Что таит в себе обида?

Мы начинаем обижаться очень рано, ещё будучи крохами. Надуваем свои щёчки, поджимаем нижнюю губу до дрожания, бусинки слёз рассыпаются по всему лицу. Отводим глаза, чтобы не смотреть на обидчика. Молчаливо ждём, когда к нам придут и спросят что случилось, дабы быстро исправить это ужасное недоразумение. 

Обида без слов сообщает мне и другим, что произошло нечто, что мне неприятно, не нравится, не подходит.

Ребёнок создаёт такой способ исходя из трёх условий:
ОЖИДАНИЯ. БЕСПОМОЩНОСТЬ. ЗАВИСИМОСТЬ.

💭 До определённого возраста у ребёнка раздуты границы и ощущение собственной значимость. Он пока не видит своих родителей как отдельных независимых людей, ему кажется, что они существуют, чтобы удовлетворять его потребности и делать ему хорошо. У него есть ожидания - все должно происходит для него и про него, наилучшим удовлетворяющим образом. Ведь ещё недавно, когда он был младенцем, ему даже говорить ничего не надо было, все его потребности удовлетворялись без промедления. Встретиться с тем, что больше так не происходит, что могут выбрать не меня - больно и горько. Посколько на этом этапе мир ребёнка черно-белый и всё упрощается, то в создании таких сложных переживаний должен быть кто-то виноват. Родители плохие-злые и меня не любят или я плохой и недостоин любви.

📌 «Мне обидно, что он так сказал». «Я не ожидал, что будет так...». «Как она могла так поступить?!». «Неужели нельзя было догадаться/подумать/понять?!». «Я так хорошо относился к тебе, а ты...». «Ну раз тебе не нравится как я готовлю...». «Ничего не случилось. Всё нормально. Я всё понял» и т.д. и т.п.
Вы можете вспомнить множество фраз, в основе которых идея, что должно быть по-другому. Подобные идеи приводят к психосоматическим заболеваниям, депрессиям и общей неудовлетворённости жизнью.

🙇🏻‍♀ В обиде много беспомощности. Ребёнок не чувствует в себе сил что-то изменить. Он маленький, а родители большие. Они ответственны за его эмоциональное состояние, за то, что с ним происходит, только взрослые знают как сделать, чтобы стало лучше. Приходиться ждать и надеяться - они догадаются. Обида отличная сигнальная система, чтобы на меня скорее обратили внимание и избавили от неприятных ощущений, дискомфорта.

📌 «Я хочу, чтобы он/она ... и тогда мне станет легче/лучше/комфортней...». «Если бы он/она...., то я бы смогла/чувствовала/делала/...». «Вот он/она..., а я...».
Какая-то неразрывная связь моего состояния, чувств, действий с другим человеком. Объясняя своё состояние или поведение, я начинаю с другого человека.

🚸 Если что-то не нравится, не подходит или хочется другого, ребёнок не может сам удовлетворить эту потребность, встать и уйти, закончить неудовлетворяющие отношения, выбрать других родителей. Он пока не способен позаботиться о себе сам, ему нужны взрослые и только от них он может получить любовь, тепло и заботу.
Кроме этого, знание о том, какой он есть тоже находится у родителей. У ребёнка нет возможности выйти в мир и собрать больше информации о себе. Если ему говорят, что он глуп, бездарь и т.д. - не взять это себе, не пропустить в сердце - сложно. Мне может быть только обидно такое слышать.

📍 «Без него я не справлюсь...». «Кто ещё меня так полюбит?...». «Кому я буду нужна?...». «Что мне делать, чем заниматься, куда идти, если я буду один?...». «Как я узнаю какой я и кто я без неё/его/их...?»

Очень много тревоги, неопределённости в разрыве связи. Теряется ощущение целостности и почвы под ногами. Такая связь может быть организована не только с человеком, но и с работой, сообществом, детьми.

🌀 На определенном этапе детского развитиям важной задачей родителя становится обучение ребёнка переживанию ограничений, фрустраций, сложных и порой даже противоречивых чувств.
Злиться и любить, хотеть и горевать о не случившемся. Для этого ребёнку нужна поддержка и безусловное принятие.
Тогда ожидания превращаются в желания, которые можно озвучивать, проявлять и встречаться с разной реакцией не разрушаясь и не отвергая.
Может происходит не так, как я хочу и я могу об этом сказать, злиться, печалиться, не теряя важной эмоциональной связи и не уменьшая собственной ценности.

Люди, у которых не было такого опыта, всё так же видят в другом всемогущественного взрослого.
Он может угадать чего я хочу, он должен сделать меня счастливой и не допустить, чтобы я испытывала сложных чувств, избавить от дискомфорта. А злиться, заявлять о себе - страшно, ведь до сих пор внутри сохранилось чувство беспомощности и зависимости.

❤ Иногда роль «обучающего родителя» берёт на себя терапевт, с которым можно исследовать свои чувства и потребности, получать новый опыт переживания с поддержкой и принятием. Шаг за шагом возвращая себе ответственность за собственную жизнь и возможность встречаться с другим на равных во всем разнообразии чувств.



Просмотров: 300
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • «Мне нужно, чтобы кто-то поверил в меня….» или что включает позитивные изменения
  • Как, ну как мне ему(ей, им) объяснить,чтобы он/ она/ они.....???
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?
  • Жизнь женщины: мне не нравится моя жизнь, но я не хочу предпринимать шаги, чтобы что-то изменить
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Он постоянно психует и обижается на меня. Может, я что-то делаю не так?
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Мне так больно внутри, что пусть лучше болит снаружи...
  • Может быть, со мной что-то не так?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь