|
Кто, когда и зачем обращается к психологу.Автор статьи: Баркова (Белла) Елена Анатольевна
Кто, когда и зачем обращается к психологу. Описываю только свой опыт. Я знаю, что картина клиентов и перечень вопросов, по которым обращаются люди за помощью, у моих коллег несколько иные. Это естественно, потому, что психологи, обычно, представляя себя, очерчивают круг вопросов, с которыми они любят и умеют работать. Психолог, который позиционирует себя как специалиста «по всем жизненным вопросам для всех» вызывает недоверие или ироничную улыбку. У нас складывается определенная дифференциация, зависящая от психологической школы, методов работы и социальной группы, с представителями которой мы имеем дело. Большинство людей успешно добивается поставленных целей и справляется с задачами, которые жизнь ставит перед ними. Конечно, всем нам хочется, чтобы было немного лучше, немного больше и немного легче. И это не повод для обращения к специалисту с приставкой пси-. Мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, которые не соответствуют нашим ожиданиям. И, естественные в этом случае чувства: смятение, досада, гнев, разочарование, подавленность, - через некоторое время сменяются желанием действовать, надеждой и верой, что в следующий раз все будет по-другому. Но иногда в жизни происходит что-то, к чему мы оказываемся абсолютно не готовы, и ситуация в целом, собственное эмоциональное состояние и поведение выходят из-под контроля. Или же напротив, ничего не происходит, кроме неизвестно откуда взявшихся усталости, раздражительности, тревожности, страхов и общего недовольства, и в этом случае выходит из-под контроля собственное поведение и эмоциональное состояние. Иногда проблема четко не формулируется, а есть общее тягостное чувство неудовольствия и неудовлетворенности. Находясь в состоянии тоскливой и безрадостной неопределенности, человек начинает заниматься тем, что я называю для себя, «судорожный поиск постановки предварительного диагноза». Это разговоры с друзьями, родственниками, чтение книг и подобных историй в интернете, - человек словно примеряет на себя чужой опыт. Когда возникает мысль сходить к психологу, значит, появился «предварительный диагноз»! Звучит он в развернутом виде примерно так: « Я не понимаю, что со мной происходит, в чем причина такого положения вещей, но у меня проблема, это точно. Мне надо разобраться в себе. В этом мне может помочь психолог, потому что психологи и существуют для таких как я, современных, умных и рационально мыслящих. Когда я буду знать причину моего неудовлетворяющего меня состояния, я смогу исправить ситуацию». Наши клиенты, отчасти неосознанно, словно отвечают себе на вопросы: В чем моя проблема? Что у меня не так? Что является причиной такой ситуации? Какая помощь мне нужна? Кто и как помогает таким людям как я справиться с проблемой, такой как у меня? Если ответы на эти вопросы более-менее определены, то человек отправляется в выбранном направлении, где получает помощь и поддержку, изменяется сам и изменяет свое отношение к миру, учится чему-то новому.
Человек, не психолог, не очень хорошо разбирается в различиях психологических подходов и психотерапевтических методов, да ему это и не нужно. Но у него есть представление о характере возникшей проблемы, и он хорошо понимает, к какой социальной группе себя отнести. Вот эти два критерия и определяют, к кому направится человек, нуждающийся в помощи «специалиста по душе», - к психиатру, психотерапевту, психологу, экстрасенсу, бабке-целительнице, в церковь, к подруге с бутылкой вина, … вставьте свой вариант. К психологу обращаются люди, в чьей картине мира есть психолог, как положительный персонаж, успешно помогающий здоровым людям в затруднительной жизненной ситуации. Разумеется, банковский служащий, открывающий кредит на крупную сумму, тоже положительный персонаж, помогающий людям в затруднительной жизненной ситуации. Но, человек, обращающийся к психологу знает, что его благополучие и качество жизни зависят не только от внешних обстоятельств, складывающихся вокруг него, но и от того, что мы называем внутренним миром. Наши убеждения, ценности, ожидания, предпочтения, - определяют восприятие проблемы, которая может быть и не являлась бы проблемой для кого-то другого. А навыки саморегуляции и коммуникации определяют самочувствие и успешность адаптации к постоянно изменяющимся социальным условиям. С такими людьми, верящими в возможности психологии помочь им обрести желанный комфорт в душе, я и встречаюсь на консультациях. Чаще всего я работаю с женщинами от 18 до 35 лет. Реже я вижу – мужчин от 25 до 40, еще реже – пары. И ни разу ко мне не обращались женщины старше 50 и мужчины старше 40. Женщины, которые приходят ко мне, привлекательны, умны и образованы, у них хорошая работа, и, разумеется, у них был опыт отношений с мужчинами. И этот опыт им не очень нравится. У мужчин тоже основной вопрос - это вопрос отношений с противоположным полом. И мужчины и женщины читали литературу по популярной психологии и пытались пользоваться советами психологов, иногда успешно. Второй по частоте вопрос касается саморегуляции. Звучит так: Я не умею справляться с гневом, ревностью, тоской, страхом, раздражительностью ит.д. Я не могу планировать свое время, организовать себя, чтобы наконец-то сделать что-то важное, не могу отвлекоться или напротив – не могу сконцентрироваться, я не могу избавиться от привычки… и т.д. Для меня очевидно, что сами по себе эти нежелательные «плохие» деструктивные состояния не существуют, они являются реакцией на «неправильную» ошибочную коммуникацию. Но у моих клиентов часто уже есть свое мнение на причины возникновения проблемы и видение способов ее устранения. Вот так коротко о том, кто и в каком случае обращается к психологу. Теперь вопрос: Зачем человек приходит на консультацию? Чего он ожидает от посещения психолога? Я спрашиваю об этом у своих клиентов. И часто это оказывается самым трудным вопросом. На первой сессии после установления некоторого контакта с человеком, я всегда говорю: «Представьте, что вы на приеме у великолепного специалиста, который прекрасно умеет работать с такими проблемами, как у вас. Наша сессия завершена. Вы возвращаетесь к своим делам. Что изменилось в вашей жизни так, чтобы вы могли сказать себе: да! У меня получилось воспользоваться знаниями и опытом этого психолога. Консультация была очень полезной». И мой клиент отвечает что-то вроде этого: «Я буду чувствовать себя лучше, меньше нервничать, мы перестанем ссориться (например, если человек пришел с проблемой постоянных конфликтов с близким человеком), я буду спокойней (если человек жаловался на беспокойство), ну и так далее. Если человек обрисовал уже свою проблему, то для него естественным ответом на вопрос, что изменится после консультации, будет ответ: проблема исчезнет. Я сейчас иллюстрирую свои слова обобщенным примером диалога, который происходит почти всегда на первой консультации. И вы бы ответили также, задай себе подобный вопрос о том, что изменится в вашей жизни после посещения «хорошего» психолога. Я предполагаю, что человеку ясно, что значит для него «меньше нервничать и чувствовать себя лучше», ведь это его жизнь, его обстоятельства. Но мне не ясно. И тогда я предлагаю: «Давайте очень конкретно, что, каким образом и в какой ситуации изменилось?». Тут клиент откидывается назад и делает длинную паузу. Оказывается и ему не совсем ясно, образ светлого желаемого будущего туманный и неопределенный. Образ светлый, но туманный. Гораздо легче сказать, чего я не хочу, чем определить, что же я хочу. Итак, у человека есть проблема, или то что он выделяет как проблему, и он хочет от нее избавиться, и он знает, что психолог может ему помочь. Каким образом и посредством чего, человек предполагает он мог бы избавиться от проблемы? Здесь есть несколько вариантов. Я их выделяю по структуре постановки вопроса. Содержание вопросов , как я сказала выше, вертится вокруг отношений с противоположным полом и способности контролировать собственные эмоции. А что может быть еще!? Первый вариант наиболее частый. Поиск причины и желание понять. Еще лет 10 назад бытовало мнение, что психолог – это тот, кто дает советы, а вот психотерапевт лечит. К психологу шли за советом: Что делать с ребенком, чтобы слушался? Что делать с мужем, чтобы не ушел? И т.д. Сейчас сами психологи так часто говорят и пишут о том, что они не дают советов, а по образному выражению одного из великих «держат высоко поднятым фонарь, пока клиент блуждает по лабиринту собственной души». И вот сегодняшний клиент приходит поблуждать по закоулкам собственной души, а не за советом. Он так и говорит: «Я пришел (пришла) разобраться в себе и в своей ситуации. Понять. Что происходит, в чем причина? Правильно ли я поступаю? Почему это со мной происходит?». Человек считает, что поняв причину, он сможет устранить проблему. «Блуждания и разборки» часто оказываются очень болезненными. Когда мы заглядываем в свою душу и в свое прошлое, мы очень строги и требовательны. Какие у тебя есть тайные нехорошие желания? В чем ты поступила неправильно? Какие ошибки совершила по отношению к своим родителям, детям, любимым? Кто тебя обижал незаслуженно? Когда ты вела себя глупо? Зачем ты доверяла недостойным? Ты виновата, вот поэтому с тобой это и случилось! И человеку от этих вопросов и воспоминаний становится так жалко себя, что он плачет. Плачут мужчины и женщины, стесняясь своих слез, потом испытывают облегчение. Некоторые так и оценивают эффективность сессии по количеству пролитых слез, значит, глубоко копнули, добрались до сути, хорошо. Я не считаю, что это хорошо. Слезы не показатель эффективной работы. После них становится легче, это правда, но и правда то, что надо идти дальше. Пониманию грош цена, если оно не ведет к изменениям. Можно попробовать, заглядывая в собственную глубину, спросить себя: «Что и как я сделала хорошего и важного, чем могла бы гордиться?». Это еще один вопрос, который надолго озадачивает клиента. Даю ли я советы? Да, очень простые. И называю их домашнее задание. Только, делая самостоятельно домашние задания, мы учимся по-настоящему делать что-то новое. Это верно в отношении любого навыка, идет ли речь об умении решать задачи по математике, или об умении справляться с жизненными задачами, - неоправданными ожиданиями, утратой, конфликтами, эмоциональными взрывами и т.д. Второй вариант я называю: «Как мне добиться того, что я хочу?». «Как мне все это пережить? Как принять правильное решение? Как перестать думать, вспоминать, ревновать, бояться? Как найти свою вторую половину?», - человек поставил перед собой цель, уверен в своей способности добиться ее, но не видит путей достижения цели, и считает, что психолог может ему помочь в этом. Конкретный вопрос, и, может быть, долгий поиск ответа. Нет готовых ответов для всех. Третий вариант. Клиент пришел не учиться, как в предыдущем случае, а лечиться. Надо сказать, что лечиться люди идут, прежде всего, к врачам, психиатрам или психотерапевтам. У врача, получив рецепт, человек покупает лекарство, и, прочитав страшную аннотацию с перечнем заболеваний, при которых применяется это лекарство и побочных явлений от применения, думает что-то вроде того: «О, нет, это не про меня и не для меня! Я не хочу подсаживаться на таблетки. Я попробую что-нибудь другое. Схожу-ка я к психологу, вдруг поможет.» И он или она обращается к психологу за психотерапией, то есть ожидая лечения, но не таблетками, а словом. Иногда этап посещения врача пропускается, но все-таки люди, рассуждая подобным образом, приходят, надеясь на лечение. Часто они уже поставили себе сами предварительный диагноз, который звучит солидно, неврастения, ОКР, панические атаки, фобия или что-нибудь еще из словаря психиатров. «Мне очень плохо! Сделайте со мной хоть что-нибудь», - говорят они. Они не любят делать домашние задания, но ходят регулярно, сессии пропускают редко. Могу ли я им помочь? Бывает по-разному. С чем и на что рассчитывают пары, приходящие на консультацию нужно рассказывать отдельно. Сейчас я описываю свои наблюдения касающиеся индивидуальных консультаций. Мне приятно работать с теми, кто приходит учиться. Я верю, что наше физическое и эмоциональное здоровье зависит, прежде всего, от того, насколько мы умеем чувствовать и понимать движения собственной души, желания и переживания наших близких, учитывать интересы других людей и бороться за свои, находить компромиссы и сотрудничать. Мне интересно работать с теми, кто приходит лечиться. Каждый раз, взаимодействуя с клиентом, мы решаем сложную головоломку. Может быть, те отношения, которые складываются у нас, способствуют изменениям более, чем какие-либо психотерапевтические методы. Методы – всего лишь инструмент, важно, в чьих он руках, и что мы хотим создать с помощью этого инструмента. У психологов не пациенты, а клиенты. И клиенты приходят на консультацию. Иногда достаточно одной консультации, чтобы ситуация прояснилась. Эта консультация обычно бывает длинной и результативной. Человек начинает видеть для себя новые возможности, переоценивает свое прошлое, понимает и каким-то образом укладывает в своей голове то, что раньше казалось сумбурным и фрагментарным, дает выход своим эмоциям и испытывает облегчение, и др. Часто психологу и клиенту становится ясно, что за одну консультацию прийти к действительно позитивным изменениям невозможно. Иногда, клиент изначально нацелен на длительный контакт. И где та грань, за которой консультация превращается в психотерапию? По этому вопросу даже у специалистов нет единого мнения. Да и так ли важны термины, которые мы используем? Важно, что мы стремимся в своей работе дать людям то, к чему они стремятся, и ради чего они готовы изменяться, - это улучшение качества их жизни. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|