Что таит в себе обида?

Мы начинаем обижаться очень рано, ещё будучи крохами. Надуваем свои щёчки, поджимаем нижнюю губу до дрожания, бусинки слёз рассыпаются по всему лицу. Отводим глаза, чтобы не смотреть на обидчика. Молчаливо ждём, когда к нам придут и спросят что случилось, дабы быстро исправить это ужасное недоразумение. 

Обида без слов сообщает мне и другим, что произошло нечто, что мне неприятно, не нравится, не подходит.

Ребёнок создаёт такой способ исходя из трёх условий:
ОЖИДАНИЯ. БЕСПОМОЩНОСТЬ. ЗАВИСИМОСТЬ.

💭 До определённого возраста у ребёнка раздуты границы и ощущение собственной значимость. Он пока не видит своих родителей как отдельных независимых людей, ему кажется, что они существуют, чтобы удовлетворять его потребности и делать ему хорошо. У него есть ожидания - все должно происходит для него и про него, наилучшим удовлетворяющим образом. Ведь ещё недавно, когда он был младенцем, ему даже говорить ничего не надо было, все его потребности удовлетворялись без промедления. Встретиться с тем, что больше так не происходит, что могут выбрать не меня - больно и горько. Посколько на этом этапе мир ребёнка черно-белый и всё упрощается, то в создании таких сложных переживаний должен быть кто-то виноват. Родители плохие-злые и меня не любят или я плохой и недостоин любви.

📌 «Мне обидно, что он так сказал». «Я не ожидал, что будет так...». «Как она могла так поступить?!». «Неужели нельзя было догадаться/подумать/понять?!». «Я так хорошо относился к тебе, а ты...». «Ну раз тебе не нравится как я готовлю...». «Ничего не случилось. Всё нормально. Я всё понял» и т.д. и т.п.
Вы можете вспомнить множество фраз, в основе которых идея, что должно быть по-другому. Подобные идеи приводят к психосоматическим заболеваниям, депрессиям и общей неудовлетворённости жизнью.

🙇🏻‍♀ В обиде много беспомощности. Ребёнок не чувствует в себе сил что-то изменить. Он маленький, а родители большие. Они ответственны за его эмоциональное состояние, за то, что с ним происходит, только взрослые знают как сделать, чтобы стало лучше. Приходиться ждать и надеяться - они догадаются. Обида отличная сигнальная система, чтобы на меня скорее обратили внимание и избавили от неприятных ощущений, дискомфорта.

📌 «Я хочу, чтобы он/она ... и тогда мне станет легче/лучше/комфортней...». «Если бы он/она...., то я бы смогла/чувствовала/делала/...». «Вот он/она..., а я...».
Какая-то неразрывная связь моего состояния, чувств, действий с другим человеком. Объясняя своё состояние или поведение, я начинаю с другого человека.

🚸 Если что-то не нравится, не подходит или хочется другого, ребёнок не может сам удовлетворить эту потребность, встать и уйти, закончить неудовлетворяющие отношения, выбрать других родителей. Он пока не способен позаботиться о себе сам, ему нужны взрослые и только от них он может получить любовь, тепло и заботу.
Кроме этого, знание о том, какой он есть тоже находится у родителей. У ребёнка нет возможности выйти в мир и собрать больше информации о себе. Если ему говорят, что он глуп, бездарь и т.д. - не взять это себе, не пропустить в сердце - сложно. Мне может быть только обидно такое слышать.

📍 «Без него я не справлюсь...». «Кто ещё меня так полюбит?...». «Кому я буду нужна?...». «Что мне делать, чем заниматься, куда идти, если я буду один?...». «Как я узнаю какой я и кто я без неё/его/их...?»

Очень много тревоги, неопределённости в разрыве связи. Теряется ощущение целостности и почвы под ногами. Такая связь может быть организована не только с человеком, но и с работой, сообществом, детьми.

🌀 На определенном этапе детского развитиям важной задачей родителя становится обучение ребёнка переживанию ограничений, фрустраций, сложных и порой даже противоречивых чувств.
Злиться и любить, хотеть и горевать о не случившемся. Для этого ребёнку нужна поддержка и безусловное принятие.
Тогда ожидания превращаются в желания, которые можно озвучивать, проявлять и встречаться с разной реакцией не разрушаясь и не отвергая.
Может происходит не так, как я хочу и я могу об этом сказать, злиться, печалиться, не теряя важной эмоциональной связи и не уменьшая собственной ценности.

Люди, у которых не было такого опыта, всё так же видят в другом всемогущественного взрослого.
Он может угадать чего я хочу, он должен сделать меня счастливой и не допустить, чтобы я испытывала сложных чувств, избавить от дискомфорта. А злиться, заявлять о себе - страшно, ведь до сих пор внутри сохранилось чувство беспомощности и зависимости.

❤ Иногда роль «обучающего родителя» берёт на себя терапевт, с которым можно исследовать свои чувства и потребности, получать новый опыт переживания с поддержкой и принятием. Шаг за шагом возвращая себе ответственность за собственную жизнь и возможность встречаться с другим на равных во всем разнообразии чувств.



Просмотров: 348
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Каждый может выделить 10 минут, чтобы позаботиться о себе
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Если сильно злишься. Как выражать агрессию, чтобы не вредить себе и другим
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи (СТОСН).«Хочу, чтобы все было хорошо в сексе»
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Мы принимаем решения быть с этим человеком, а потом находим причину, чтобы уйти от него.
  • Аноргазмия. Фригидность. Хочу, чтобы все нормально было в сексе, не чувствовать дискомфорта
  • Хочу ли я, чтобы ребёнок меня слышал? Часть 2
  • Хочу ли я, чтобы ребёнок меня слышал? Часть1
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Несколько слов о депрессии: опорой может быть только нечто существующее
  • Хочу, чтобы меня любили такую, какая я есть.
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Что нам нужно сделать, чтобы позаботиться о себе и соблюсти границы?
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Какой должна быть жена? Муж требует, чтобы все было по его, моего мнения он не воспринимает
  • Изнутри: как создать семью, чтобы испортить себе и другим жизнь?
  • Что может быть важнее собственного отношения к себе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь