|
Parenthood как результат взаимного творчестваАвтор статьи: Дарья Петровская (Грошева)
Интерес к теме просвещенного родительства возник уже довольно давно. Так в конце 19- начале 20 веков во Франции и Англии появляются первые специализированные школы для мам, призванные обучать основам обращения с ребёнком и снизить уровень детской смертности. В Российской империи в 1904 году появился "Союз для борьбы с детской смертностью в России", который также занимался просвещением молодых мам. В то время просвещение шло преимущественно через медицинские учреждения и общественные организации. Официальным признанием важности образовательных программ на государственном уровне стали две большие конференции в Гамбурге и Париже в середине 20 века. В конце 60-х начале 70-х годов ХХ века направление родительского просвещения меняется в сторону гуманистических философов и психологов, начиается движение в сторону актуализации человеческого потенциала. С того момента началась эпоха тренингов. Внимание начинает распределяться в сторону установления личностных границ и формированию навыков коммуникации. В это время в СССР программы для родителей осуществляются в основном через школы, однако непосредственно тренинговые программы развиваются только с начала 90-х годов. Такое развитие образовательных программ и тренингов повлекло за собой необходимость их мониторинга и исследования, где было выявлено, что наиболее эффективными программами являются те, которые направлены на помощь в сложных переходных периодах, и комплексные программы, которые предлагают не только просвещение, но закрепление и формирование новых навыков и проработку конфликтов. В настоящее время важнейший тренд - это работа не только с развитием компетентности, но и с личностью родителя, с его переживаниями, уверенностью и тревогой. В 70-х годах ХХ столетия вводится понятие "самоэффективность", которое понимается как вера родителя в эффективность своих действий, ожидание результата своих действий, прощу говоря уверенность. Это понятие и есть наиболее широко упоминаемое и используемое в области parenthood. Родители с высоким показателем по этому профилю реже используют негативные способы воспитания (наказания, слишком жёсткая дисциплина) и чаще являются чуткими, отзывчивыми, используют некарательные способы воспитания. Также высокий уровень самоэффективности сглаживает и материнскую депрессию, позитивно влияет на сложный темперамент ребёнка. Современные исследования доказывают, что внутренние личностные механизмы влияют на уровень успешности не только взрослых, но и родителей. То есть, чем более спокоен и уверен в себе родитель, тем более успешен будет ребёнок. Часто, ввиду плохих специалистов, слово "тренинг" приобретает негативный оттенок. Но тем не менее качественные активные методы обучения приводят к уменьшению стресса и улучшению взаимоотношений. Происходит это потому что участники могут проанализировать свой опыт и наблюдать за опытом других, получать обратную связь и поддержку, а также яркие эмоциональные впечатления. Каждый родитель - эксперт в воспитании собственного ребёнка. Именно поэтому вмешательство или совет постороннего человека могут вызвать негативную реакцию, протест или депрессию. В то же время оценка и принятие индивидуального стиля воспитания группой таких же родителей становится важнейшим фактором увеличения самоэффективности, ведёт к повышению уверенности и снижению тревоги. Тренинги важно проводить в безопасных условиях, то есть, соблюдать конфиденциальность и экологичность пространства (зачастую, за неимением информации многие молодые мамы начинают общаться на форумах, где за чистотой пространства никто не следит). Наблюдение за опытом других родителей даёт возможность стать более уверенным и самостоятельным, в безопасном месте проверить мотивы и возможные последствия своих действий. Мнение группы всегда было и ещё долго будет самым важным критерием правильности своих действий. Современные родители в большей степени доверяют СМИ, мнению сверстников и других родителей. Происходит это потому, что традиции в современном мире не всегда актуальны, мир меняется и нужны новые способы его познания и адаптации к условиям. "Воспитание детей - задача со многими неизвестными". Сложно точно спрогнозировать какие задатки ребёнка будут развиваться в будущем. Ещё сложнее предугадать какими будут критерии успешности через 20 лет. Именно поэтому важно обладать устойчивостью к неопределённости, уметь ориентироваться в сложных и неоднозначных условиях. Не только детям, но и родителям в частности. Групповая работа развивает навык выполнения неожиданных творческих заданий, отвечать на открытые вопросы и тренировать устойчивость к неудачам, удивляться и совершать открытия в мелочах. Таким образом, в воспитании детей ключевую роль играет самоэффективность родителя, его уверенность и способность перестаиваться в трудных ситуациях, способность адаптироваться и ориентироваться на свои ощущения. Тогда и ребёнок сможет перенять навыки самостоятельности и ориентировки на собственные силы. Так что же такое просвещенное родительство? На мой взгляд - это результат взаимного творчества, приносящего удовольствие каждому. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|