Муки творчества?

Муки творчества

"Муки творчества". Знакомое выражение?

Для меня - да. Иногда возникает идея, задумка, новый проект, попадается интересная тема для статьи. Я приступаю к работе. Иии... Вдруг внезапно оказывается не достаточно материала, или же он в избытке и я буквально "тону" в завалах информации, которая никак не хочет обрести красивую, лаконичную форму. Частенько текст не течет подобно ручейку, а запинается о каждую точку, как перегруженный чемодан на колесиках. Иногда идеи словно упираются в невидимую стену, и застревают на полпути, а иногда сходят на нет, испаряются...

Я неоднократно беседовала на эту тему с творческими людьми - блогерами, журналистами, писателями. Оказалось, что реже или чаще, но - непременно каждый испытывал такое же.

Я услышала такие выражения и метафоры:

"Не идет, и все тут"

"Куража нет"

"Затор"

"Моя муза меня покинула"

"Пустыня какая-то, и ветром сдуло мой оазис"

"Рука не поднимается писать"

 "Словно язык проглотила"

" Я перегорела"

"Мысли сдохли"

"Источник вдохновения иссяк"

"Я сдулась"...

Отзывается что-то? Наверняка. Или можно добавить свое.

А в чем же может быть дело?

1. Невысокая мотивация.

- Для кого это?

- Кому это нужно?

- Зачем мне это?

- Что я этим хорошего делаю для себя?

- Какие потребности удовлетворяю?

- Чего бы мне хотелось на самом деле?

Есть ли у вас ответ?

2. Дисбаланс восприятия Процесса и Результата.

Человек хочет все и сразу, поскорей, а прежде необходимо пройти, пережить, своими руками сотворить процесс, который может быть всяким. И это может вызывать досаду, нетерпение, дискомфорт.

- Что я получаю в процессе?

- Что я получу в результате?

- Каковы мои ожидания от процесса?

- Что нужно сделать в процессе для того чтобы получить результат?

Ответили?

3. Дисбаланс Даю-Беру (когда результат не окупает затрат вложенных в процесс, не приносит удовлетворения, разочаровывает). 

Например, одна девушка призналась, что долго не писала в соц.сетях после того, как один из ее замечательных постов (вдобавок проиллюстрированный авторской фотографией, которая ей безумно нравилась) неожиданно не набрал даже двух десятков "лайков". Позже оказалось, что это был сбой настроек и пост увидели только близкие, тем не менее..

/Это тоже про мотивацию, кстати. См.п.1

4. Недостаточно ресурсов, и внутренних и внешних.

Может не хватать:

Энергии. 

Азарта. Драйва. Куража.

Сил физических и душевных. 

Опыта.

Уверенности.

Смелости.

Независимости.

Стрессоустойчивости.

Информации. 

Времени.

Поддержки.

Одобрения.

Безопасности.

И т.д.

5. Есть внутренние запреты, блоки, страхи, "комплексы", установки.

Например:

"Не пиши = не проявляй себя, не становись заметной, известной, знаменитой, богатой, успешной, а не то..."

или:

"Твой проект не достаточно хорош, если ты не вложишь в него все силы/средства/душу/жизнь, то... тебя высмеют/осудят/унизят/отвергнут... и т.п."

или:

"Делай или идеально или никак!" (может быть = "или соверши подвиг или умри")

или:

"Ты хоть наизнанку вывернись, все равно умнее/лучше/любимее.. не станешь!"

И многие другие. Стоит присмотреться и найти.

Причины этого - и личные и из родительской семьи и из системной истории обычно не сложно отыскать, в терапии, в системной расстановке.

6. Ваша ли это роль? На своем ли вы месте?

Возможно то, что нужно сделать - это из роли, словно вам навязанной. Не из той что вам комфортна и близка по сути, по духу, по типу личности и т.п. 

Например, если интроверту приходится часто вести тренинги, эфиры, вебинары, равно как экстраверту в одиночестве корпеть над результатами исследования, собирать материалы, писать "в стол" - в обеих ситуациях непременно нужны дополнительные силы для компенсации. Силы, средства, усилия, "маски"...

Вам не по себе, но приходится... себе же вопреки.

7. Вам одиноко.

Бывает так, что крайне необходимо присутствие единомышленника,  возможность даже мысленно с кем-то посоветоваться, поделиться, узнать мнение.

Ценен шанс посмотреть на свое дело и "другими глазами", увидеть разные грани, цвета, возможности. А если это дело общее, и вы уже не в одиночку идете к цели, и процесс идет по другому. Общая цель - общее детище.

Процесс совместной деятельности - взаимодополняющий, обогащающий. Общее поле всегда богаче. Это и про мотивацию и про ресурсы и про процесс-результат, и про роли. Главное чтобы в союзничестве был баланс.

Объединяйтесь, - в реале, виртуально, мысленно. СоТворчество - отличный ресурс!

К слову сказать, самые интересные мои проекты рождались именно в союзе с коллегами!

(Вот и теперь рождается новый проект - Мастерская Расстановок и полевых практик, идея которой пришла к нам с коллегой, трансперсональным психологом Ириной Лагутиной после первого совместного мероприятия. )

Буду благодарна вашим дополнениям в комментариях. Что помогает вам творить, придумывать, создавать, проводить, писать...?

PS. На фото - картина Фёдора Конюхова,-  вот уж кому "муки творчества" не знакомы, как мне кажется!))

 



Просмотров: 218
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Работа с МАК". Расклад "Цель-результат". (+СSMARTE)
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь