Чем слово наше отзовется? Материнские послания и здоровье детей.

   Как мы обходимся со своими чувствами? А с чувствами наших близких, наших детей? Обращая на них внимание или отвергая, какие  послания передаем при этом?

    Можно ли позаботиться о будущем здоровье наших детей, уже сейчас вовремя подбирая  подходящие слова и реакции на их чувства и поведение?

  Отвечу «да» на последний вопрос, а для иллюстрации возьму метафору Долорес Москуэро о маленьких девочках.

«1-я девочка Сюзанна.

Она поскальзывается, падает и видит, что у нее разбиты коленки. Бежит домой, плача. Ее мама смотрит на нее с любовью и говорит: «Болит, правда? Дай я тебя обниму. Давай промоем рану». Мама дает пластырь, дает посидеть на коленках и, может быть, песенку вместе поют. И через какое-то время маленькая девочка перестает плакать и бежит обратно играть. Через некоторое время мама спросит: «Ну что, все еще болит?» «Да, нет» - ответит девочка.

Чему Сюзанна научилась?

Она узнала о себе:

- Я могу различить, что я чувствую.

- Я уважаю свои чувства.

- Когда я чувствую себя плохо, я верю, что мои чувства важны.

- И я могу обращать внимание на мои потребности.

То, что она узнала про других людей:

- Эмоции других людей важны.

- Я могу идентифицировать, выдерживать и сочувствовать эмоциям других людей, не заставляя их чувствовать хуже.

2-я девочка Мария.

Мама готовит на кухне. Мария, со слезами на глазах, говорит: «Я упала, мне больно». Ее мама без слов берет пластырь, перекись водорода, протирает рану. Мария пытается найти взгляд мамы, но мама фокусируется на материальной стороне, и Мария тоже фокусируется на том, как мама вытирает рану. И успокаивается. Когда мама заканчивает, она говорит: «Иди, вымой руки, сейчас будем ужинать». И возвращается к своим кухонным делам. Мария вытирает слезы и идет мыть руки.

Чему научилась Мария в отношениях с собой:

- Я не знаю, что я чувствую.

- У меня сложности с пониманием чувств.

- Когда я плохо себя чувствую, я не даю время себе понять, что я чувствую.

Чему научилась Мария в отношении с другими людьми.

- У меня проблемы с пониманием чувств других людей.

- Когда другим плохо, я фокусируюсь на себе.

3-я девочка Лада.

Лада бежит домой и плачет. Мама слышит плач и выбегает навстречу, думая, что что-то серьезное случилось. И когда она видит дочь, то хватает ее за руку и кричит на нее: «Я тебе тысячу раз говорила, будь аккуратна. У меня из-за тебя скоро будет сердечный приступ». Девочка не успокаивается, она еще больше начинает плакать. Мама, видя, что девочка не успокаивается, говорит: «Не плачь, у тебя уже глаза красные. Это плохо выглядит».

Чему научилась Лада в отношениях с собой и с другими людьми:

- Мои эмоции переполняют меня и других людей.

- Я чувствую вину за свои эмоции.

- Я не знаю, что делать со своими эмоциями. Я отчаянно ищу других, но, если они отвечают, я не способна успокоиться. И иногда я даже злюсь, когда они хотят мне помочь. И у меня занимает много времени, чтобы себя почувствовать лучше.

4-я девочка Тереза.

 Она очень пугается, что упала. Не может перестать плакать. Когда она возвращается домой, мать говорит ей: «Ты вечно падаешь, ты неуклюжая». Тереза начинает плакать еще сильнее, и ее мать еще больше расстраивается.

-«Замолчи, ты такая плакса, я даже не знаю, в кого ты пошла».

Девочка царапает себя и начинает плакать еще больше. Мама выходит из себя, бьёт ее и говорит: «Так, еще больше хочешь?». Тереза падает из-за этого воздействия, замирает, замораживается и перестает плакать.

Чему Тереза научилась?

- Показывать свои эмоции опасно.

- Если я попрошу помощи, меня могут ранить.

- Я заслуживаю того, что со мной случилось, это моя вина, что я такая».

     Давайте заглянем в будущее, поразмышляем о том, как материнские послания отразятся на здоровье их детей? С большой долей вероятности, у трех девочек со временем будут проявляться психосоматические симптомы и заболевания. Отрицание своих чувств и эмоций, страх и вина за свои естественные проявления легко вырастают в телесные недомогания.

    Мария учится отстраняться от своих чувств, не обращать на них внимание. Мир переживаний остается белым пятном на карте мира, неисследованной, а потому пугающей территорией, темным лесом, куда лучше не соваться. А тело воспринимается как механизм, который надо поправлять, ремонтировать, не замечая до поры до времени: работает же, ну и ладно.. Нарушается естественная связь между психическим и телесным: чувства как проводники и маркеры не используются человеком.  Телу не остается ничего другого - только болеть. 

    Лада боится своих чувств, боится чувств других людей, боится, что ее чувства огорчат и расстроят близких. Она много чего боится, и ее страхи, ее тревога – продолжение ее недоверия к миру вообще, где снова и снова случаются разные неприятности, где столько опасностей… Она точно так же будет бояться за свое здоровье, как боялась за нее мама.  Она будет прислушиваться к своему организму: все ли в нем в порядке? Так ли она дышит?  Так ли бьется сердце? А что с давлением, не велик ли холестерин или сахар? Такого повышенного внимания тело тоже не любит, а кто ищет, тот всегда найдет. И диагнозы появятся. Или тревога найдет выход в приступах панических атак.

     У Терезы ее самый близкий человек – мама, не только не помогает и не сочувствует, но еще добавляет боли: душевной и физической. Ответить девочка не может – слишком мала и слаба, слишком еще нуждается в маме, и приучается сдерживать свои негативные чувства к обидчикам, проглатывать их, хоронить в собственном теле. Неумение обращаться со своей агрессией – одна из распространенных причин психосоматики. Как и самонаказание – за реальную или выдуманную, несуществующую вину.

    Идеальных матерей на свете нет. Мы живые люди, мы устаем, мы ошибаемся. И в каждый момент времени поступаем так, как можем, знаем и умеем. Можем передать детям то, что есть в нас самих.

Как вы обходитесь со своими чувствами? Помогаете ли себе быть здоровыми?



Просмотров: 404
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мама и ее взрослая девочка
  • Я сейчас пойду на родительское собрание, а когда я приду ты спрячься на полчаса. (мама говорит сыну)
  • Когда мама говорит да, банки остаются без клиентов
  • Девочка, девушка, женщина: где ты потерялась?!... Мама, а ты, что здесь делаешь?!
  • Боюсь людей. Чувствую себя дерьмом. Думаю, что меня будут ругать, пошлют на 3 буквы.
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • Я жду, когда в меня поверит мама
  • "Мама я девочка, можно я ей останусь...."
  • Вести из песочницы: что делают дети на детских площадках, когда истощенная мама не дает им внимание.
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Мама, посмотри на меня! Мама, не смотри на меня!
  • Как маленькая девочка научилась справляться с паническими атаками (клиентский случай)
  • Сынок, мама у тебя одна, а женщин будет много...
  • Когда мама о ребёнке говорит "мы"
  • Мои потребности и чувства обижают других людей
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • парадокс родительского послания "Хорошая девочка- это взрослая девочка" (клиентская история)
  • Мама,обрати внимание на меня!
  • Мама может устать. Когда маме нужен отдых!?
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • Я больше не твоя мама, мама.
  • Когда мама видит в дочке конкурентку
  • Как познакомить детей с садо-мазо: Айболит против Бармалея; Мама, роди меня обратно
  • Когда мама нуждается в помощи
  • Когда не хочешь быть как мама
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Если ты хочешь мама, чтобы я стал взрослым – держись от меня подальше…
  • Когда ты мама своей маме...
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь