|
Методика «Сочини сказку». Диагностика проблем семьи.Автор статьи: Мусаелян Елена Николаевна
Данная техника направлена больше на диагностику проблем, которые сейчас происходят в семье ребенка, хотя в процессе ее использования, часто можно уже начинать разбирать определенные ситуации и проблемные моменты взаимоотношений между членами семьи, начиная уже с первой же консультации. Часто применяю данную методику для деток, иногда использую для взрослых. Применяю для этого метафорические карты «Сага», используя всегда вместо главных героев короля и королеву (это папа и мама в семье ребенка), и их дочь и сына. Вместо дочери беру картинку «девушка в белом платье», а вместо сына «стража с ружьем и в мохнатой шапке». Идея в том, что когда ребенок приходит в первый раз к психологу, то реально еще не готов раскрываться перед ним полностью, а также ни для кого ни новость, что неплохо его уже в первой встречи завлечь интересной игрой и яркими картинками. Метафорические карты «Сага» для этого, по-моему мнению, подходят как нельзя лучше. И так выкладываем колоду перед ребенком и просим его для начала в непринужденной обстановке рассмотреть большинство картинок. Объясняем принцип, что каждый, кто составляет сказку, имеет право использовать картинку и интерпретировать ее исключительно по своему усмотрению. Например, сосуд, можно использовать и как лампу, в которой живет джин, и как кувшин с вином или водой и т.д. А свиток с текстом может быть и письмом, и приказом короля, и книгой и т.д. Не перегружаем ребенка примерами ассоциаций картинок, что бы у него возникали исключительно свои ассоциации относительно рисунков. Примеров ассоциаций психологом должно быть предложено всего два-три. Обычно я использую именно те, которые привела. На них ассоциации часто бывают довольно стандартные. Тяжелые карты, на подобие, гроба, отрезанной головы и т.д., предлагаем рассмотреть маленькому-клиенту, и если они не понравились, то отложить их в отдельную "отрицательную стопочку". Но при этом напомнть, что при необходимости ими всегда можно воспользоваться при составлении сказки. Обычно дети их потом все равно применяют в работе. И так, выкладываем сказку, как будто пишем текст - картинками. Слева на право. Жили-были король и королева. И были у них дочка и сын… Выкладываем короля, королеву, дочку (если к Вам пришла девочка), и сына (если у нее есть брат). Если у девочки есть сестра или еще один брат, то выбираем их из любой другой колоды. Можно взять «Персону». Но это не обязательно, так как ребенок сам вводит по ходу сказки нужных героев и нередко для этого использует животных из колоды "Сага". "Персониту" брать не надо. Взрослых героев достаточно. Ребенок продолжает (например). И жили они в роскошном замке счастливо-пресчастливо, пока не пришло в их дом плохое известие... Очень важно проследить, в чем заключается сам сюжет сказки. Просмотреть, какой из героев-людей превращается в какой именно образ (часто это какой-то зверек, птичка, лягушка, привидение и т.д.). Понять, почему были выбраны именно эти картинки. Иногда уточнить в ходе выкладывания сказки, кто в кого превратился. Правильно ли Вы все поняли из интерпретаций ребенка. Неплохо выяснить, кто из героев несет положительные ассоциации, а кто негативный подтекст. Нередко отрицательные герои в конце сказки погибают Именно в этот момент используются картинки из отложенной «отрицательной стопочки». Которые ребенок изначально отвергал. Иногда неприятные герои в конце истории превращаются в нейтральный образ. Очень важно для хорошей диагностики первую консультацию (по классике) провести с кем-то из взрослых членов семьи. И сравнить идею сказки с сюжетом из жизни. Постараться понять в чем видит проблему взрослый. А в чем ребенок. Попытаться у ребенка проследить аналогию героев в сказке и людей, которые его окружают в жизни. И сравнить, в каких красках ребенок видит каждого члена семьи, друга, подружку. Обычно все сказки заканчиваются, как положено, счастливым концом. Проблема решается. Поэтому ресурсные карты специально не ввожу. (Только при необходимости). Данная методика может быть фундаментом для Ваших уже имеющихся наработок. По ходу выполнения данной техники, при возможности, выполняю другие небольшие методики. Которыми я владею, и которые могут помочь для прояснения ситуации. Всем успехов в работе! ))) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|