Молодой мужчина Илья пришел ко мне с целью понять, почему у него такие сложные отношения с отцом. Ему надоело злиться на него, ругаться, обижаться, появился запрос на урегулирование общения.
- Расскажи подробнее о том, что тебя беспокоит, - прошу я Илью. - Мой отец … он совсем не понимает … не думает, что он говорит … - громко и возбужденно начинает Илья, - ему все равно, что я хочу, ему главное – быть правым и заставить меня делать все по-своему! - Я вижу, что ты сильно злишься на своего отца … - Я даже не злюсь … я в ярости, это происходит уже не первый раз. - При этом ты сидишь, поджав плечи … Что с тобой еще происходит?
После небольшой паузы Илья остается «в тупике» … и я понимаю, что это значит – есть болезненные чувства, которые не так то просто осознать и прожить. Поэтому я беру в подмогу свои фигурки животных, на которые можно спроецировать себя, отца, свои чувства и уже легче их обозначить.
- Предлагаю рассмотреть твою ситуацию со стороны, проиграть в действии сценку. Ты играл с фигурками животных в детстве? - Я не помню … Кажется, да… - Вот животные, выбери из них первое, которое на твой взгляд и по твоим ощущениям похоже на тебя. Вот смотришь на него и понимаешь, это ты.
Илья выбирает собаку.
- А теперь выбери своего отца. Если бы он был животным, то кем, каким?
Илья выбирает слона.
- Поставь их как-то относительно друг друга. (см. фото 1)
Расскажи про собаку. Какая она и что она чувствует в контакте со слоном?
- Она хорошая собака, - ровно и уверенно говорит Илья, - у нее много друзей и увлечений в жизни, есть любимая работа. Но ей хорошо с друзьями, а вот со слоном … ей сложно. - Какая это сложность, расскажи, пожалуйста … - аккуратно прошу я. - Собака боится … Что сейчас произойдет все как всегда! – Илья повышает тон голоса. - Ты можешь брать фигурки в руки и совершать ими действия. Покажи, что произойдет, как всегда?
Илья берет слона и начинает топтать им собаку! Делает он это импульсивно и со злостью. (см. фото 2)
- Как это относится к вашим отношениям с отцов, Илья? – обращаюсь я к более зрелой части клиента, прошу его осознать болезненные переживания в душе. - Он вот так меня унижает и топчет мою инициативу! - Физически он тебя обижает? - Нет, я ему говорю, что мне важно заниматься бизнесом, тем, которым я сейчас занимаюсь, да, он не приносит большого дохода пока, мне сложно, а вместо поддержки я слышу от него высокомерное: «Ну, Илья, может хватит дурить? Что толку с твоих продаж? Это оборот даже не малого предприятия ….Я тебе говорю, давай иди вон к Витяю, тебя там ждет руководящая должность, стабильный оклад, комфорт, будешь сыт и купишь квартиру в ипотеку ….» - А ты? - А что я … мне так обидно, что я толком даже ответить ему ничего не могу. - Расскажи мне о своей обиде. За что ты обижаешься на отца? - За то, что не поддерживает меня, не верит в меня, только себя слышит. - Я предлагаю сделать вот, что, представь теперь, что слон – это ты, и у тебя есть сын, который поступает не так, как ты хочешь, он не слушает твоих советов, он решает делать по-своему. Может быть такая ситуация? В будущем, например? (замечание – у Ильи детей своих пока нет). - Да, конечно. - И как ты себя чувствуешь на месте слона? Вот тебе сын говорит, что будет поступать по-своему. Как тебе? - Ну … блин …- смеется Илья, - как-то не очень. Хочется, чтобы уважал мое мнение. - А можно уважать мнение и при этом делать по-своему?! Илья задумывается на пару минут. - Думаю, да. Но я ведь еще и забочусь о нем, о сыне. - Скажи собаке, как если бы она была сыном, вслух о своих мыслях и чувствах. - Сынок, я боюсь, что ты пошел не по тому пути, что у тебя не получится сделать то, что ты задумал, и что в итоге ты потеряешь время и деньги. - А теперь, войди в роль собаки и скажи отцу то, что ты говорил мне про поддержку и веру в тебя, что тебе это очень нужно от него. - Папа, мне нужна твоя поддержка и так обидно, что ты в меня не веришь! Даже если я совершу ошибки, это будет мой выбор, так мне нужно. - Что отвечает слон? Что бы ты ответил своему сыну? – спрашиваю я. - Ладно, дело твое, наверное, и правда тебе надо это пройти, чтобы понять, твое это или нет. – Илья делает глубокий вдох, выдох и затихает на время, иногда смотря в сторону. - Что сейчас с тобой происходит? - Мне грустно, что приходится делать все в одиночку … - Ты говорил, что у тебя есть друзья, - замечаю я. - Ну да … не один я, конечно, вот без родителей справляюсь имею ввиду. - А мама твоя как относится к твоей деятельности? - Ну она просто меня любит и иногда мне кажется, ей все равно, чем я занимаюсь, она даже не спрашивает ни о чем, а когда я что-то рассказываю, она переводит разговор на другую тему. Так что … - Да, сложно тебе, наверное … - Да, сложно … - Илья еще раз вздыхает … и грустно. - Да, действительно, очень грустно осознавать, что твои родители не могут дать тебе то, что тебе нужно и хочется от них.
Мы сидели молча несколько минут. Видно было, что Илья не хочет говорить, что он проживает свое разочарование и грусть. Когда он оживился и выпрямился, я спросила:
- Давай закончим диалог, что-то еще хочет сказать собака? - Наверное, нет, хочется поближе встать со слоном, рядом и вообще … быть такой же большой и сильной! - Ты можешь передвинуть фигурки.
Илья передвигает собаку ближе к слону и ставит очень близко. (см. фото 3)
- Ну собака спокойнее стала и слон рад, - резюмирует молодой мужчина. - С чем уходишь? Что было важно для тебя сегодня? - Я понял, что имею право на свое мнение, что оно отличается от мнения отца и это не конец света, - смеется. Ведь можно общаться, даже имея разный взгляд на проблему, ну и я надеюсь, что моя обида пройдет …- вздыхает. Сейчас легче себя чувствую, моя злость как-то «растаяла» что ли. Это вот для меня важно! А то моя девушка отдувалась за всех, - улыбаясь говорит Илья.
Так мы закончили сеанс.
В этой короткой и вместе с тем ёмкой работе можно проследить несколько важных моментов.
• Сильные невыраженные чувства обиды, злости и даже ярости мешали рационально увидеть тот факт, что уважение и свое мнение не противоречат друг другу.
• Сильное желание поддержки и фрустрация, связанная с её отсутствием говорят о незрелой части личности, которую нужно взрастить, чем клиент и занялся, дав себе разрешение иметь свое мнение и жизнь по своему сценарию.
• В таких работах, связанных с эмансипацией от родителей, важно уделить должное внимание проживанию грусти и разочарования. Эта та черта, за которой лежит освобождение и принятие.
• В эмоциональном шквале очень сложно встать на сторону другого человека и понять, услышать его. Когда в сессии у Ильи это получилось, он смягчил свое отношение к отцу и согласился с тем, что желание родителя убедить в чем-то своего ребенка – нормальное и закономерное.
Через месяц Илья дал обратную связь о том, что изменилось в его жизни. Во-первых, он занялся спортом, сказал, что давно собирался, а тут быстро нашел и время, и место. С отцом стал общаться реже, встречи проходят легче и дружелюбнее, Илья легко стал переносить некоторое непонимание в их общении, стал больше надеяться на себя, приступил к реализации нового проекта в работе, наметил путешествие со своей девушкой.
Вот это и есть некоторые показатели процесса психологического взросления.
Использование фигурок животных в работе со взрослыми так же эффективно, как в работе с детьми. Через объемы и другие характеристики животных, клиенты легко соприкасаются со своими чувствами и инстинктами, бессознательными образами и мыслями, очень точно воспроизводя истинное душевное и психологическое восприятие ситуации, человека, себя или системы. Кроме того, именно через животных легче всего выразить и показать агрессию, страх, а в данном случае еще и унижение, которое испытывал клиент, находясь в незрелой позиции.
Удивительно, как меняется восприятие одной и той же фигурки в начале и в конце работы. Я некоторые моменты не описала, например, поднятый хобот слона в начале работы воспринимался клиентом, как злость, недовольство, желание доминировать и подавить, а в конце, когда произошло примирение, хобот слона воспринимался, как радость и смех.
В заключении хочется сказать, что часто в глубине души мы ждем примирения любыми способами, ждем внимания и поддержки даже тогда, когда не говорим о ней. И часто получить ее невозможно! И это грустно, с одной стороны. Но начало новой жизни лежит здесь же, в этом конце. Жизни более зрелой, более наполненной, более успешной!
** примеч. - работа опубликована с согласия клиента, имя изменено.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.