|
Техника арт-терапии "Рассказ в картинках"Автор статьи: Трухан (Сафронова) Анна Валерьевна
С самого начала своей психологической практики, применяю арт-терапию, как одно из самых экологичных направлений психотерапии и психологической коррекции с детьми и взрослыми. Крайний пятилетний опыт работы кризисным психологом убедил меня в том, что арт-терапия имеет колоссальный ресурс, а во многих случаях является единственным уместным. На протяжении четырёх лет моими клиентами были люди с « травмой войны» разной степени тяжести и, естественно, со своей историей жизни до травмы. Учитывая менталитет страны, ментализацию людей, ситуацию в которой оказались мои клиенты, уровень недоверия к психологам оказался чрезмерно высоким. Группы взаимоподдержки и индивидуальное консультирование отличались от нормативных, прописанных в книгах до 2014 года. Приходилось придумывать что-то новое, действенное в сложившейся ситуации. Удивительно хорошо прижилась форма проведения групповых встреч с использованием арт-терапии. Таким образом, родилось большое количество универсальных техник, которыми охотно делюсь на своих обучающих курсах. Практически все они эффективно работают с разными запросами. «Рассказ в картинках» - техника, которую я и мои коллеги используют с успехом, уже более трёх лет, с детьми, подростками и взрослыми. Фотографии, приведённые в публикации, сделаны во время обучающих модулей авторского курса и не являются клиентскими. В основе данной техники лежит одна из разновидностей кляксографии. Проводится индивидуально и в группе. Возраст: от 5 лет и старше (младшие дети могут выполнять совместно с родителями). Рекомендуется применять не ранее 2-й, 3-й встречи с психологом. Время: 60 мин Инструментарий: пластилин, пряжа несколько цветов, акварель, ёмкость для разведения акварели (палитра или неглубокая тарелка), лист бумаги А-3, ножницы, гелевые ручки (можно фломастеры или карандаши), ножницы. Цель: снятие мышечного напряжения, снижение уровня тревоги, отреагирование эмоций, развитие творческого потенциала, развитие мелкой моторики, нормализация эмоционального состояния, диагностика. Этапы работы. 1 этап – создание яйца 2 этап – создание отпечатка (выкатывание яйца) 3 этап - создание образов 4 этап – рассказ по картинкам Рефлексия. Инструкция: Предложите клиенту наблюдать за своим состоянием во время выполнения заданий.
3. Работаем с листом А-3. Необходимо закрасить лист, оставляя следы от яйца, его оттиски. Предстоит будто « выкатать» яйцо, рисуя на листе спираль. Делать это лучше, вращая яйцо и оставляя отпечаток каждой стороной яйца. Начинайте движение с левого верхнего угла к правому, постепенно, круг за кругом, приближаясь к середине. Делайте витки спирали, максимально приближенными друг к другу.
6. Разложите картинки согласно нумерации. Опираясь на образы, придумайте историю. История должна развиваться, согласно нумерации. Начинается с картинки №1, завершается №9. Дайте название своему рассказу. Интерпретацию результата работы, проводим по принципу проективных методик. Исходим из того, что ( по вертикали) левая сторона листа – прошлое, правая – будущее, центр – настоящее. Низ листа – действия, центр (по горизонтали) – эмоции, верх – мысли, фантазии. Обращаем внимание на то:
Примерный список задаваемых вопросов:
Например: - Почему для вас было важно закрасить это место красным цветом? - Почему для вас было важно оставить это место чистым и т.д.?
В моей практике был случай, когда клиентка, отвечая на вопросы, сказала о том, что это была когда-то её история, а сейчас это история её повзрослевшей дочери. Сама история, на тот момент, подсказывала ей, что нужно дать возможность дочери жить своей жизнью и заняться ей, наконец-то, своей личной жизнью. В данном случае, это был переломный момент в терапии. Арт-терапия это всегда взаимодействие с нашим бессознательным. Именно поэтому данная техника наполнена символизмом:
По характеру выполнения работы, наблюдая за тем, как клиент располагает нити на яйце (аккуратно, тщательно, небрежно, хаотично, многослойно, чрезмерно или редко и т.д.), можем предполагать об уровне тревожности клиента, о стратегиях поведения, о потребностях и его отношении к ним, умении самостоятельно отстаивать свои позиции и т.д.;
Выводы: данная техника интересна и многогранна. В зависимости от цели, которую вы поставите, она может быть объёмным диагностическим инструментом, а также развивающим, коррекционным или терапевтическим. При любом варианте, техника способствует развитию творческого мышления и мелкой моторики рук, снимает напряжение, помогает человеку понять своё состояние на момент «здесь и сейчас», проговорить о своих потребностях. Некоторые из вопросов, на которые можно получить ответы в ходе работы с клиентом:
Техника «Рассказ в картинках» способствует формированию уверенности, активизирует процесс самопонимания и принятия себя, своих потребностей.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|