Освободи дракончика = освободись от панической атаки

(про детей и их родителей)

В инете множество статей о панических атаках, о причинах, этапах развития и т.п., мне же интересна задача клиента в терапии – принятие себя таковым какой он есть со всеми своими неприглядными качествами, освобождение от родительских установок, используемых как личные убеждения, осознавание  несоответствия правил «сверху» и собственных желаний, потребностей, возможностей и даже темперамента (сразу оговорюсь, «неприглядные качества» не исчезают, но видоизменяются после их осознавания и принятия клиентом; к этому ведет целая цепочка изменений в убеждениях, желаниях, поступках).

Появление панических атак у детей пугает родителей, они не понимают причин всепоглощающего страха, охватывающего ребенка, но не менее сильное чувство родителя в этой ситуации – раздражение. Непонимание рождает непринятие. Неудобное поведение, которое подчиняет себе все ближайшее окружение, меняет привычный темп жизни, отрывает родителей от их дел, заставляя сосредоточить все внимание на ребенке: сопровождать его в казалось бы в обыденных ситуациях, уговаривать выйти на улицу или остаться в школе с многочисленными обещаниями, что с самим родителем ничего не случится и так бесконечно. Страхи множатся, родитель осознает безысходность ситуации, понимает, что дальше так жить нельзя…
И на этой фазе семья посещает психолога.

Из комментариев родителей их «дети как дети», им много дается, не так уж много требуется, т.е. в жизни ребенка нет каких-либо особенных сложных стрессовых ситуаций.

На первый взгляд это ослабленные внешне и тихие ребятки, но я точно знаю, что они с «дракончиками» внутри. Дракончиками я называю нереализованные потребности ребенка в лидерстве, демонстративности, нарциссических проявлениях – здесь подходит любая форма эгоизма, задавленная родительской  установкой: «Ты хороший мальчик, ты хорошая девочка! В обществе и дома надо вести себя прилично! Злиться плохо! Ты же воспитанный ребенок!».
Безусловно, эта установка появилась не вчера, но и темперамент дается с рождением, нарциссическое расстройство, например, тоже появляется в первые годы жизни ребенка.

Уважая и признавая весь классический перечень причин развития панических атак и учитывая их в своей работе, здесь я описываю только интересный факт из моей собственной практики.
Работать с паническими атаками ребенка легко, если удалось донести суть проблемы в детско-родительских отношениях до старших членов семьи.  Дети (младшие школьники, подростки) достаточно быстро выходят их тяжелых состояний постоянного страха, в том числе, и за счет переосмысления родителями своих убеждения, стиля поведения.

Работая с ребенком: овладеваем стоп-сигналами, учимся дышать, расслабляться, разбираемся с чувствами, прорабатываем страхи, позволяем себе злиться и овладеваем приемами выражения агрессии социально приемлимыми способами, работаем с самооценкой, параллельно привожу родителя к пониманию ошибочных установок, способствующих развитию у ребенка состояния, приводящего к паническим атакам.

Мы вместе просто освобождаем дракончиков и позволяем им быть)))

Освободи дракончика  освободись от панической атаки


Моя любимая история из практики:

Мальчишка, 10 лет, физически развит, семья благополучная, мама по образованию педагог, домохозяйка, очень милая, терпеливая, тихая, приличная. несколько инфантильная молодая женщина.
Сын, испытывая непреодолимый страх, не отпускает родителей в любые поездки на машине, отказывается сам выезжать куда бы ни было, со слезами остается в классе (мама в соседнем помещении из-за состояния сына). Трепетный, испуганный, но очень желающий быть самостоятельным и уверенным в себе.

Диагностика выявляет невротическое состояние, в т.ч. нарциссические особенности личности. Из беседы с мамой выясняется, что члены семьи (дедушка) также обладают данным расстройством личности. Мама, в силу своего педагогического представления правильного поведения ребенка, блокировала проявления эгоизма, в т.ч. вербальной агрессии, в следствии чего ребенок находился в постоянном напряжении, в длительном неудовлетворительном психоэмоциональном состоянии, не имея возможности выйти из него.

По договоренности с родителями освободили ребенка от школы на две недели, чтобы исключить стрессовую ситуацию на первом этапе терапевтической работы.  Далее по плану.
Задача мамы узнать, понять, принять особенности личности своего ребенка, научиться с ним взаимодействовать, не ущемляя его потребностей и при этом сохраняя свои права, границы и разумное влияние на сына, воспитывая уважение к личности другого человека.

Работа с песком (юнгианская песочная терапия) уже на 3 занятии позволила проявить мальчику свойственный ему эгоцентризм, песочная терапия дает ясную картину актуальной проблемы на текущий момент, возможность проработать ее в пространстве песочницы и увидеть движение клиента вперед + заряжает подсознание клиента на дальнейшую проработку проблемы.
После 4 – он пошел в школу, еще робко, но уже без сопровождения мамы, а только с сестрой, которая учится в той же школе и занята там своими уроками.
Самый мой любимый момент – это 8-е занятие. Передо мной сидит уверенный нахальный нарцисс, заявляющий, что ему больше не нужен психолог. Действительно, зачем? Он же теперь ходит в школу САМ и ничего не боится!

Помню смешение маминых чувств – радость от излечения и стыд за неблагодарность потомка)))) Пришлось еще раз проинструктировать родителей об особенностях нарциссической личности и правилах общения с ними, о возможных приемах воспитания подрастающего нарцисса.

Так я освободила еще одно дракончика))) Вот только летает он теперь где-то и даже может быть опасен для окружающих. Не так-то легко заманить нарцисса на дальнейшую терапию. Но панические атаки ему теперь точно не страшны! Его мама  с периодичность раз в квартал сообщает мне об этом))) И я им благодарна за получение очередного бесценного опыта в индивидуальном проявлении панических атак.

Вывод один – освобождайте и приручайте дракончиков, разрешите детям злиться и научите их делать это так, что никому вокруг не было больно, а самим деткам страшно, пусть расстаются со своими страхами, пусть реализуют адреналин. Ведь если адреналин существует, значит он зачем-то нужен)))

С уважением, Березина Галина



Просмотров: 295
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Освободи дракончика = освободись от панической атаки (про детей и их родителей)
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Тревога и страх за ребенка. Почему так и что делать?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Что делать, если мама не любит ребенка?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Воспитание личности в себе. Или, давайте уже интегрироваться из «внутренних родителей-детей» в людей.
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Еще раз о причинах панических атак.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь