива. Доминирующая эмоция создает очаг и перенаправляет энергию с других очагов на себя. Доминирующая эмоция характеризуется самодвижением. В большинстве случаев подпитка доминирующей эмоции происходит через повторяющиеся действия. Человек неосознанно создает такие ситуации, которые поддерживаю доминирующую эмоцию. Доминирующая эмоция захватывает, усиливается и таким образом создается тоннельный эффект сознания. Осознав доминирующую эмоцию, мы может продолжать работу. Следующий вопрос, который необходимо задать: «Для чего это происходит?». Это и есть кульминация работы с эмоциональной зависимостью. Доминирующая эмоция порождает активность. Ответ на вопрос «для чего это происходит» позволяет выделить ресурсную основу доминирующей эмоции. К.Г. Юнг в своих работах говорил о том, что человек, теряющий свои комплексы, теряет свои лучшие ресурсы. У данной медали две стороны. Помимо того, что в зависимом состоянии доминирующая эмоция порождает деструкцию, она же и аккумулирует активность. Осознав ресурсность доминирующей эмоции мы открываем новые возможности, расширяем тоннельный эффект сознания. Появляется возможность создать новый ресурс. На этом этапе зависимость трансформируется в ресурсность. Человек понимает, для чего ему нужны эти отношения и что создает яркий деструктивный эмоциональный фон, с которым человек не может справиться самостоятельно. Зависимость так же является определенным процессом стагнации (застревания) на значимом моменте. Если человек застревает на определенной ступени, то по сути, он получает очередную возможность пережить значимый момент и перейти на следующую ступень своего развития. До тех пор, пока человек не переживет тот момент, на котором он застревает, его доминирующая эмоция будет создавать подобные ситуации. В процессе застревания теряется перспектива развития. Конечный этап работы над эмоциональной зависимостью основывается на процессе преобразования. Создается образ «Я-возможного». Необходимо дать человеку почувствовать, каким он будет, когда будет испытывать другие эмоции, откроет для себя другие действия и возможности. Тоннельный эффект сознания постепенно пропадает. Проработка зависимости процесс долгий и сложный, но он того стоит. Когда человек закрывает для себя нерешенные вопросы, то появляется возможность открыть новые горизонты своего развития. Уходит ограниченность. И под конец я хочу вам поведать историю о белом медведе, которого привезли в цирк. «В цирк привезли белого медведя, но к сожалению нужного вольера не оказалось. Решили запустить его в клетку, которая была. Так и сделали. Пока строился вольер медведь жил в маленькой клетке, в которой он мог сделать лишь несколько шагов. Так он и передвигался, ежедневно делая один и тот же круг. Пару шагов в одну сторону, пару шагов в другую. Когда вольер был построен, медведя выпустили. Но он еще долгое время повторял одни и те же движения… пару шагов в одну сторону, пару шагов в другую. Его территория увеличилась, но привычка, то осталась». Так давайте же не будем медведем. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|