Сессия - отец и сын. Эмансипация.

Молодой мужчина Илья пришел ко мне с целью понять, почему у него такие сложные отношения с отцом. Ему надоело злиться на него, ругаться, обижаться, появился запрос на урегулирование общения. 

- Расскажи подробнее о том, что тебя беспокоит, - прошу я Илью. 
- Мой отец … он совсем не понимает … не думает, что он говорит … - громко и возбужденно начинает Илья, - ему все равно, что я хочу, ему главное – быть правым и заставить меня делать все по-своему! 
- Я вижу, что ты сильно злишься на своего отца … 
- Я даже не злюсь … я в ярости, это происходит уже не первый раз. 
- При этом ты сидишь, поджав плечи … Что с тобой еще происходит? 

После небольшой паузы Илья остается «в тупике» … и я понимаю, что это значит – есть болезненные чувства, которые не так то просто осознать и прожить. Поэтому я беру в подмогу свои фигурки животных, на которые можно спроецировать себя, отца, свои чувства и уже легче их обозначить. 

- Предлагаю рассмотреть твою ситуацию со стороны, проиграть в действии сценку. Ты играл с фигурками животных в детстве? 
- Я не помню … Кажется, да… 
- Вот животные, выбери из них первое, которое на твой взгляд и по твоим ощущениям похоже на тебя. Вот смотришь на него и понимаешь, это ты. 

Илья выбирает собаку. 

- А теперь выбери своего отца. Если бы он был животным, то кем, каким? 

Илья выбирает слона. 

- Поставь их как-то относительно друг друга. (см. фото 1) 

Сессия  отец и сын Эмансипация

Расскажи про собаку. Какая она и что она чувствует в контакте со слоном? 

- Она хорошая собака, - ровно и уверенно говорит Илья, - у нее много друзей и увлечений в жизни, есть любимая работа. Но ей хорошо с друзьями, а вот со слоном … ей сложно. 
- Какая это сложность, расскажи, пожалуйста … - аккуратно прошу я. 
- Собака боится … Что сейчас произойдет все как всегда! – Илья повышает тон голоса. 
- Ты можешь брать фигурки в руки и совершать ими действия. Покажи, что произойдет, как всегда? 

Илья берет слона и начинает топтать им собаку! Делает он это импульсивно и со злостью. (см. фото 2)



- Как это относится к вашим отношениям с отцов, Илья? – обращаюсь я к более зрелой части клиента, прошу его осознать болезненные переживания в душе. 
- Он вот так меня унижает и топчет мою инициативу! 
- Физически он тебя обижает? 
- Нет, я ему говорю, что мне важно заниматься бизнесом, тем, которым я сейчас занимаюсь, да, он не приносит большого дохода пока, мне сложно, а вместо поддержки я слышу от него высокомерное: «Ну, Илья, может хватит дурить? Что толку с твоих продаж? Это оборот даже не малого предприятия ….Я тебе говорю, давай иди вон к Витяю, тебя там ждет руководящая должность, стабильный оклад, комфорт, будешь сыт и купишь квартиру в ипотеку ….» 
- А ты? 
- А что я … мне так обидно, что я толком даже ответить ему ничего не могу. 
- Расскажи мне о своей обиде. За что ты обижаешься на отца? 
- За то, что не поддерживает меня, не верит в меня, только себя слышит. 
- Я предлагаю сделать вот, что, представь теперь, что слон – это ты, и у тебя есть сын, который поступает не так, как ты хочешь, он не слушает твоих советов, он решает делать по-своему. Может быть такая ситуация? В будущем, например? (замечание – у Ильи детей своих пока нет). 
- Да, конечно. 
- И как ты себя чувствуешь на месте слона? Вот тебе сын говорит, что будет поступать по-своему. Как тебе? 
- Ну … блин …- смеется Илья, - как-то не очень. Хочется, чтобы уважал мое мнение. 
- А можно уважать мнение и при этом делать по-своему?! 
Илья задумывается на пару минут. 
- Думаю, да. Но я ведь еще и забочусь о нем, о сыне. 
- Скажи собаке, как если бы она была сыном, вслух о своих мыслях и чувствах. 
- Сынок, я боюсь, что ты пошел не по тому пути, что у тебя не получится сделать то, что ты задумал, и что в итоге ты потеряешь время и деньги. 
- А теперь, войди в роль собаки и скажи отцу то, что ты говорил мне про поддержку и веру в тебя, что тебе это очень нужно от него. 
- Папа, мне нужна твоя поддержка и так обидно, что ты в меня не веришь! Даже если я совершу ошибки, это будет мой выбор, так мне нужно. 
- Что отвечает слон? Что бы ты ответил своему сыну? – спрашиваю я. 
- Ладно, дело твое, наверное, и правда тебе надо это пройти, чтобы понять, твое это или нет. – Илья делает глубокий вдох, выдох и затихает на время, иногда смотря в сторону. 
- Что сейчас с тобой происходит? 
- Мне грустно, что приходится делать все в одиночку … 
- Ты говорил, что у тебя есть друзья, - замечаю я. 
- Ну да … не один я, конечно, вот без родителей справляюсь имею ввиду. 
- А мама твоя как относится к твоей деятельности? 
- Ну она просто меня любит и иногда мне кажется, ей все равно, чем я занимаюсь, она даже не спрашивает ни о чем, а когда я что-то рассказываю, она переводит разговор на другую тему. Так что … 
- Да, сложно тебе, наверное … 
- Да, сложно … - Илья еще раз вздыхает … и грустно. 
- Да, действительно, очень грустно осознавать, что твои родители не могут дать тебе то, что тебе нужно и хочется от них. 

Мы сидели молча несколько минут. Видно было, что Илья не хочет говорить, что он проживает свое разочарование и грусть. Когда он оживился и выпрямился, я спросила: 

- Давай закончим диалог, что-то еще хочет сказать собака? 
- Наверное, нет, хочется поближе встать со слоном, рядом и вообще … быть такой же большой и сильной! 
- Ты можешь передвинуть фигурки. 

Илья передвигает собаку ближе к слону и ставит очень близко. (см. фото 3)



- Ну собака спокойнее стала и слон рад, - резюмирует молодой мужчина. 
- С чем уходишь? Что было важно для тебя сегодня? 
- Я понял, что имею право на свое мнение, что оно отличается от мнения отца и это не конец света, - смеется. Ведь можно общаться, даже имея разный взгляд на проблему, ну и я надеюсь, что моя обида пройдет …- вздыхает. Сейчас легче себя чувствую, моя злость как-то «растаяла» что ли. Это вот для меня важно! А то моя девушка отдувалась за всех, - улыбаясь говорит Илья. 

Так мы закончили сеанс. 

 В этой короткой и вместе с тем ёмкой работе можно проследить несколько важных моментов. 

• Сильные невыраженные чувства обиды, злости и даже ярости мешали рационально увидеть тот факт, что уважение и свое мнение не противоречат друг другу. 

• Сильное желание поддержки и фрустрация, связанная с её отсутствием говорят о незрелой части личности, которую нужно взрастить, чем клиент и занялся, дав себе разрешение иметь свое мнение и жизнь по своему сценарию. 

• В таких работах, связанных с эмансипацией от родителей, важно уделить должное внимание проживанию грусти и разочарования. Эта та черта, за которой лежит освобождение и принятие. 

• В эмоциональном шквале очень сложно встать на сторону другого человека и понять, услышать его. Когда в сессии у Ильи это получилось, он смягчил свое отношение к отцу и согласился с тем, что желание родителя убедить в чем-то своего ребенка – нормальное и закономерное. 

Через месяц Илья дал обратную связь о том, что изменилось в его жизни. Во-первых, он занялся спортом, сказал, что давно собирался, а тут быстро нашел и время, и место. С отцом стал общаться реже, встречи проходят легче и дружелюбнее, Илья легко стал переносить некоторое непонимание в их общении, стал больше надеяться на себя, приступил к реализации нового проекта в работе, наметил путешествие со своей девушкой. 

Вот это и есть некоторые показатели процесса психологического взросления. 

Использование фигурок животных в работе со взрослыми так же эффективно, как в работе с детьми. Через объемы и другие характеристики животных, клиенты легко соприкасаются со своими чувствами и инстинктами, бессознательными образами и мыслями, очень точно воспроизводя истинное душевное и психологическое восприятие ситуации, человека, себя или системы. Кроме того, именно через животных легче всего выразить и показать агрессию, страх, а в данном случае еще и унижение, которое испытывал клиент, находясь в незрелой позиции. 

Удивительно, как меняется восприятие одной и той же фигурки в начале и в конце работы. Я некоторые моменты не описала, например, поднятый хобот слона в начале работы воспринимался клиентом, как злость, недовольство, желание доминировать и подавить, а в конце, когда произошло примирение, хобот слона воспринимался, как радость и смех. 

В заключении хочется сказать, что часто в глубине души мы ждем примирения любыми способами, ждем внимания и поддержки даже тогда, когда не говорим о ней. И часто получить ее невозможно! И это грустно, с одной стороны. Но начало новой жизни лежит здесь же, в этом конце. Жизни более зрелой, более наполненной, более успешной! 

** примеч. - работа опубликована с согласия клиента, имя изменено.



Просмотров: 203
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Что я тебе такого сделал, что так сильно злюсь на тебя? /заметки полевого практика/
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Как желание быстро иметь то, чего у тебя пока нет, не позволяет пользоваться тем, что у тебя есть.
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Грань 15. Почему ты решила, что тебе в жизни просто так что-то дадут
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Скажи мне, что ты видишь вокруг, и я скажу, что у тебя на душе
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • «Мысли материальны, это доказано квантовой физикой!» Я поговорила с физиком и вот что он мне рассказал



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь