Детям свойственно всем интересоваться, все пробовать, ко всему присматриваться — так они познают мир, в том числе мир творчества. Как же мы можем поддержать нашего ребенка или наших учеников на этом сложном, но интересном пути?
Искренний интерес
Помните, себя в детстве? Дарят вам что-то интересное, вы с упоением садитесь играть — но тут приходит папа или мама, вроде как посмотреть или помочь, и через какое-то время вы уже чувствуете себя лишним на этом празднике жизни. Замок, который собирались строить вы, как-то больше похож на тот, что собирались строить родители. Конечно, нам интересно, что делают наши дети. Только ведь этот интерес можно проявлять иначе. Попробуйте спросить ребенка, что он хочет создать (склеить, сшить, построить, написать, станцевать, спеть), выслушайте и — продолжите задавать вопросы. Поверьте, иногда ответы вашей дочери, вашего сына или ваших учеников будут не совпадать с вашими. Но это всего лишь повод задать еще один вопрос: «Ого! Как интересно! А почему именно так?» Спрашивайте все-все подробности: а кто, а с кем, а почему, а для чего, а что потом, а почему именно так, а если так и так-то как ты сделаешь?
Внимание к успехам
Когда ребенок что-то делает, у него что-то не получается. И мы привычно указываем ему на эти ошибки или недочеты, руководствуясь самыми что ни на есть здравыми и искренними чувствами — пусть с малолетства привыкает к критике, нельзя привыкать к похвале, в жизни редко кто гладит по головке. Все верно — мы так привыкли, поэтому сами часто просим других сказать, что не так. И часто после этого совершенно не знаем, что с этим «не так» делать. Именно поэтому, как бы коряво ни получалось что-тоу вашего ребенка, как бы криво ни стояли кубики, как бы странно ни выглядела рифма, — найдите, за что можно похвалить. А еще лучше — спросите у ребенка, что, по его мнению, получилось лучше всего. И помогите обратить внимание, что еще удалось ему, но он сам не обратил на это внимание. Как быть с ошибками и недочетами? Подумайте вместе, как можно было бы улучшить сделанное. Уверена, что, вдохновленный успехами, ребенок с радостью посвятит еще немного времени тому, что делает.
Радость результата
Бывало ли такое, что, когда ребенок сообщает о своей новой идее, вы говорили: «Да ты уже начинал (ходить на занятия, вышивать, писать книгу, рисовать), да бросил!» Как думаете, насколько такое напоминание вдохновляет на то, чтобы завершать? Да, вообще не вдохновляет. А что если напомнить о том, что уже было завершено, о том, что прекрасно удалось сделать, даже если это было что-то не очень существенное. Хотя как завершенное и удавшееся может быть несущественным, верно ведь? И когда новое дело будет завершено — восхититесь, порадуйтесь вместе с ребенком. Сделайте фотографию на память или коллаж, вспомните, что было сложно в процессе работы и как эти трудности были преодолены, устройте праздничную прогулку. Это необязательно должен быть поход за сладостями или по магазинам; просто праздничная прогулка: с воздушным шариком, например, или с красивым значком на курточке — с чем то, что будет символизировать успешное завершение дела.
Думаю, вы уже заметили, что точно так же можно поддержать самого себя в творчестве: проявлять искренний интерес к своим замыслам, обращать внимание на свои успехи и радоваться каждому завершенному делу, каждому завершенному этапу.