|
Освободи дракончика = освободись от панической атаки (про детей и их родителей)Автор статьи: Березина Галина Владимировна
Клиент: Как он может злиться? Он же ребенок! В инете множество статей о панических атаках, о причинах, этапах развития и т.п., мне же интересна задача клиента в терапии – принятие себя таковым какой он есть со всеми своими неприглядными качествами, освобождение от родительских установок, используемых как личные убеждения, осознавание несоответствия правил «сверху» и собственных желаний, потребностей, возможностей и даже темперамента (сразу оговорюсь, «неприглядные качества» не исчезают, но видоизменяются после их осознавания и принятия клиентом; к этому ведет целая цепочка изменений в убеждениях, желаниях, поступках). Появление панических атак у детей пугает родителей, они не понимают причин всепоглощающего страха, охватывающего ребенка, но не менее сильное чувство родителя в этой ситуации – раздражение. Непонимание рождает непринятие. Неудобное поведение, которое подчиняет себе все ближайшее окружение, меняет привычный темп жизни, отрывает родителей от их дел, заставляя сосредоточить все внимание на ребенке: сопровождать его в казалось бы в обыденных ситуациях, уговаривать выйти на улицу или остаться в школе с многочисленными обещаниями, что с самим родителем ничего не случится и так бесконечно. Страхи множатся, родитель осознает безысходность ситуации, понимает, что дальше так жить нельзя… Из комментариев родителей их «дети как дети», им много дается, не так уж много требуется, т.е. в жизни ребенка нет каких-либо особенных сложных стрессовых ситуаций. На первый взгляд это ослабленные внешне и тихие ребятки, но я точно знаю, что они с «дракончиками» внутри. Дракончиками я называю нереализованные потребности ребенка в лидерстве, демонстративности, нарциссических проявлениях – здесь подходит любая форма эгоизма, задавленная родительской установкой: «Ты хороший мальчик, ты хорошая девочка! В обществе и дома надо вести себя прилично! Злиться плохо! Ты же воспитанный ребенок!». Уважая и признавая весь классический перечень причин развития панических атак и учитывая их в своей работе, здесь я описываю только интересный факт из моей собственной практики. Работая с ребенком: овладеваем стоп-сигналами, учимся дышать, расслабляться, разбираемся с чувствами, прорабатываем страхи, позволяем себе злиться и овладеваем приемами выражения агрессии социально приемлимыми способами, работаем с самооценкой, параллельно привожу родителя к пониманию ошибочных установок, способствующих развитию у ребенка состояния, приводящего к паническим атакам. Мы вместе просто освобождаем дракончиков и позволяем им быть))) Любимая моя история из практики: Мальчишка, 10 лет, физически развит, семья благополучная, мама по образованию педагог, домохозяйка, очень милая, терпеливая, тихая, приличная. несколько инфантильная молодая женщина. Диагностика выявляет невротическое состояние, в т.ч. нарциссические особенности личности. Из беседы с мамой выясняется, что члены семьи (дедушка) также обладают данным расстройством личности. Мама, в силу своего педагогического представления правильного поведения ребенка, блокировала проявления эгоизма, в т.ч. вербальной агрессии, в следствии чего ребенок находился в постоянном напряжении, в длительном неудовлетворительном психоэмоциональном состоянии, не имея возможности выйти из него. По договоренности с родителями освободили ребенка от школы на две недели, чтобы исключить стрессовую ситуацию на первом этапе терапевтической работы. Далее по плану. Работа с песком (юнгианская песочная терапия) уже на 3 занятии позволила проявить мальчику свойственный ему эгоцентризм, песочная терапия дает ясную картину актуальной проблемы на текущий момент, возможность проработать ее в пространстве песочницы и увидеть движение клиента вперед + заряжает подсознание клиента на дальнейшую проработку проблемы. Помню смешение маминых чувств – радость от излечения и стыд за неблагодарность потомка)))) Пришлось еще раз проинструктировать родителей об особенностях нарциссической личности и правилах общения с ними, о возможных приемах воспитания подрастающего нарцисса. Так я освободила еще одно дракончика))) Вот только летает он теперь где-то и даже может быть опасен для окружающих. Не так-то легко заманить нарцисса на дальнейшую терапию. Но панические атаки ему теперь точно не страшны! Его мама с периодичность раз в квартал сообщает мне об этом))) И я им благодарна за получение очередного бесценного опыта в индивидуальном проявлении панических атак. Вывод один – освобождайте и приручайте дракончиков, разрешите детям злиться и научите их делать это так, что никому вокруг не было больно, а самим деткам страшно, пусть расстаются со своими страхами, пусть реализуют адреналин. Ведь если адреналин существует, значит он зачем-то нужен))) С уважением, Березина Галина Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|