Есть такое выражение «Людям свойственно ошибаться». Многие его слышали, большинство умеет применять к себе. Однако, как сложно помнить об этом, когда общаешься с другим человеком! Особенно с младшим, или более слабым.
Так как я часто общаюсь с подростками, очень часто слышу от них в разных вариациях о том, что лучше ничего не делать, чем опять «накосячить». Или о том, как страшно сообщать родителям о какой-то своей ошибке. И о том, что всё должно получаться сразу и правильно. Иначе не стоит и начинать. Многие ребята правда свято верят в то, что имеют право что-то делать только в том случае, если сразу делают всё идеально. На уровне мировых профессионалов. И не дают себе права на ошибку, незнание, пробу. Только представьте себе этот уровень напряжения, когда ты должен всё (!) делать сразу хорошо, без права на ещё одну попытку. После этого меня не удивляет выбор в пользу игры на смартфоне, а не обучению чему-либо. Да и лежать на диване и смотреть в потолок явно безопаснее, чем делать что-то на глазах у оценщиков.
Есть даже такая жуткая присказка «не умеешь – не берись» - вообще отдельный шедевр! Она обычно повторяется громко, с пафосом, и демонстративно. И мало кто в этот момент может включить свою голову и понять элементарную вещь, если браться только за то, что умеешь – то сможешь только спать, дышать и моргать. Всё. Говорить, например, сразу никто не умеет. Писать тем более. Чего уж говорить о каких-либо навыках заботы о себе или о ближних? Какие уж тут уроки? И откуда взяться инициативности или целеустремленности?
Как правило, ошибки это естественный этап научения. И всё. Не катастрофа, не доказательство того, что вы ужасный родитель, не свидетельство врождённого тупизма и не конец всего. Просто один из этапов научения. Иногда болезненный, иногда удачный, иногда отнимающий много времени – но всегда развивающий этап. Без ошибок невозможно чему-либо научиться. А уж начать делать что-либо сразу, идеально и стабильно – вообще нереально. Конечно, ошибки бывают разные, разного масштаба и с разными последствиями. Иногда последствия затрагивают многих людей или даже их жизни. Но даже из них можно извлечь урок и больше не повторять. Очень сложно так относиться к ошибке, например, при проектировании атомной электростанции на Фукусиме. Это действительно «дорогая» ошибка, плата за неё огромна, но на её примере человечество теперь знает о взаимодействии цунами и электростанций. В жизни подростков очень редко встречаются ошибки такого масштаба, обычно последствия гораздо менее разрушительны и могут быть использованы как очень полезный опыт.
А как Вы реагируете на свои ошибки? А на ошибки своих детей?
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.