Методика «Сочини сказку». Диагностика проблем семьи.

Данная техника направлена больше на диагностику проблем, которые сейчас происходят в семье ребенка, хотя в процессе ее использования, часто можно уже начинать разбирать определенные ситуации и проблемные моменты взаимоотношений между членами семьи, начиная уже с первой же консультации.

Часто применяю данную методику для деток, иногда использую для взрослых. Применяю для этого метафорические карты «Сага», используя всегда вместо главных героев короля и королеву (это папа и мама в семье ребенка), и их дочь и сына. Вместо дочери беру картинку «девушка в белом платье», а вместо сына «стража с ружьем и в мохнатой шапке».

Методика Сочини сказку  Диагностика проблем семьи

Идея в том, что когда ребенок приходит в первый раз к психологу, то реально еще не готов раскрываться перед ним полностью, а также ни для кого ни новость, что неплохо его уже в первой встречи завлечь интересной игрой и яркими картинками. Метафорические карты «Сага» для этого, по-моему мнению, подходят как нельзя лучше.

И так выкладываем колоду перед ребенком и просим его для начала в непринужденной обстановке рассмотреть большинство картинок. Объясняем принцип, что каждый, кто составляет сказку, имеет право использовать картинку и интерпретировать ее исключительно по своему усмотрению.

Например, сосуд, можно использовать и как лампу, в которой живет джин, и как кувшин с вином или водой и т.д. А свиток с текстом может быть и письмом, и приказом короля, и книгой и т.д.

Не перегружаем ребенка примерами ассоциаций картинок, что бы у него возникали исключительно свои ассоциации относительно рисунков. Примеров ассоциаций психологом должно быть предложено всего два-три. Обычно я использую именно те, которые привела. На них ассоциации часто бывают довольно стандартные.

Тяжелые карты, на подобие, гроба, отрезанной головы и т.д., предлагаем рассмотреть маленькому-клиенту, и если они не понравились, то отложить их в отдельную "отрицательную стопочку". Но при этом напомнть, что при необходимости ими всегда можно воспользоваться при составлении сказки. Обычно дети их потом все равно применяют в работе.

И так, выкладываем сказку, как будто пишем текст - картинками. Слева на право.

Жили-были король и королева. И были у них дочка и сын…

   

Выкладываем короля, королеву, дочку (если к Вам пришла девочка), и сына (если у нее есть брат). Если у девочки есть сестра или еще один брат, то выбираем их из любой другой колоды. Можно взять «Персону». Но это не обязательно, так как ребенок сам вводит по ходу сказки нужных героев и нередко для этого использует животных из колоды "Сага". "Персониту" брать не надо. Взрослых героев достаточно.

     

Жили-были король и королева. И были у них дочка и сын…

Ребенок продолжает (например).

И жили они  в роскошном замке счастливо-пресчастливо, пока не пришло в их дом плохое известие...

Очень важно проследить, в чем заключается сам сюжет сказки. Просмотреть, какой из героев-людей превращается в какой именно образ (часто это какой-то зверек, птичка, лягушка, привидение и т.д.). Понять, почему были выбраны именно эти картинки. Иногда уточнить в ходе выкладывания сказки, кто в кого превратился. Правильно ли Вы все поняли из интерпретаций ребенка. Неплохо выяснить, кто из героев несет положительные ассоциации, а кто негативный подтекст. Нередко отрицательные герои в конце сказки погибают

Именно в этот момент используются картинки из отложенной «отрицательной стопочки». Которые ребенок изначально отвергал. Иногда неприятные герои в конце истории превращаются в нейтральный образ.

Очень важно для хорошей диагностики первую консультацию (по классике) провести с кем-то из взрослых членов семьи. И сравнить идею сказки с сюжетом из жизни. Постараться понять в чем видит проблему взрослый. А в чем ребенок.

Попытаться у ребенка проследить аналогию героев в сказке и людей, которые его окружают в жизни. И сравнить, в каких красках ребенок видит каждого члена семьи, друга, подружку.

Обычно все сказки заканчиваются, как положено, счастливым концом. Проблема решается. Поэтому ресурсные карты специально не ввожу. (Только при необходимости).

Данная методика может быть фундаментом для Ваших уже имеющихся наработок. По ходу выполнения данной техники, при возможности, выполняю другие небольшие методики. Которыми я владею, и которые могут помочь для прояснения ситуации.

Всем успехов в работе! )))

                                   



Просмотров: 427
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сказочная история как кейс: психологический анализ героев сказки
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Сказки для взрослых: "Про царя Умная Голова и дочку Красавицу".
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Сказки для взрослых" - групповой тренинг и первое знакомство с психологом.
  • Сказки малышам (на примере сказки "Волк и семеро козлят")
  • Сказка для взрослых-Жили-были...
  • О детях, о взрослых, которые когда-то были детьми и о психологах.
  • Метафорические карты "Дерево как образ человека" в работе с подростком.
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Немного о парадоксальном шифровании или какой ответ можно получить из сказки?
  • Искренность концепта "жили-были".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Почему ребенок агрессивный у "хорошей" семьи?
  • Амплификация сказки "Снежная королева" в песочном пространстве.
  • "У меня нет чувств, я как Снежная Королева из сказки..."
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • 8 вещей, которые вы не будете помнить, если у вас были токсичные родители
  • Сказки в жизни ребенка
  • Судьбы либидинозных влечений на примере героев сериала "Охотник за разумом"
  • Стоит ли называть детей именами героев сериала "Игра престолов"?
  • "Пауза!" в семейном конфликте. Учимся у героев сериала не создавать цунами.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Часто болеющий" ребенок.
  • Маленькая Вера и Большие Изменения. из цикла "Сказки жизни"
  • Ведьмы вовсе не злые, а смерть не так уж и страшна - рассказ из цикла "Сказки жизни"
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь