Неконтролируемое желание нравиться окружающим

Неконтролируемое желание нравиться окружающим

Часто можно услышать запрос формата "Мне всегда хочется подстроиться под собеседника, причем любого. Произвести только хорошее впечатление. Мое поведение вообще неестественное, я чувствую и понимаю это, но ничего не могу с собой поделать. Я вижу, что у других нет такого стремления нравиться всем, либо они ему не следуют, несмотря на наличие".
 
Данный вопрос во многом связан с темой "Вред традиционного воспитания" и, дабы не повторяться, рекомендую прочесть сначала ее для полноты понимания.
 
Безусловно, тактичность, вежливость, любезность, приветливость, элементарно уважительность, в конце концов - являются непременными качествами воспитанного человека современной культуры вне национального и геополитического контекста.
Однако, данные качества должны реализовываться искусственным способом - то есть осознанно, по желанию самого человека с адекватной реакцией на изменения непосредственно в процессе коммуникации (если общение с человеком происходит впервые здесь и сейчас) или в отношениях в целом.
 
Понимаете разницу? Грубо говоря: контролируемое и не контролируемое желание, как следствие стиль поведения.
Если в первом случае мы имеем инструмент межличностного взаимодействия, то во втором внутреннее расстройство.
 
Но не спешите тут же четко делить людей на две категории. Здравый рассудок и научный критицизм подсказывает, что континуум норма-расстройство применимо и в данном случае. То есть, каждый человек имеет в себе некоторый объем неконтролируемого желания нравиться. Быть сознательным абсолютно невозможно. Следовательно каждый и в данном контексте невротик. Вопрос лишь в объеме, который с некоторого значения считается уже расстройством в психотерапевтическом значении.
 
Это, знаете, как с гомосексуальными влечениями - каждый их имеет, но не все ведь гомосексуалисты.
 
Как можно классифицировать и диагностировать неконтролируемое желание импонировать?
Ближе всего истерическое расстройство личности (F60.4) и истероидный психотип, которые характеризуются, в частности, "неиссякающей потребностью в получении внимания, неустойчивой самооценкой, переоценкой значимости пола, наигранным поведением".
 
В МКБ-10 наиболее интересны критерии G2, G3, G4.
  • G2. Отклонение должно быть полным в том смысле, что отсутствие гибкости, недостаточная адаптивность или другие дисфункциональные особенности обнаруживаются в широком диапазоне личностных и социальных ситуаций (то есть не ограничиваясь одним «пусковым механизмом» или ситуацией).
Именно это я имел ввиду выше, говоря об искусственной реализации импонирующих качеств личности. Свободное осознанное поведение позволяет быть более гибким в общении. В то время как истерическое расстройство лишает, по сути, выбора и обуславливает ригидный однообразный стиль мышления который ведет к G3
  • G3. Отмечается личностный дистресс или неблагоприятное воздействие на социальное окружение.
Ну и четвертое. НЖИ (неконтролируемое желание импонировать) является характерологическим свойством, то есть формирующимся вследствие воспитания, как и истероидный психотип личности. Следовательно, в биографии диагностируемого должна прослеживаться динамика и иметься детерминанты повлиявшие на формирование психотипа в детстве или пубертате.
  • G4. Должны быть данные о том, что отклонение является стабильным и длительным, начинаясь в старшем детском или подростковом возрасте.

