Подарок - Яйцо мамонта - Божественный-перевертыш или разные клиенты...

Автор статьи: Муратова Элина

В своей практике мне приходится сталкиваться с клиентами, которых я условно отношу к 3 типам: «подарок», «яйцо мамонта», «божественный»

Поделюсь своими наблюдениями…

На что рассчитывает клиент каждого типа, когда он обратился к психологу?

  1. «Подарок»

Он просит, помочь ему собрать необходимые ресурсы для решение конкретной задачи. Он хочет сделать следующий шаг. Необходимость двигаться ему очевидна. Он просто не в силах поднять ногу столько раз, чтобы было достаточно для начала пути. Застрял во времени и пространстве.

Например: Я понимаю, что мне давно пора выйти из дому, найти работу и начать действовать. Но не хватает силы импульса, чтобы покинуть привычный периметр жизни. Снимите меня с дивана! Разорвите мне периметр.

Этот клиент - счастливый случай для специалиста. Поиск ресурсов занимает довольно лаконичный промежуток времени. В 99% случаев работа заканчивается ярким перерождением клиента. Миг этот полон благодарности и взаимного удовлетворения. Счастье такой консультации заключено в том, что клиент сам понимает, что ищет. Ищет он долгоиграющий ресурс, а не удобный способ сию минуту выйти из положения.

 

  • «Яйцо мамонта»

Говорят, скорлупа у яйца мамонта очень толстая.

Раскрыть яйцо мамонта сложно. Но если оно попадает в суровые условия, то, чтобы сохранить жизнь плода, яйцо начинает утолщать  оболочку, наращивая слои скорлупы.Подарок   Яйцо мамонта   Божественный перевертыш или разные клиенты

Аналогия с яйцом мамонта возникла потому, что часто наши клиенты очень подходят для подобной метафоры.

Клиент хочет заново родиться. Желательно в другом мире, в других обстоятельствах, у других родителей и т.д. Он хочет жить, как «нормальный человек», чувствовать радость, внутреннюю уверенность и спокойствие, развиваться. Но мысли! Это плен, в который он угодил. Рой негативных мыслей, как дикие пчелы  жужжат и жалят его бесконечно… не дают жить, истощают все силы.

Запрос сложного клиента как будто о чем-то простом.

Например:

Не могу простить своих родителей или близкого человека - злюсь, виню, но чем сильнее хочу оттолкнуться и выйти из отношений, тем больше вязну.

Запрос – помогите избавиться от негативных эмоций. Помогите наладить отношения.

У меня все плохо – здоровья нет, друзей нет, работа раздражает, перспектив не видно, захлестывает неуверенность в завтрашнем дне и тревога, а я хочу жить нормально.

Запрос – помогите наладить жизнь.

Этот клиент всегда рассчитывает на улучшение. Он борется. Проблема в том, что борется он с внешними обстоятельствами. И чем отчаяннее их ненавидит, тем глубже увязает.

А на себя перевести взгляд? - Не может!

Почему? – Он себя не видит. Он у себя в слепой зоне. Его как бы нет…

Все вокруг ему мешает, возбуждает негативный мыслительный поток. Но где источник негативных мыслей, где та линза, просачиваясь через которую, внешняя действительность выглядит так мерзко? – Он не видит.

Если присмотреться к сложному клиенту и критически увидеть его запрос, запрос всегда таков: «Я не вижу себя и не понимаю, что мне с собой делать?» Трудность в том, что в сознании клиента ситуация выглядит иначе: «Я вижу, что все вокруг плохо и неправильно, но не понимаю, как это несовершенство исправить?»

Яйцо мамонта. Как только тронешь его, и оно чувствует опасность самораскрытия – включается защитный механизм. И, прежде чем скорлупа треснет, яйцо начинает уплотняться, утолщаться, огрубевать. Порой, признаюсь, кажется, что шансов нет.

Уходят часы и многие месяцы, чтобы просто перевести взгляд Мамонтова яйца - на себя… внутрь скорлупы и раскрыть ее.

  • «Божественный» клиент и запрос-перевертыш

Не буду ходить вокруг да около. Скажу прямо, божественный клиент – этот тот клиент, которому простой смертный психотерапевт помочь не в силах. Запрос такого клиента сформулирован как будто очень ясно, но выполним только на уровне «вышей инстанции», так сказать…

Смысл «божественного» запроса: отрежьте мне чувства, я устал от них - ничего не хочу хотеть, ни о чем не хочу переживать. Я даже согласен быть «удобным» для всех окружающих – главное, не чувствовать. Сделайте!

Часто «божественный» клиент очень эгоистичен, умен, легко манипулирует и остр на язык. «Простому смертному» клиенту не придет в голову просить психотерапевта о том же самом. У простого клиента больше смирения или мудрости. Он понимает, что отказаться от себя невозможно и придется разбираться с собой пусть даже это будет долго и трудно.

Можно ли помочь Божественному? - Мой ответ, нет. Нельзя помочь играть тому, кто хочет выйти из игры.  Если Вы опытный специалист, у Вас есть время проанализировать запрос, у Вас все хорошо с логикой и  Вы владеете ситуацией – единственное, чем Вы сможете помочь Божественному – это проанализировать его запрос и объяснить ему, чем психолог отличается от психиатра и хирурга.

На психологических форумах достаточно запросов-перевертышей. Специалисты летят, как пчелы, спеша помочь каждому «божественному» клиенту. В запросе клиента чувствуется вызов, в душе специалиста разгорается азарт. И начинается диалог:

- Что Вас привело к такому состоянию, в чем причина Вашего обращения? – спрашивает психолог.

- Я не знаю, Вы разберитесь, - отвечает Божественный

- Хорошо, давайте разберемся. Что Вы сейчас чувствуете? – подступается психолог.

- Вы услышали мой запрос? Я не хочу копаться в чувствах. Я хочу от них избавиться! Кое отношение имеют мои сиюминутные чувства к  моему запросу?

И действительно, никакого… Клиент прав!

Бессмысленные попытки стучать в глухую стену продолжаются в зависимости от терпения психолога… Потом специалист разочарованно махнув рукой, покидает арену на которой другие коллеги-бедолаги еще пытаются использовать разные психологические подходы и инструменты, чтобы спасти Божественного от него самого, а свою репутацию от провала.

 И все, как один, столкнувшись с этой стеной, горошинами отскакивают один другого дальше – не глядя на возраст, заслуги и регалии. Возмущаясь, недоумевают про себя горошины – что надо этому «божественному» клиенту?! – Да все просто! Вас не просили копаться в чувствах – их нужно отрезать и все. Есть ли в психотерапии такие инструменты, отрезающие чувства? – Нет. Значит, божественный клиент со своим запросом-перевертышем постучался не в ту дверь. Его запрос не к психотерапии.  

Нельзя помочь каждому. Помочь можно только тому, кто сам готов помочь себе. В этом залог успеха психотерапевтического процесса.

Но как понять, помогает ли психотерапия – в процессе встреч?

Есть психотерапевтические процессы, в которых динамика очевидна. И клиент, и психотерапевт чувствуют прогресс и идут к понятной цели. Здесь не требуется дополнительных маркеров динамики.

А если динамика неочевидна, может возникнуть три ситуации:

  • Скрытая динамика
  • Зацепленность
  • Отсутствие интереса и сброс ответственности

Скрытая динамика выражена в том, что в сознании клиента происходят борьба и процесс неочевидных изменений. Они еще не достигли нужного количества, чтобы перейти в качество. Одним словом, можно сказать так: клиент копит багаж.

Как можно понять происходит ли полезное накопление багажа?

Симптомы здесь такие: у клиента есть интерес к терапии, он испытывает эмоциональные всплески – вдохновляется, огорчается, удивляется, спорит, плачет, переживает, ищет выход, прорабатывает во внутреннем диалоге психотерапевтические ситуации, оценивает их… ВСе докладывает психотерапевту. Это важно!

Такой процесс раньше или позже приводит к прозрениям и полезным изменениям. Главное, продолжать и тонизировать его. При скрытой динамике психотерапия - источник будущих перемен для клиента.

Зацепленность выражается в том, что сам процесс психотерапии стал для клиента смыслом жизни, способом самовыражения, источником энергии и т.д. Клиент не находит смысла и вдохновения во внешней жизни. Психотерапия подменяет собой – интерес к работе, семью, хобби и отношения. Становится самоцелью.

Такую ситуацию психотерапии можно сравнить с подключением пациента к аппарату искусственного дыхания. Клиент больше ничего не ищет, он не ищет ответов и перемен в процессе психотерапии, он переместился в сам процесс, живет от сессии до сессии и бессилен помочь себе. А главное - он сопротивляется улучшениям, т.к. видит в них опасность - ведь положительная динамика может привести к необходимости оставить психотерапию.

Как понять, что клиент попал в ловушку? – Все очевидно. Он больше не говорит о внешней жизни, не интересуется отношениями за периметром кабинета, либо затягивает в психотерапию тех, кто ему остался близок во внешней жизни.  Он оживлен только в процессе сеанса и растерянно, с неохотой выходит из кабинета. Он отождествляет себя с психологом, ищет дружбы, отношений, смотрит на него заискивающе и затаивает дыхание при встрече. Поведение становится слишком зависимым, а мысли и дела слишком управляемы в рамках психотерапевтического процесса.

Отсутствие интереса и сброс ответственности на психотерапевта. Отсутствие интереса сложно с чем-либо перепутать. Односложные ответы, нежелание, незаинтересованность, эмоциональное отсутствие, неорганизованность. Такой психотерапевтический процесс не дает плодов. Вся ответственность за течение консультаций лежит на специалисте. Клиент приходит и будто сдает в аренду свое тело и время, не подключая сознания и воли. В нашей действительности такая психотерапия быстро исчерпывает себя и завершается. Однако в США, например, где услуги психотерапевта включены в страховку и человек может получать курс консультаций «бесплатно», как бы в процессе комплексных медицинских мероприятий – ситуация отсутствия понимания и интереса широко распространена.

Что в заключении?

Чтобы в психотерапевтическом процессе достигался полезный эффект, специалист и клиент должны стремиться к альянсу, то есть к сотрудничеству и полному взаимопониманию. Первое - это эмоции и их раскрытие – они делают нас понятными друг другу.

Чтобы процесс не терял понятного направления и не уходил вникуда, психотерапевт должен регулярно уточнять запрос клиента и быть готовым к тому, что в процессе работы акценты клиента могут смещаться, а методы работы должны каждый момент соответствовать именно актуальному текущему запросу. Работа динамична. Запрос - это НЕ неподвижная глыба. Иногда запрос оказывается пластичным материалом, как тесто, которое постепенно приобретает все более понятные очертания.

Все, что полезно знать клиенту, входящему в дверь психологического кабинета – беседа и время делают чудеса. Надо только позволить им случиться.

Вместе мы способны на чудо!



Просмотров: 390
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Запрос клиента: хочу стать здоровым! Или как психологу справиться с психосоматикой.
  • Работа с горем (запрос клиента или его родственников)
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • Формирование запроса или что хочет клиент? ( из жизни школьного психолога)
  • Что сказать, если клиент бежит из психотерапии…
  • Памятка: как помочь себе, если кажется, что все плохо
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Клиент всегда найдет то, что ему нужно
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • Как помочь клиенту сформулировать запрос
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Как определить, лежит ли запрос клиента в зоне ваших компетенций?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Что делать, чтобы клиент не бросил терапию. Часть Пятая
  • Что делать, чтобы клиент не бросил терапию. Часть Шесть
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что именно хочет ваш клиент?
  • Психоаналитический процесс. Что делает клиент, и что делает психоаналитик?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • За что платит клиент на психотерапии
  • Что получает клиент от психотерапии?
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь