|
Как поддержать творчество в ребенке или в самом себе?Автор статьи: Глушаева Ольга Сергеевна
Творчество и детство у меня ассоциируются очень тесно между собой. В детстве у большинства детей проблем нет никаких. Весь мир вокруг является средством для творчества. Молоко разлилось по столу? Чудесно! Это уже не молоко, а водоем. А печенька - это настоящий плот, который прекрасно плавает в молоке. Творожный сырок - это мороженка. Листочки дерева - денежки. Стул - это конь. Кривая засохшая ветка - это змея. Стиральный порошок вместе с маминым кремом за 1000 рублей - вообще лавка волшебницы получается. Все запросто превращается во все. А дальше - на эту детскую врожденную способность творить следует какая-то реакция значимых взрослых. Так-то этих реакций при грубом обобщении всего три. Запретительно-наказательно-ограничивающая. Это когда родителям невыносимы рисунки на стенах, молоко с уже размокшим печеньем на столе, зазря переведенные ценные предметы. За творчество ругают и наказывают. Творчество - СТОП! Обесценивающе-игнорирующе-пренебрежительная. Это тоже, собственно говоря, про невыносимость. И тогда творчество ребенка - это ерунда какая-то, лишний мусор в квартире, хлам, нелепые каракули, бумажки и т.п. Результат творчества уничтожают. Физически. Выбрасывают, например. И морально. Демонстрируя, что ценности в этом нет. И это тоже СТОП! Что за невыносимость приводит к этим двум реакциям? Невыносимость личной утраты контакта со своим творческим началом. Отсюда видеть другого в контакте с творческим источником невыносимо тоже. Третья реакция. Или первая? Поддерживающая. Из чего она складывается? Из безоценочности. Из искреннего интереса к тому, что делает ребенок. Из бережного отношения к тому, что у него получилось. Из желания побудить ребенка поделиться результатом своего творчества с другими детьми. И еще из отношения всерьез. Приведу пример. Ребенок нарисовал рисунок. Сам ли, в детском саду ли, или в своей школе раннего развития, не важно. Этот рисунок стоит повесить на стену. Оформить в рамочку и повесить на стену. И не где-то в его детской комнате, а в гостиной, где его смогут увидеть и дети, и взрослые, приходящие в гости. И вся семья сможет любоваться. Это будет и про всерьез, и про ценность, и про поделиться. Про поддержку. Связь прямая. Детские работы висели на стенах, во взрослом возрасте картины будут висеть на выставках. У человека будет ощущение ценности своего творчества для себя и для других. Все, что написано в этой статье про поддержку творчества в детях, справедливо для поддержки творчества в самом себе, если творить вы начинаете во взрослом возрасте. Только реакцию поддержки придется давать самому себе. Ну, и принцип: нарисовал картину - разместил на стене (реальной или в соцсети)! Решили рисовать? Картины на стену. Решили танцевать? Танцевальный номер на корпоратив. Решили петь? Песня у костра, на юбилее, на благотворительном концерте. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|