Такими детерминантами, к примеру, чаще всего являются токсичные Значимые Другие - родители, сиблинги, прочие лица жившие вместе с субъектом и имевшие систематическое взаимодействие с оным.
Какое поведение этих лиц является главным образом истерогенным? Подавление, критика, указания на неполноценность. Строгие требования соответствия нормам этики и морали. Постоянные стереотипные послания в стиле "Каждый должен...", "Так нельзя...", "Всегда надо...". Ребенок получает любовь и одобрение только вследствие миловидност, удобства, а также чрезмерных усилий и ярких поступков. Сексуальность ребенка всячески купируется, его взросление искусственно сдерживают, темы секса замалчиваются, ребенку постоянно транслируется мысль, что он не взрослый с соответствующим отношением. В свою очередь регрессии поощряются - например, инфантильное детское поведение, наигранность, экзальтированность, проявление интереса к детской атрибутике. Не зря в F60.4 входят два расстройства: истерическая и психоинфантильная. В целом такой стиль не может нивелировать сексуальную энергию ребенка, но приводит к ее вытеснению, причем временному. В последствие же сексуализированность образа наоборот чрезмерно гипертрофируется.
 
В итоге субъект усваивает мысль о том, что он априори неполноценный, не взрослый, не равный, но должен нравиться всем вокруг, а возможно это за счет тотального удобства плюс наигранной миловидности и сексуальности. "Если я не личность, то буду хотя бы желанной".

Таким образом во взрослой жизни данное поведение является ригидным следованием детским паттернам поведения, которые теперь не осознаются и диктуют стиль взаимодействия с окружающими. В бессознательном оно зиждется на комплексу глубоко интроецированных установок о том, как ко мне относятся люди, чего от них ожидать и собственная самооценка.
Не важно, что человек уже взрослый и автономный, а отношение окружающих на самом деле отличается от ожидаемого личностью. Прошлая травматизация настолько сильная, что мешает объективному критическому восприятию. Ожидания сильнее действительности и окрашивают ее в свой тон. Проще говоря, все уже не так, как в детстве, но эти "привычки" остаются с человек и с ними можно всю жизнь прожить, как показывает практика.
 
Вопрос базальных характерологических качеств наиболее сложный и трудоемкий. Именно такие проблемы решаются в психотерапии, которая подразумевает методичную проработку бессознательных установок из прошлого и интеграцию в сознательную жизнь.
 
Об иллюстрации. Подбирать точные иллюстрации нелегко и также отнимает немало времени. Зато отлично дополняет статью и закрепляет смысл ассоциативно.
Прибегая к популярным образам кинематографа сначала, разумеется, хотелось использовать фотографию Мэрилин Монро, которая без сомнений страдала истерическим расстройством личности. Выраженное сексуальное поведение, несмотря на внутреннюю низкую самоценность и невозможность переносить одиночество (потребность постоянно нравиться другим и получать их любовь). Именно она первая ввела в культуру нездоровый инфантильный образ сексуальности - глупость, тонкий голос, демонстрация интимных частей тела в результате якобы неловкости, игра яркими губами, глазами, вызывающая мимика и позы. Только истероид может быть настолько сексуален, ибо нормальный человек не прикладывает столько усилий для того, чтобы вызывать желание других.
Ее именем даже назвали синдром.
 
Но еще более ярким является образ Джессики Рэббит. Это образ Мэрилин Монро в абсолюте. Еще больше сексуальности, еще больше обольстительности при внутренних противоречиях.


Просмотров: 229
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • (с) "Мои клиенты - люди, которые хотят личностно развиваться..." Хотите нравиться ВСЕМ клиентам? Знакомьтесь, это ваши «грабли»
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Что имеем в виду, говоря "нарцисс", "нарциссизм" ?
  • " Психологические особенности личности тренера и стиль руководства"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Короткометражка "Лалай-балалай" как образ ловушки, в которую каждый может попасть
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Быть счастливым в отношениях. "Золотое" и "алмазное" правила этики
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Не могу разлюбить подлеца и полюбить себя - "Синдром Мэрилин Монро"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Если все холостые мужчины кажутся "козлами" и с ними ничего общего иметь не хочется. Как быть?
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Желание всем нравиться или стремление быть самим собой
  • Критическая ситуация: стресс - невозможность реализации "витальных" здесь-и-теперь установок.
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • Почему при любом самостоятельном шаге "в плюс", вас сначала унесёт в "минус"?
  • Должны ли мы не говорить "Должен" и "Надо"?
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь