Техника арт-терапии "Рассказ в картинках"

С самого начала своей психологической практики, применяю арт-терапию, как одно из самых экологичных направлений психотерапии и психологической коррекции с детьми и взрослыми.

 Крайний пятилетний опыт работы кризисным психологом убедил меня в том, что арт-терапия имеет колоссальный ресурс, а во многих случаях является единственным уместным.

На протяжении четырёх лет моими клиентами были люди с « травмой войны» разной степени тяжести и, естественно, со своей историей жизни до травмы.

Учитывая менталитет страны, ментализацию людей, ситуацию в которой оказались мои клиенты, уровень недоверия к психологам оказался чрезмерно высоким.

Группы взаимоподдержки и индивидуальное консультирование отличались от нормативных, прописанных в книгах до 2014 года. Приходилось придумывать что-то новое, действенное в сложившейся ситуации. Удивительно хорошо прижилась форма проведения групповых встреч с использованием арт-терапии.

Таким образом, родилось большое количество универсальных техник, которыми охотно делюсь на своих обучающих курсах.

Практически все они эффективно работают с разными запросами.

«Рассказ в картинках» -

техника, которую я и мои коллеги используют с успехом,  уже более трёх лет, с детьми, подростками и взрослыми.

Фотографии, приведённые в публикации, сделаны во время обучающих модулей авторского курса и не являются клиентскими.

В основе данной техники лежит одна из разновидностей кляксографии.

Проводится индивидуально и в группе.

Возраст: от 5 лет и старше (младшие дети могут выполнять совместно с родителями).

Рекомендуется применять не ранее 2-й, 3-й встречи с психологом.

Время: 60 мин

Инструментарий: пластилин, пряжа несколько цветов, акварель, ёмкость для разведения акварели (палитра или неглубокая тарелка), лист бумаги А-3, ножницы, гелевые ручки (можно фломастеры или карандаши), ножницы.

Цель: снятие мышечного напряжения, снижение уровня тревоги, отреагирование эмоций, развитие творческого потенциала, развитие мелкой моторики, нормализация эмоционального состояния, диагностика.

Этапы работы.

1 этап – создание яйца

2 этап – создание отпечатка (выкатывание яйца)

3 этап  - создание образов

4 этап – рассказ по картинкам

Рефлексия.

Инструкция:

Предложите клиенту наблюдать за своим состоянием во время выполнения заданий. 

  1. Выберите цвет пластилина, который соответствует вашему состоянию в данный момент (возможен вариант, когда предлагаем выбрать цвет, который наиболее приятен). Вылепите из, выбранного вами пластилина, яйцо (размер определите самостоятельно).
  • Оберните получившееся яйцо пряжей, так, как захотите, как будет для вас хорошо (если пряжа есть в ассортименте, предложите клиенту выбрать по цвету или по структуре) Выберите цвет, который вам сейчас наиболее приятен (нравится). Можно смешать в палитре несколько, придя к желаемому результату. Окрасьте созданное вами яйцо в подготовленной краске так, чтобы пряжа впитала цвет (для этой цели хорошо подходит одноразовая посуда).

Техника арт терапии Рассказ в картинках

3. Работаем с листом А-3. Необходимо закрасить лист, оставляя следы от яйца, его оттиски.

Предстоит будто « выкатать» яйцо, рисуя на листе спираль. Делать это лучше, вращая яйцо и оставляя отпечаток каждой стороной яйца. Начинайте движение с левого верхнего угла к правому, постепенно, круг за кругом, приближаясь к середине. Делайте витки спирали, максимально приближенными друг к другу.



  • Проведя по 2 вертикальных и горизонтальных линии, разделите лист на 9 равных частей. Запомните очерёдность и месторасположение каждой картинки (для удобства, сделайте нумерацию каждого фрагмента карандашом)

3

7

2

5

8

1

6

9

 

  • Рассмотрите отдельно каждый пронумерованный лист с разных ракурсов. Среди оттисков, оставленных яйцом, найдите образы, картинки, которые вам что-то или кого-то напоминают. При помощи гелевых ручек, фломастеров или карандашей, дорисуйте их - создайте увиденные вами образы.

 



6. Разложите картинки согласно нумерации. Опираясь на образы, придумайте историю.





История должна развиваться, согласно нумерации. Начинается с картинки №1, завершается №9. Дайте название своему рассказу.

Интерпретацию  результата работы, проводим по принципу проективных методик. Исходим из того, что ( по вертикали) левая сторона листа – прошлое, правая – будущее, центр – настоящее. Низ листа – действия, центр (по горизонтали) – эмоции, верх – мысли, фантазии. Обращаем внимание на то:

  • Какая часть наиболее задействована?
  • В какой части больше, в какой меньше образов? Каких?
  • Какова общая энергия и настроение картинок, рассказа?

Примерный список задаваемых вопросов:

  • Как вы себя чувствуете сейчас?
  • Какие эмоции, чувства испытываете?
  • Нравится ли результат?
  • Соответствует ли ожиданиям?
  • Как вы реагировали на пластилин?
  • Тяжело или легко вам было его мять?
  • Какие были ощущения в теле?
  • Как реагировали на пряжу?
  • Как её выбирали (по какому принципу)?
  • Как реагировали на смену заданий (когда только что изготовленное яйцо необходимо было закрыть пряжей)?
  • Как реагировали на то, что пряжу необходимо было окрасить?
  • Что нравится? Что не нравиться? Что хотелось бы изменить, добавить?
  • Какие чувства и эмоции были во время работы? Как менялось ваше состояние?
  • Почему для вас было важно сделать именно так?

Например: -  Почему для вас было важно закрасить это место красным цветом?  - Почему для вас было важно оставить это место чистым и т.д.?

  • Про что эта история для вас?
  • Чему эта история вас учит?

В моей практике был случай, когда клиентка, отвечая на вопросы, сказала о том, что это была когда-то её история, а сейчас это история её повзрослевшей дочери. Сама история, на тот момент, подсказывала ей, что нужно дать возможность дочери жить своей жизнью и заняться ей, наконец-то, своей личной жизнью. В данном случае, это был переломный момент в терапии.  

Арт-терапия это всегда взаимодействие с нашим бессознательным. Именно поэтому данная техника наполнена символизмом:

  • яйцо – символ жизни, рождения, продолжения жизни;
  • шерсть – защита (потребность, необходимость или умение самостоятельно отстаивать свои позиции);

По характеру выполнения работы, наблюдая за тем, как клиент располагает нити на яйце (аккуратно, тщательно, небрежно, хаотично, многослойно, чрезмерно или редко и т.д.), можем предполагать об уровне тревожности клиента, о стратегиях поведения, о потребностях и его отношении к ним, умении самостоятельно отстаивать свои позиции и т.д.;

  • «выкатывание» - избавление от негатива (в народных сказках, наливное яблоко,катившееся круг за кругом по тарелке или серебренному блюдечку показывало то, что не доступно взору «здесь и сейчас»)
  • отпечаток, оставленный след – идентификация с собой « Я- есть»
  • Рассказ начинается с картинки №1- действия в прошлом, заканчивается №9 – действия в будущем (наш прошлый опыт начинается с действия – рождение; сейчас, работая мы предпринимаем действие, результаты которого мы ожидаем получить в будущем).

Выводы: данная техника интересна и многогранна. В зависимости от цели, которую вы поставите, она может быть объёмным диагностическим  инструментом, а также развивающим, коррекционным или терапевтическим. При любом варианте, техника способствует развитию творческого мышления  и мелкой моторики рук, снимает напряжение, помогает человеку понять  своё состояние на момент «здесь и сейчас»,  проговорить о своих потребностях.

 Некоторые из  вопросов, на которые можно получить ответы в ходе работы с клиентом:

  • Эмоциональное состояние клиента
  • В чём нуждается человек
  • Наличие и сила его собственного ресурса
  • Уровень способности адаптироваться к изменяющимся условиям, обстоятельствам
  • Способность человека отпускать прошлое или, напротив, постоянно возвращаться к нему
  • Наличие травмирующего опыта, обид
  • Стратегии поведения клиента

Техника «Рассказ в картинках» способствует формированию уверенности, активизирует процесс самопонимания и принятия себя, своих потребностей.  

 

 



Просмотров: 392
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что было раньше: яйцо или курица? С чего начинать?
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Сколько встреч необходимо для работы с психологом, чтобы решить свои проблемы
  • Прокрастинация. Как начать делать сейчас то, что нужно было вчера?
  • Простая техника, как быть «здесь и сейчас». Освободиться от тревоги и страхов
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Аспекты коррекционной работы: развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ
  • Фантазии о будущем как препятствие на пути удовлетворения потребностей «здесь и сейчас».
  • Христос Воскресе! Яйцо. Источник жизни и Творения.
  • История из жизни: «ЭКОчудошечка» (рассказ счастливой мамочки)
  • И опять трагедия с детьми, которую можно было избежать
  • Момент “сейчас” или почему не существует времени (часть1 и 2)
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Как работают психологи? (легкий рассказ в картинках для людей далеких от психологии)
  • Техника работы с бессознательным. Как понять свои истинные желания и проблемы.
  • Кризис. Раньше ведь как было?!А сейчас что?
  • А поговорить? или Какие вопросы нужно (было) задать друг другу, прежде чем вступать в брак? (введение)
  • А может быть все было не так…( о пользе действия номер ноль).
  • Подарок - Яйцо мамонта - Божественный-перевертыш или разные клиенты...
  • Техника работы со страхом при помощи арт-терапии "Трансформация".
  • В какой момент начинается терапия?
  • Когда я родилась, мои родители были моложе, чем я сейчас.
  • Как стать счастливее здесь и сейчас? [техника]
  • Как выражать эмоции здесь и сейчас экологичным образом?
  • Когда страхи и неуверенность мешают, а важное дело нужно сделать именно сейчас.
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • Работа с МАК. Техника "Здесь и сейчас"
  • Техника "Возврат в здесь-и-сейчас"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь