|
Мотивация профессиональной успешности. (Квиетисты и стоики).Автор статьи: Светлана Анатольевна Гулинская
Во многих странах мира (США, Япония, Германия) профессиональная успешность является одной из наиболее значимых социокультурных установок человека, критерием оценки деятельности любого специалиста, универсальным социопсихологическим мотивом самоидентификации личности (Р. Берне, К. Левин, А. Маслоу, Д. Рейнор, X.Хекхау-зен). Наше государство и общество также постепенно стали осознавать ценность профессиональной успешности во всех видах человеческой деятельности. Это обусловлено прежде всего тем, что нынешнее общество стало нуждаться в социально активных профессионалах, имеющих фундаментальное образование, основательную практическую подготовку, высокие нравственные принципы. Развитие образования, повышение эффективности всего педагогического процесса многие современные философы, психологи и педагоги связывают с профессиональной успешностью педагога. Профессиональная успешность создает реальные предпосылки для самореализации и развития творческих способностей педагога. Она воздействует на личность педагога в целом, помогает осознать себя и значимость своей деятельности, а также стимулирует формирование интегративных социокультурных, интеллектуальных, нравственных качеств, степень развитости которых входит в профессиональную культуру всех специалистов, работающих в системе человек—человек (В.И. Бакштановский, И.А. Жданов, И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.Т. Ростунов, В.А. Сластенин). Педагогов, ориентированных на достижение успеха в деятельности, отличает гражданская и профессиональная направленность личности; способность к самопознанию; умение реализовать научный подход к педагогическим явлениям, спроектировать модель целостного педагогического процесса и адаптировать её к конкретным условиям, проанализировать собственный опыт. В этой связи профессиональная успешность педагога выступает не только как объективная социальная потребность, но и как субъективная потребность педагога, приобретающая характеристику профессиональной субкультуры. Это актуализирует разработку проблем, обращенных к формированию личности педагога, обоснованию условий развития его профессиональной успешности. Именно ориентация на профессиональную успешность обеспечивает формирование положительного мотивационно-смыслового отношения к педагогической деятельности, потребности в получении, углублении и расширении педагогических знаний, в овладении профессиональными умениями и навыками; определяет содержание его ценностных ориентации; повышает эффективность процесса интеграции педагога в профессионально-педагогическую среду и соответствующую субкультуру. Известный представитель прагматизма Уильям Джемс писал: « Человек должен тщательно рассмотреть различные стороны своей личности, чтобы искать спасения в развитии глубочайшей, сильнейшей стороны своего «я». Все другие стороны нашего «я» призрачны, только одна из них имеет реальное основание в нашем характере, и поэтому ее развитие обеспечено. Неудачи в развитии этой стороны характера суть действительные неудачи, вызывающие стыд, а успех - настоящий успех, приносящий нам истинную радость». Этот научный факт служит примером личностного выбора. Прежде чем осуществить выбор, человек находится между несколькими его основаниями. Уильям Джемс считает, что самоуважение является тем основанием, которое отражает отношение человека к успеху. Он вывел формулу самоуважения. Самоуважение определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель наши притязания: Чем выше притязания, тем больше должны быть достижения, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным. Человеку для счастья нужно либо добиваться ощутимых жизненных результатов (стремление к успеху), либо снизить уровень собственных притязаний. Второй путь, конечно, проще он не требует усилий. У. Джемс оправдывает этот путь: « Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказываться от притязания будут всегда в том случае, когда разочарования беспрестанны, а борьбе не предвидится исхода». Человек, по его мнению, должен уменьшить свои притязания, от этого зависит его действительный успех. Другими словами, потребности человека должны соответствовать его реальным возможностям. Но психологическая наука утверждает, что некоторые способности в человеке скрыты, их нужно обнаружить и развить. Это предполагает определенные личностные усилия. Теория У. Джемса имеет за собой традицию. Для доказательства своей позиции он обращается к учению Карлейля о том, что жизнь начинается только с момента отречения от успеха. У. Джемс опирается на идею Карлейля о том, что если человек приравняет свои притязания к нулю, то целый мир будет покорен им. Существует даже целостное мировоззрение социальной пассивности - квиетизм. Это - поиск абсолютной безмятежности, социального безразличия, выключения из любых социально одобренных моделей действия. С такой точки зрения человек не нуждается в успехе. Конечно, время от времени такой человек просто вынужден имитировать участие в общественной жизни. Весьма отличен от этого подхода стоицизм с его установкой на деяние без надежды на успех. Если квиетизм означает по сути отсутствие действия, капитуляцию перед сложностями, то стоицизм предполагает постоянную мобилизацию воли, напряжение самодисциплины, готовность действия в любых социально-исторических условиях. Стоики считают человека не пассивным объектом воздействия внешних и неподвластных ему обстоятельств, а субъектом осуществляемых им изменений и преобразований, историческим субъектом. Стоицизм как философия «безнадежной решимости» в настоящее время имеет возможность стать идеологией обновления общественной морали и нравственности. Квиетизм же - явление недопустимое и даже безнравственное. Нельзя достигнуть полной внутренней удовлетворенности, самоуважения, снизив притязания, ибо только через успех можно доказать свою личностную значимость. Образовалось целое семейство теорий «ожидаемой ценности». Базовым для многих теорий оказалось учение Д. Мак-Клелланда о компоненте ожидания. Согласно многочисленным экспериментальным данным исследований этих ученых в мотивации человеческого поведения выделяются два вида мотивации: мотивация успехом как достижением цели, результата и мотивация избеганием неудач. Одних людей окрыляет надежда на успех. Других, напротив, угнетает постоянное чувство страха потерпеть неудачу. Речь идёт не просто о зависимости человеческого поведения от ожидаемого результата или его отсутствия, а о его обусловленности «предвосхищенной», предполагаемой самооценкой возможного результата как собственного успеха или неудачи, что и вызывает социальные эмоции перед другими. В первом случае предполагается переживание социальной эмоции гордости, во втором - стыда за свои дела и поступки. В реальной жизни эти два вида мотивации «в чистом виде» отсутствуют - на каждую личность действуют оба мотивирующих фактора. Оба ориентира выступают двумя полюсами, между которыми реализуется человеческое поведение, и разные люди в различных ситуациях тяготеют, причём с различной силой, к этим полюсам. Концептуальная схема «стремление к успеху - избегание неудачи» во многом восходит к упрощенной бихевиористской модели человеческого поведения, согласно которой человек руководствуется принципом удовольствия и стремится избегать действий с отрицательными последствиями. Все люди уникальны. И что бы понять себя , нужно использовать механизм рефлексий. Рефлексия ( от. лат . - обращение назад) - процесс самопознания субьектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексивные умения - это умения анализировать свои мысли,чувства, переживания, поступки. В социальной психологии это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того , как другие знают и понимают рефлексирующего . Человеку , который не разбирается в своих чувствах и переживаниях, мотивах собственного поведения,трудно понять и принять чувства, особенности поведения другого человека .После механизма рефлексии педагогу актуально использовать механизм самопринятия. Самопринятие — это принятие себя как уникальности, индивидуальности, обладающей не только достоинствами , но и слабостями. Это ощущение собственной ценности личности , чувство собственного достоинства .Это доверие своим чувствам , вера в себя и свои возможности независимость, честное отношение к себе. У людей, способных к самопринятию слабо развиты такие чувства как страх, тревожность, боязнь неуспеха и негативной оценки, стремление к доминированию. Педагог, способный принять себя, способен безоценочно относится к партнёру по общению. Безусловное принятие другого означает принятие его таким, каков он есть: учёт его возрастных и индивидуальных особенностей , признание за ним права на свои интересы, потребности чувства, отказ от оценок его личности. Ощущение того , что тебя полностью принимаю , само по себе является благоприятным фактором развития. Таким образом, мотивация развития педагога способствует и профессиональной успешности, и личностному развитию.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|