При всем большом желании, психологи - не волшебники.
Часто знаешь как помочь.. и сколько это займет времени... а клиент не готов и не хочет. Ну насильно же добро не причинишь... и пытаешься из этого короткого часа выжать по максимуму... и в итоге все равно чувствуешь обесценивание и неудовлетворенность. Да, психологи тоже люди и переживают о том, как прошел сеанс. Взаимность за успех сеанса обоюдная - психолог организует процесс, а клиент берет от него столько, сколько готов. И использует на столько же.
И это нормально.
Золотая фраза для меня в процессе консультирования: ''Мы двигаемся в Вашем темпе''. Действительно, выходить за зону комфорта клиента нужно, но если клиент еще не проработал и не поднакопил внутренние ресурсы, то ''движение'' может быть для него травматичным. Иногда истинная скорость клиента и его же желаемая скорость психотерапии не совпадают... большой соблазн пойти на поводу у клиента и форсировать события... или наоборот... пытаемся двигаться в истинном темпе... обе стратегии могут вызвать (и часто действительно вызывают) недовольство со стороны клиента....
Что же делать расстроеному психологу?
1. Супервизия.
Есть возможность прояснить свои сомнения и найти ошибки или моменты, над которыми стоит поработать. Можно проанализировать ситуацию в иниервизионной группе или индивидуально и посмотреть на нее со стороны. Кстати, в этом случае хорошо помогают Балинтовские группы. На этих группах не оценивают и ее обесценивают, а помогают специалисту прожить свои чувства относительно своей профессиональной деятельности. Придуман этот формат изначально для медиков, но прекрасно подходит и для других профессий (особенно помогающих).
2. Самоанализ и самокритика. Это позволит самосовершенствоваться. Но не самобичевание!!! Это деструктивный копинг... Каждой ''неудаче'' или ''сложности'' в работе можно найти повод для роста как профессионального, так и личностного.
3. Хорошо, что есть другие клиенты с которыми успешно идет работа! Наличие профессионального успеха в прошлом и настоящем увеличивает его вероятность в будущем! Для меня клиенты - это колоссальный моральный ресурс, который помогает мне развиваться и стремиться к новым высотам. Спасибо за это всем моим клиентам!
4. Учиться и самосовершенствоваться! Мы не волшебники... мы все время учимся... профессия такая.
Моя коллега регулярно проводит постоянно действующие интервизионную и балинтовскую группы для практикующих специалистов любых модальностей.
Сейчас идет набор. Присоединиться так же можно и осенью. Будем рады познакомиться и повзаимодействовать!
По всем вопросам: +38 063 9908343 (только Viber, WhatsApp), +371 23204597 (г. Рига) Донцова Анна Константиновна