Читайте 1 часть статьи о том, КОГДА лучше начинать ходить в ДС https://www.psyoffice.ru/article/138225/ Читайте 2 часть статьи о том, как можно ВЫБИРАТЬ ДС. https://www.psyoffice.ru/article/139465/
В 3 части мы поговорим о самом эмоциональном этапе – процессе адаптации ребенка к Детскому Саду.
Часто этот этап настолько тяжело дается родителям, что они стремятся как можно скорее его «закончить», провоцируя ребенка либо загнать внутрь все негативные чувства, либо обеспечивать сильное сопротивление, утрируя слезы и истерики, лишь бы родители наконец приняли его переживания всерьез.
Общаясь с клиентами, я не раз слышала мнение, что «нормальная» адаптация к ДС длиться одну, две, ну максимум 4 недели. Вы только вдумайтесь: максимальная цифра – это 4 недели! Неудивительно, что с такими убеждениями одна половина мам озабочена тем, что их здоровый ребенок «хорошо адаптировался», но начал много болеть после выхода в ДС, а другая половина мам переживают из-за «ненормальной» адаптацией своих детей, которые плачут у дверей по нескольку месяцев.
А как вы думаете, какая скорость адаптации к ДС – нормальна? Мои знания и опят говорят о том, что «норма» колеблется где-то между 9 и 18 месяцами. Как вам такие цифры? Страшно? Не согласны и хочется протестовать? Для сравнения скажу, что эти цифры абсолютно совпадают со скоростью адаптации нового сотрудника. И тут даже общественное мнение говорит о том, что полностью чувствовать себя «в своей тарелке» начинаешь на работе только через год. Неужели вы думаете, что пятидневка в саду для трехлетки меньший стресс, чем выход на работу для его мамы?
Чтобы по-другому воспринимать процесс адаптации, важно понять, какие «поражающие» факторы действуют на ребенка при знакомстве с ДС. К чему ему приходится адаптироваться?
Отрыв от мамы.
В России многие женщины самоотверженно заботятся о детях без чьей-либо помощи, изредка подключая бабушек или пап. Поэтому до похода в ДС дети почти не имеют опыта длительного пребывания где-либо без родителя, а мама заменяет собой целый мир других взрослых.
Часто женщины до последнего не начинают мероприятия по адаптации к ДС, пытаясь продлить ребенку «счастливые деньки с мамой». В итоге адаптировать кроху к садику они начинают за неделю до предполагаемого выхода на работу. И маленький человек резко остается один в незнакомом коллективе, к которому у него не было возможности привыкнуть.
Попадание в ситуацию опасности, так как «своего взрослого» нет рядом.
Педагог, каким бы хорошим он ни был, в первые недели не осознается ребенком как «свой взрослый», которому можно доверять и который придет на помощь. А значит, ребенок остается один на один со своими проблемами и трудностями в незнакомом месте и никакие игрушки не способны заметить ему чувство безопасности.
Много людей вокруг.
Никогда раньше ребенок не сталкивался с таким количеством детей сразу. Да, возможно вы ходили с ним на какие-то массовые мероприятия, но столкнуться с толпой на руках у мамы и не иметь необходимости с ней взаимодействовать – это совсем не то же самое, что целый день в саду, где нужно защищать себя самостоятельно.
Вокруг происходит жизнь, правил которой ребенок не понимает.
«Все что-то делают, как-то взаимодействуют и куда-то спешат, а я стою один и не знаю, что мне делать и как мне быть» - вот описание примерного состояния ребенка в первые дни, а то и недели в детском саду. Ситуация усугубляется тем, что ребенок не сможет сформулировать такой сложный вопрос взрослому, да и спросить-то не у кого – «своего» человека нет рядом.
Общественные ожидания и контроль. Поощрения, указания и наказания, направленные на самого ребенка.
Только представьте себе, что вы попали на новую работу, где должны себя хорошо проявить, наладить отношения с коллегами, да еще и понравиться начальству. Уже сама по себе эта ситуация заставит вас, взрослого человека, нервничать. А теперь прибавьте к этому еще и то, что вам ничего не объяснили (вспомним предыдущий пункт) и постоянно за вами наблюдают, давая оценку каждому вашему шагу. Вам приходится познавать все опытным путем, получая люлей и набивая шишки. Ну как, захотелось вам продолжить работу в этой чудо-организации?
Невозможность удовлетворить свои базовые потребности привычным способом.
Туалет. Вы видели туалет в садике? Вы знаете правила его использования? Сравните все это с туалетом и правилами в вашем доме и найдите 158 отличий! Многие дети сначала боятся ходить в туалет в саду и терпят до дома.
Еда. Непривычное меню, непривычная система обслуживания или самообслуживания, непривычные правила приема пищи… Кто-то адаптируется быстро, а кто-то месяцами и даже годами будет ходить голодным. А кого-то заставят есть, когда он не хочет.
Сон. Все взрослые люди знают, что мы способны спать только тогда, когда чувствуем себя спокойно и защищенно. Как вы уже поняли, ребенок сталкивается в садике с другими чувствами. А спать его все равно заставят.
В ситуации опасности наш организм блокирует все свои потребности, включая базовые, и переходит в стрессовый режим. Стресс - это перегрузка организма и психики, в таких условиях невозможностью находиться долго без ущерба для здоровья. А ведь ребенок проводит в садике по 10-12 часов 5 дней в неделю!
Необходимость обучения.
Все эти поделки, занятия с педагогами и прочее – прекрасны, когда речь не идет об адаптационном периоде. Ведь вначале знакомства с садиком у ребенка и так слишком много задач, чтобы нагружать его еще и тем, насколько ровно он вырезал колобка из цветной бумаги.
Поведение других детей.
Не все дети дружелюбно отнесутся к вашему ребенку. Кто-то может накричать, отнять игрушку, отказаться играть вместе, толкнуть, ударить, укусить. Как и в школьном классе, в каждой группе найдется свой хулиган(ка) разной степени «тяжести». Со всем этим нужно как-то справляться, а педагог не всегда увидит момент конфликта, да и увидев – не всегда поспешит помочь.
Поведение собственных родителей и других родственников.
Помните, как изменилось поведение вашей родни после того, как вы родили ребенка? Вот примерно так же меняется их поведение, когда этот самый ребенок идет в детский сад. Все вопросы – только о садике и ответы на них принимаются исключительно позитивные и жизнерадостные. Часто ребенку приходится держать маску «все в порядке» так же, как только что родившей женщине.
Погрустить нельзя даже с родителями. Мама изводит себя чувством вины каждый раз, когда видит слезы своего крохи. Поэтому она избегает эмоциональной близости и разговоров о проблемах, старается отвлечь и развлечь. Иногда чувство вины матери так сильно, что ребенок даже получает агрессию в ответ на демонстрацию своего истинного состояния.
Маленький человек оказывается в замкнутом круге «У меня есть проблема, но я не могу о ней говорить. Я не могу о ней даже поплакать. Я должен быть счастлив. Я должен справиться сам. Я не могу попросить помощи. Я не могу получить помощь, но и справиться с этим у меня не хватает сил»
Ничего не напоминает? Правильно. Это ваше состояние после родов. Когда вы оказались в незнакомом месте и не знали точно, что с вами будет происходить. Когда властные врачи делали с вами что-то, далеко не всегда объясняя и не спрашивая согласия. Когда никого из близких не было рядом, и они не могли защитить и помочь.
С рождением ребенка у вас так же перевернулся мир, вы не знали правил, не знали, как взаимодействовать с этим новым миром. А реализация самых базовых потребностей оказалась под угрозой.
Тогда вас постоянно оценивали все, даже ваши родные и близкие. Ваша семья как-то вдруг поменяла свое отношение к вам, а вы совсем не были к этому готовы. И вы оказались «одна среди толпы», вам не у кого было попросить поддержки и помощи.
Да и сама просьба была невозможна: ведь она означает, что вы не справляетесь. А общество хочет, чтобы справлялись. Справлялись сами. Не отягощали их. И при этом были счастливой. Ну, или хотя бы казались
Теперь вам уже не нужно объяснять «поражающие факторы» по пунктам. Теперь вы буквально кожей чувствуете все, что происходит с вашим ребенком. И скорее всего вы уже начали подумывать принести свою жизнь в жертву, лишь бы он не испытывал этого. Или решили покусать автора статьи за то, что он нагнетает обстановку и провоцирует тревогу и чувство вины у родителя.
Но я спешу вам напомнить, что, не смотря на все трудности рождения детей, через 1-1,5 года многие женщины хотят родить еще. И не смотря на все трудности адаптации к ДС, через 1-1,5 года многие дети искренне хотят ходить в садик.
И если мы с вами нашли, как помочь себе в проживании послеродового периода (читайте https://www.psyoffice.ru/article/130684/), то мы обязательно найдем способы помочь ребенку адаптироваться к ДС так бережно, как только это возможно
Да, будет еще 4 часть статьи. Ваша любимая – «Что делать?»
По традиции я выражаю благодарность всем, кто читает, стравит лайки, делает репосты, пишет комментарии, задает вопросы и поддерживает меня теплыми словами в трудные минуты!
Особая благодарность вдохновляющей молодой маме и сотруднице ДС – Ирине, которая рецензирует этот цикл статей
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.