|
Психотерапия школыАвтор статьи: Чернакова Лидия Викторовна
Психотерапия детей и подростков зависит от умения найти подход в каждом конкретном случае ребёнка. При работе с детьми необходимо помнить о возрастных и личностных особенностях ребенка. Именно в этом и состоит мастерство детского психолога, психотерапевта. Решающим «ключевым» моментом всей работы является завоевать доверие у ребёнка. И если же при первой встрече психологу это не удалось сделать, то необходимый контакт для психотерапевтической и коррекционной работы вряд ли принесёт успех. Если психолог чувствует, что контакт не удался, лучше сразу прояснить это с членами семьи и перенаправить ребёнка к другому специалисту. Не стоит пытаться завоевать это доверие, ведь это уже будет смотреться, как наигранный процесс. Не нужно забывать, что если первая встреча состоялась без доверительного контакта с ребёнком, то психолог может лишь обострить его болезненные переживания и вызвать недоверие ко всем специалистам в этой области. В работе с детьми мы всегда должны на первую ступень ставить его здоровье, психологический комфорт и индивидуальные особенности. В своей практике я встречалась с большим количеством случаев, где психологи пытались работать с детскими травмами, не имея при этом определённого опыта и навыка. Очень часто меня просят родители взять ребёнка на терапию уже со сложившимся недоверием, агрессией у их чада к психологам. И правда, приходится тратить очень много времени, не на проработку детской травмы, а на восстановление доверия между ребёнком и мной, как специалиста, который может ему помочь. Ребёнку необходимо доверять своему психологу, что бы он мог идти за ним, безопасно выбирать и корректировать свой путь. Психолог для детей, это как наставник, который передаёт знания, свой опыт, помогает быть счастливым. Но что бы всё это перенять, нужно иметь в контакте доверие и безопасность. Наиболее частым обращением родителей является одна из самых волнующих сейчас школьных тем – это суицид. Очередной вызов личностной стойкости и профессионализму психолога. В работе с такими детками важно иметь, как эмоциональную, так и когнитивно-поведенческую подготовку к встрече с суицидальной ситуации. Важно обладать развитой интуицией и навыком разгадать (увидеть) этот «крик о помощи». Личность психолога очень важна и то, как он объективно видит свои возможности в практической помощи. Для ребёнка важно чувствовать, что он важен и нужен, а не понимать, что он угроза для школы или обуза. Важно не отталкивать, прояснять с ним все проблемы, не игнорировать все его проявления (суицидальные знаки). Необходимо определить серьёзность угрозы его здоровья, помочь ему понять, что стресс мешает полностью осознать ситуацию. Важнейшим разделом работы детского психолога и психотерапевта является нормализация школьной среды. Эта работы должна проводиться совместно с психологами, педагогами, социальными работниками. В самом эффективном случае, если школьный психолог будет поддерживать связь с детским психотерапевтом и выстраивать школьную среду ребёнка в соответствии с рекомендациями (так как не все школьные психологи имеют образование в области психотерапии). Взаимодействие всех специалистов является хорошей профилактической работой для качественной адаптации и процесса обучения школьников. Важно помнить, что огромное влияние на формирование характера ребёнка оказывает детский коллектив, особенно школа. Школьники, которые имеют какие-либо психологические затруднения, обычно тяжело их переживают в школе. Такие дети трудно выстраивают общение со сверстниками, как правило переживания усиливаются к 4-5 классу. С трудом налаживается вся система отношений личности. А в период полового созревания развиваются вторичные невротические наслоения на основное страдание. Но, к сожалению, школьная система не всегда правильно относится к таким детям. Нередко педагогические ошибки являются источником детских психологический потрясений (тяжёлых психогений[1]). В результате этого, школа вместо того, чтобы способствовать перевоспитанию и исправлению трудной личности, сама превращается в источник дополнительного психического травмирования. Ещё одной особенностью, с которой приходится сталкиваться при проведении психотерапии у школьников, является то, что в процессе работы мы имеем дело с постоянно растущим, меняющимся организмом. Про это не стоит забывать. Всякий возраст наносит для каждого периода развития ребёнка свою неустойчивость. Очень часто многие специалисты определяют путь развития личности ребёнка без учёта его компенсаторных возможностей, характера протекания кризисов. Успешная психотерапия без налаживания взаимоотношений в школьном коллективе и ликвидации всех травмирующих психику ребёнка невозможна. Большое значение в психотерапии детей и подростков имеет психотерапия среды – школы. Создание благоприятной атмосферы, насыщенной необходимыми для каждого ребёнка радостью, лаской и теплом. Ведь в школе ребёнок проводит очень большое количество времени. Для здоровья ребёнка необходимы оптимальные условия для комфортного и безопасного общения в социальной среде. Психотерапевтическая работа должна тесно сочетаться с психопрофилактическими и психогигиеническими мероприятиями.
[1] Психогении-психические состояния от психических реакций до заболеваний: психические заболевания или расстройства психической деятельности, вызванные эмоциональным потрясением (синонимичное понятие — реактивные состояния); видоизменение клинической картины некоторых психических болезней под влиянием эмоциональных потрясений. Психогении легко переходят в психосоматические взаимодействия. Они поддаются устранению путём психотерапии.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|