Как понять чего хочу? Ч.1. Кто виноват и что делать?

Один из частых запросов, с которым обращаются к психологу: не знаю чего хочу; как понять чего я хочу?

Давайте посмотрим как случается это "не знаю" на примере нескольких случаев.

Первый, когда у младенца тревожная или депрессивная мама. Она может быть тревожной в силу разных причин:

  • это ее первый ребенок и у нее нет никакого опыта как обращаться с младенцами;
  • у нее была тревожная мама или бабушка и она переняла их способ реагирования на различные ситуации;
  • у нее завышенные требования к себе и нереалистичные представления о том, что такое хорошая мама;
  • у нее нет необходимой ей поддержки.

У тревожной мамы нарушена способность к бондингу*, она плохо различает свои ощущения - сигналы тела, а значит и свои желания. Впрочем, она может быть не тревожной, она может быть замороженной или замершей. В этих случаях она тоже будет плохо различать ощущения. Она также будет плохо различать свои эмоции, которые могли бы помочь ей почувствовать ребенка, поскольку ощущения и эмоции неразрывно связаны.

Здесь возможны два варианта:

  1. Не различая потребности ребенка, она большей частью дает ему не то в чем он нуждается.
  2. Она так за него тревожится, что старается все время предугадать его потребности.

И в первом, и во втором случаях, у младенца нет возможности научиться распознавать свои потребности, а далее и желания-хочу.

Как понять чего хочу Ч 1 Кто виноват и что делать

* Бондинг - эмоциональная, физическая и физиологическая связь между матерью и младенцем, которая сохраняется после родов и прекращается по мере взросления ребенка. Благодаря бондингу мать может понимать язык младенца - то, что наполняет для нее конкретным содержанием каждый его неуклюжий жест, гримасу, каждый издаваемый звук.
Дж. Ч. Пирс пишет в своей книге: "В моей книге "Волшебный ребенок" я рассказал об американской матери Джейн Маккеллар, которая наблюдала, как новорожденных детей в Уганде носили на лямках около материнской груди. Пеленок не использовали и, так как младенцы были всегда чистыми, Джейн спросила матерей, как они управляют мочеиспусканием и испражнением кишечника детей. "Мы просто идем в кусты", - отвечали матери. "Но как, - спросила Джейн, - вы узнаете, когда крошечному младенцу нужно в кусты?" Изумленные матери ответили: "А как вы узнаете, когда вам нужно идти в кусты?" В Гватемале матери также носят своих новорожденных детей таким же образом, и если новорожденный все еще мочит мать через два или три дня, женщина считается глупой и плохой матерью". 

Второй, когда младенец вырастает в ребенка, который пока еще плохо говорит и различает свои потребности, но у него уже больше возможностей, чем у младенца, заявить о своих потребностях и желаниях. В этом возрасте у ребенка по-прежнему на первом месте потребность в устойчивой эмоциональной связи с матерью - привязанности. На втором - познавательный интерес.

Здесь может сохраняться прежний сценарий - дают не то. Появиться следующий - дают то, что просил, но при этом выпадают из контакта.

А если блокировать познавательный интерес ребенка - не давать ему пробовать мир, то у него постепенно развивается скука. В дальнейшем его бывает очень трудно чем-нибудь заинтересовать, ему перестает быть вкусно. Как будто языковые рецепторы были сожжены кипятком и потеряли чувствительность.

Третий, когда ребенок достаточно подрос, чтобы уметь просить, но его просьбы игнорируются или ему отвечают отказом. Игнорирование или отказ вызывают гнев, тоску, безнадежность, бессилие. Чтобы ничего этого не чувствовать - лучше не просить и не хотеть.

Так блокируется доступ к пониманию своих желаний.

Как же вернуть себе способность хотеть? Заимствовать способы познания у ребенка - пробовать.

Видели когда-нибудь, что делает ребенок с тем, что попало ему в руки - тянет в рот. Это пока единственный способ, которым он может понять нравится ему это или нет. Нравится = вкусно.

Своим клиенткам я рекомендую смотреть фильм "Сбежавшая невеста". Он красивый, романтичный, а главное, в нем показано, что происходит с человеком, который плохо понимает свои желания, как он подстраивается под чужие и как ему вернуть свои.



Просмотров: 495
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Я не знаю, чего хочу..." Куда уходят желания и как их вернуть
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Техника: "Как найти себя и понять свои истинные желания?"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Не знаю чего хочу ...". Как понять? Рекомендации + практикум
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №1.
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №2.
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Пониженное либидо у "ребенка" ставшего психологическим мужем своей матери.
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Если ваш партнер "не умеет выражать свои эмоции"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • Шляпник. Или "как фотография помогает понять свои переживания".
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь