|
О страхе без страха.Автор статьи: Тонкачёва Татьяна Алексеевна
«Все виды страха являются органичными составляющими нашей жизни, так как связаны с соматическим, душевным и социальным развитием, с овладением новыми функциями при вступлении в общество или содружество. Страх всегда сопровождает каждый новый шаг по пересечению границ привычного, требующий от нас решимости перейти от изведанного к новому и неизвестному.» Фриц Риман
Говоря про эмоции, чаще всего люди делят их на позитивные и негативные. Не то чтобы какие-то из эмоций или чувств были хороши или плохи. Такое деление происходит скорее потому , как себя ощущает человек и каковы последствия того или иного события реального или воображаемого, отраженного эмоциями. Страх одна из самых негативно окрашенных эмоций между тем встроена в бессознательное мудрой природой. Страх врожденная реакция человека, помогающая сохранить жизнь, подкрепляется физическими компонентами: пантомимика, мимические изменения, речь- темп, громкость, яркость, экспрессия. Типологий страха много. Так Д. Б. Сэдок и Г. И. Каплан разделяют страхи на конструктивные - представляющие естественный защитный механизм, помогающий лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и патологические, которые являются неадекватным ответом на определенный стимул по интенсивности или длительности и часто приводят к психопатологиям. По уровню воздействия страх делится на три вида:
Биологический страх помог нашим пращурам выжить. Если бы древний человек не боялся, он бы не смог справиться с опасностями окружающего мира. Тревога тоже помогает не только справиться с неопределенной опасностью, но найти ее источник и устранить его.
Биологический страх включает рептилоидный мозг и автоматические реакции – бей, беги, замри. Эти реакции рефлекторны, заложены в человека генетически и предопределены его природными особенностями. Зная базовую реакцию на стресс, человек лучше понимает себя и свои особенности. Если когда мне страшно, я мгновенно собираюсь и предпринимаю какие-либо действия, то моя базовая реакция – бей. Если старший сын избегает тревожащих факторов, уходит от решений в развлечения или суету - то его реакция беги. У младшего сына от страха мысли становятся вялыми и тусклыми, он впадает в подобие ступора, у него очевидно базовая реакция замри. «У страха глаза велики» - тело напряжено, дыхание неровное, поверхностное, замирающее, плечи приподняты, глаза расширены, лицо похоже на маску. Устранение опасности быстро приводит к улучшению физического состояния. Если же стресс оказался слишком большим, если психика не справилась должным образом с травмирующим фактором, может наступить так называемое посттравматическое стрессовое расстройство.
Социальный страх часто приправлен стыдом и виной, он формируется под воздействием социума, в первую очередь родителей. Если ребенка часто в семье пугают, строго наказывают за незначительные проступки, то малыш растет неуверенным, с заниженной самооценкой, со страхом предъявляться в обществе. Эмоциональный опыт отношений с родителями является той самой базой для контактов с миром. Здесь же формируется первая система оценок: что страшно, а что нет, что правильно, а что нет? Если ребенок тревожный важно обратить внимание на фоновую тревогу взрослых. Мать, пережившая потерю ребенка, будет неосознанно оберегать следующего ребенка больше , чем того требуют обстоятельства, формируя у него ощущение- мир опасен.
Экзистенциальный страх присущ всем мыслящим существам, как часть роста и развития. -Кто я? Зачем я? – эти вопросы задают себе не только дети и подростки, но и взрослые люди, проходящие очередной кризис развития.
В экзистенциальном страхе, как правило, много пустоты. Рост, выход за привычные рамки и пределы сопровождается расширением психического пространства, в котором сначала непривычно, неуютно, как в новом большом доме. Вспомните свои ощущения, когда пришли из детского сада в школу. Страшно вам было? Мне очень. Пугала школа, непонятные новые правила, ответственность. Потом с каждым днем становилось спокойнее и надежнее. Расширение возможностей всегда вначале сопровождается тревогой, страхом, но при успешном преодолении фрустрации ведет к росту устойчивости, уверенности, силы личности.
Кстати, чем отличаются страх и тревога? Страх имеет отношение к конкретному событию, человеку реальному или предполагаемому, а тревога разлита во времени и пространстве. -Непонятно, что происходит, просто мне как-то неуютно, дискомфортно. - Я не знаю, чего боюсь, вроде бы все нормально, но смутное беспокойство подтачивает радость изнутри. -я как будто ощущаю надвигающуюся угрозу, не могу понять, откуда, но в животе так сосет под ложечкой… Такие фразы я часто слышу на приеме от людей, склонных к тревоге, мнительных, беспокойных.
Родители, приводя детей в терапию, часто просят- -Помогите избавиться от страхов моему ребенку. Но страх очень нужен человеку! Как охранный амулет, как система сигнализации… Избавляться от него не только не нужно, но опасно! И мы учимся страхи «полюблять» , разговариваем с ними, рисуем их. Выдыхаем страх на ладошку и спрашиваем - О чем ты хочешь меня предупредить? - Что позитивного ты мне несешь? И вдруг из страшного монстра, страх превращается в маленькое существо, которое очень хотело быть услышанным.
Трансформация страха раскрывает творческие способности - рисуя, сочиняя сказку ребенок учится быть в контакте с собой, своими чувствами, развивает творческое Я, воображение, принимает на себя ответственность за свои состояния. Изучая страх, появляется интерес, а вместе с ним доступ к собственным ресурсам.
В «Школе фей и волшебников» в программе по изучению эмоционального интеллекта мы делаем простое упражнение, помогающее изучить градации страха. Обводим ладошку ребенка и каждый пальчик начиная с мизинца подписываем- тревога, страх, ужас, паника, а большой палец – смелость, которая помогает справиться со страхом. Закрашиваем пальчики цветом страха (у каждого ребенка он свой, но чаще всего черный) с увеличением нажима. Смелость, конечно, другого цвета. Затем показываем страх телом, сжимаясь в комочек, а потом разрешаем телу распрямиться и дышать полной грудью, потягиваемся, машем руками и ногами, освобождая тело от замирания в страхе. Если регулярно делать такие физические упражнения, ребенок получает телесный навык справляться со страхом, и в стрессовой ситуации будет чувствовать себя гораздо устойчивее. Конечно, мы рисуем страх, делаем его смешным - эту практику дети особенно любят в группе. Смешное перестает быть страшным, как и то, что становится интересным.
«Глаза боятся, а руки делают», «Страшно, но интересно» - эти формулы обращения со страхом помогают ребенку, не теряя контакта с телом, чувствами иметь высокий индекс поисковой активности, а значит, становится успешным, в том числе и в социуме. Вытеснение страха напротив, часто ведет к соматизации, к агрессивным всплескам, к торможению духовного роста человека. Страх, поселившийся в сердце, разрушает главное- любовь.
Как поет группа Би-2: «… там где страх, места нет любви!» А где нет места любви, там нет места жизни. Поэтому так важно работать с детскими страхами, с тревожными состояниями взрослых, не позволяя им развиться в более серьезные деструкции- ПТСП, панические атаки и тревожно-фобические расстройства. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|