|
Как понять чего хочу? Ч.1. Кто виноват и что делать?Автор статьи: Ольга Андреевна Родишевская
Один из частых запросов, с которым обращаются к психологу: не знаю чего хочу; как понять чего я хочу? Давайте посмотрим как случается это "не знаю" на примере нескольких случаев. Первый, когда у младенца тревожная или депрессивная мама. Она может быть тревожной в силу разных причин:
У тревожной мамы нарушена способность к бондингу*, она плохо различает свои ощущения - сигналы тела, а значит и свои желания. Впрочем, она может быть не тревожной, она может быть замороженной или замершей. В этих случаях она тоже будет плохо различать ощущения. Она также будет плохо различать свои эмоции, которые могли бы помочь ей почувствовать ребенка, поскольку ощущения и эмоции неразрывно связаны. Здесь возможны два варианта:
И в первом, и во втором случаях, у младенца нет возможности научиться распознавать свои потребности, а далее и желания-хочу. * Бондинг - эмоциональная, физическая и физиологическая связь между матерью и младенцем, которая сохраняется после родов и прекращается по мере взросления ребенка. Благодаря бондингу мать может понимать язык младенца - то, что наполняет для нее конкретным содержанием каждый его неуклюжий жест, гримасу, каждый издаваемый звук. Дж. Ч. Пирс пишет в своей книге: "В моей книге "Волшебный ребенок" я рассказал об американской матери Джейн Маккеллар, которая наблюдала, как новорожденных детей в Уганде носили на лямках около материнской груди. Пеленок не использовали и, так как младенцы были всегда чистыми, Джейн спросила матерей, как они управляют мочеиспусканием и испражнением кишечника детей. "Мы просто идем в кусты", - отвечали матери. "Но как, - спросила Джейн, - вы узнаете, когда крошечному младенцу нужно в кусты?" Изумленные матери ответили: "А как вы узнаете, когда вам нужно идти в кусты?" В Гватемале матери также носят своих новорожденных детей таким же образом, и если новорожденный все еще мочит мать через два или три дня, женщина считается глупой и плохой матерью". Второй, когда младенец вырастает в ребенка, который пока еще плохо говорит и различает свои потребности, но у него уже больше возможностей, чем у младенца, заявить о своих потребностях и желаниях. В этом возрасте у ребенка по-прежнему на первом месте потребность в устойчивой эмоциональной связи с матерью - привязанности. На втором - познавательный интерес. Здесь может сохраняться прежний сценарий - дают не то. Появиться следующий - дают то, что просил, но при этом выпадают из контакта. А если блокировать познавательный интерес ребенка - не давать ему пробовать мир, то у него постепенно развивается скука. В дальнейшем его бывает очень трудно чем-нибудь заинтересовать, ему перестает быть вкусно. Как будто языковые рецепторы были сожжены кипятком и потеряли чувствительность. Третий, когда ребенок достаточно подрос, чтобы уметь просить, но его просьбы игнорируются или ему отвечают отказом. Игнорирование или отказ вызывают гнев, тоску, безнадежность, бессилие. Чтобы ничего этого не чувствовать - лучше не просить и не хотеть. Так блокируется доступ к пониманию своих желаний. Как же вернуть себе способность хотеть? Заимствовать способы познания у ребенка - пробовать. Видели когда-нибудь, что делает ребенок с тем, что попало ему в руки - тянет в рот. Это пока единственный способ, которым он может понять нравится ему это или нет. Нравится = вкусно. Своим клиенткам я рекомендую смотреть фильм "Сбежавшая невеста". Он красивый, романтичный, а главное, в нем показано, что происходит с человеком, который плохо понимает свои желания, как он подстраивается под чужие и как ему вернуть свои. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|