Parenthood как результат взаимного творчества

Интерес к теме просвещенного родительства возник уже довольно давно. Так в конце 19- начале 20 веков во Франции и Англии появляются первые специализированные школы для мам, призванные обучать основам обращения с ребёнком и снизить уровень детской смертности. В Российской империи в 1904 году появился "Союз для борьбы с детской смертностью в России", который также занимался просвещением молодых мам. В то время просвещение шло преимущественно через медицинские учреждения и общественные организации.

Официальным признанием важности образовательных программ на государственном уровне стали две большие конференции в Гамбурге и Париже в середине 20 века. В конце 60-х начале 70-х годов ХХ века направление родительского просвещения меняется в сторону гуманистических философов и психологов, начиается движение в сторону актуализации человеческого потенциала. С того момента началась эпоха тренингов. Внимание начинает распределяться в сторону установления личностных границ и формированию навыков коммуникации. В это время в СССР программы для родителей осуществляются в основном через школы, однако непосредственно тренинговые программы развиваются только с начала 90-х годов.

Такое развитие образовательных программ и тренингов повлекло за собой необходимость их мониторинга и исследования, где было выявлено, что наиболее эффективными программами являются те, которые направлены на помощь в сложных переходных периодах, и комплексные программы, которые предлагают не только просвещение, но закрепление и формирование новых навыков и проработку конфликтов.

В настоящее время важнейший тренд - это работа не только с развитием компетентности, но и с личностью родителя, с его переживаниями, уверенностью и тревогой.

В 70-х годах ХХ столетия вводится понятие "самоэффективность", которое понимается как вера родителя в эффективность своих действий, ожидание результата своих действий, прощу говоря уверенность. Это понятие и есть наиболее широко упоминаемое и используемое в области parenthood. Родители с высоким показателем по этому профилю реже используют негативные способы воспитания (наказания, слишком жёсткая дисциплина) и чаще являются чуткими, отзывчивыми, используют некарательные способы воспитания. Также высокий уровень самоэффективности сглаживает и материнскую депрессию, позитивно влияет на сложный темперамент ребёнка. 

Современные исследования доказывают, что внутренние личностные механизмы влияют на уровень успешности не только взрослых, но и родителей. То есть, чем более спокоен и уверен в себе родитель, тем более успешен будет ребёнок.

Часто, ввиду плохих специалистов, слово "тренинг" приобретает негативный оттенок. Но тем не менее качественные активные методы обучения приводят к уменьшению стресса и улучшению взаимоотношений. Происходит это потому что участники могут проанализировать свой опыт и наблюдать за опытом других, получать обратную связь и поддержку, а также яркие эмоциональные впечатления. 

Каждый родитель - эксперт в воспитании собственного ребёнка. Именно поэтому вмешательство или совет постороннего человека могут вызвать негативную реакцию, протест или депрессию. В то же время оценка и принятие индивидуального стиля воспитания группой таких же родителей становится важнейшим фактором увеличения самоэффективности, ведёт к повышению уверенности и снижению тревоги. Тренинги важно проводить в безопасных условиях, то есть, соблюдать конфиденциальность и экологичность пространства (зачастую, за неимением информации многие молодые мамы начинают общаться на форумах, где за чистотой пространства никто не следит). Наблюдение за опытом других родителей даёт возможность стать более уверенным и самостоятельным, в безопасном месте проверить мотивы и возможные последствия своих действий. 

Мнение группы всегда было и ещё долго будет самым важным критерием правильности своих действий. Современные родители в большей степени доверяют СМИ, мнению сверстников и других родителей. Происходит это потому, что традиции в современном мире не всегда актуальны, мир меняется и нужны новые способы его познания и адаптации к условиям. 

"Воспитание детей - задача со многими неизвестными". Сложно точно спрогнозировать какие задатки ребёнка будут развиваться в будущем. Ещё сложнее предугадать какими будут критерии успешности через 20 лет. Именно поэтому важно обладать устойчивостью к неопределённости, уметь ориентироваться в сложных и неоднозначных условиях. Не только детям, но и родителям в частности. Групповая работа развивает навык выполнения неожиданных творческих заданий, отвечать на открытые вопросы и тренировать устойчивость к неудачам, удивляться и совершать открытия в мелочах. 

Таким образом, в воспитании детей ключевую роль играет самоэффективность родителя, его уверенность и способность перестаиваться в трудных ситуациях, способность адаптироваться и ориентироваться на свои ощущения. Тогда и ребёнок сможет перенять навыки самостоятельности и ориентировки на собственные силы. Так что же такое просвещенное родительство? На мой взгляд - это результат взаимного творчества, приносящего удовольствие каждому.



Просмотров: 233
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Курочка Ряба" для родителей и не только.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • "Роль родителей в формировании самооценки ребёнка"
  • Почему дети "выводят" своих родителей?
  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • Подростковый период - время "перемен" . Рекомендации для родителей.
  • Для родителей, заинтересованых в успешности своих детей
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Почему родители не понимают своих детей? "Теория поколений".
  • Зачем родители "душат" своих детей? Причины и следствия
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Самостоятельная работа для родителей по теме "Самостоятельность"
  • "Есть только миг между прошлым и будущим"....
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Я на все согласен.., только пусть будет рядом"..
  • Антикапризин - "Я есть не хочу" - памятка для родителей
  • "Не хочу есть!" или о способах реагирования родителей
  • Время через призму принципа "здесь и сейчас"
  • Папа-школа - продвинутый уровень - "Жизненный Сценарий вашего ребёнка"
  • Отвечаю на вопросы. Выбирая "позитивно мыслить", не избегаем ли мы своих чувств?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Почему важно отказаться от 10% своих действий
  • 3 самые важные "П", которые всем нам так нужны во время карантина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь