Шкала эмоционального осознания

 

Шкала эмоционального осознания

Шкала эмоционального осознания

Две крайности этой шкалы (нулевая осознанность и абсолютная осознанность) вряд ли встречаются в реальной жизни, но расстояние между ними можно плодотворно изучить.

 

БЕСЧУВСТВЕННОСТЬ в оригинальной работе называется ОНЕМЕНИЕМ.

Люди в этом состоянии даже при возникновении аффекта совершенно его не осознают. Такой человек не чувствует собственных эмоций, тогда как окружающие могут уловить их с помощью сигналов, таких как выражение лица, его покраснение и тон голоса, хотя он, скажет о холоде и онемении, если его спросить, как он себя чувствует. Его эмоции находятся в «замороженном» состоянии и недоступны для состояния. В профессиональной терминологии такое состояние называется алекситимией.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ.

На этом уровне эмоциональной осознанности человеку доступно улавливать и отслеживать физиологические процессы своего тела: учащённое сердцебиение, давление в груди, изменение дыхания, тяжесть или спазмы в животе и т.д., и т.п. Из-за доступности только этого уровня, всё внимание сконцентрировано только на нём.

Довольно часто для людей с таким уровнем эмоциональной осознанности характерно наличие соматоформных расстройств. Кроме того, представители этой группы используют большое количество лекарств для исправления телесных недугов, но так как в их природе лежат именно психологические конфликты, то коренного изменения в состоянии тела не происходит.

Такие люди утром могут пить много кофе, чтобы стать бодрым, а вечером снотворное, чтобы заснуть. Характерно для них и употребление алкоголя и сигарет в избытке, что искажает базовые сигналы их тела.

Находясь в состоянии эмоциональной неосознанности, люди могут нанести большой эмоциональный вред другим. Сильные эмоции, оставшиеся непознанными, могут перерасти в иррациональное поведение. Люди ведут себя импульсивно, эмоционально или физически оскорбляют окружающих, после этого могут почувствовать себя виноватыми и замкнуться в себе. Тем самым они ограничивают свою эмоциональную осведомлённость и создают привычный круг оскорблений, боли, онемения и ухудшения эмоциональной грамотности.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ХАОС

 Клод Штайнер называл этот уровень ещё и ПЕРВИЧНЫМ ОПЫТОМ, так как уровень понимания эмоций на этой стадии схож с уровнем понимания младенцев или низших млекопитающих.

Для этой стадии характерно осознание эмоций. Но воспринимаются они, как более высокий уровень энергии, то есть возникают трудности при назывании эмоций и их выражений.

Для лиц на данном уровне развития эмоциональной грамотности свойственны уязвимость и подчинение эмоциям, отмечаются трудности их контролирования.

Такие лица крайне чувствительны к любым проявлениям стресса. Могут реагировать на него малопродуктивными способами. Как и представители предыдущего уровня легко прибегают к алкоголю, медикаментам и другим химическим способам совладания со стрессом.

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ ИЛИ ВЕРБАЛЬНЫЙ БАРЬЕР.

Развитие уровня эмоциональной грамотности невозможно без развития речи. Данный пункт опирается на исследования возрастной психологии. Благодаря развитию речи, эволюционно изменяется и такая высшая психическая функция, как мышление. Именно мышление опосредует наш эмоциональный фон. У взрослых людей это автоматизированный процесс, потому мы и не замечаем, как ОБЪЯСНЯЕМ  себе, что произошло. Поставив во главу угла работу через мышление со всеми психическими недугами, сформировалось одно их ключевых направлений современной психотерапии – когнитивно-поведенческая психотерапия. Более подробно об этом можно прочесть здесь https://www.psyoffice.ru/blog/114611/  .

Кроме того, улучшение своей эмоциональной грамотности схоже освоению диалекта в родном языке. Наглядным образом это можно наблюдать в Великобритании. Скаузерский акцент в графстве Мерсисайд интонационно и по лексикону очень трудно воспринимать по сравнению со стандартизированным британским диалектом, характерным для Лондона и ближайших территорий. Добавить можно и метафору с цветами. Многие из нас видели таблицы с огромным количеством разных оттенков одного цвета.

Вроде бы суть ясна, но детали упускаются. Тоже самое, и с нашими эмоциями. Мы можем «примерно» понимать свои чувства и эмоции других, но из-за этого возможны расхождения в реагировании на них.

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ.

На данном этапе эмоциональной осознанности мы начинаем различать степень одной эмоции. К примеру, есть представление о том, что страх может проявляться в виде опасений (наиболее слабая степень) и ужаса (наиболее сильная).

Более того, на этой стадии мы осознаём, что можем чувствовать несколько эмоций одновременно. Зачастую они бывают и противоположными. Это позволяет значительно легче исследовать свои тупики, внутриличностные конфликты. А также поисследовать тот эмоциональный пирог, который слой за слоем формировался у нас из-за социальной и культурной шлифовки каждого ребёнка родителями, воспитателями, учителями и так далее.

 

ПРИЧИННОСТЬ.

Как только мы начинаем понимать истинную природу наших чувств, мы начинаем понимать и причины этих чувств: события, вызывающие соответствующие чувства, почему мы чувствуем гордость или ненависть.

Уже на этом этапе Клод Штайнер отмечает важность взаимоотношений с другими людьми. В особенности наши эмоциональные склонности и их влияние со стороны поведения других людей, при этом стоит отмечать и паттерны взаимоотношений, в которых эти склонности проявляются.

 

ЭМПАТИЯ

Для этого уровня развития характерно наличие структуры и тонкости в понимании эмоций других людей. Эмпатия является одной из форм интуиции, в частности, в плане эмоций.

Здесь важно различать эмпатию и сочувствие, как термины. Эмпатия – это возможность отражать, как зеркало, чувства других людей, имея собственное представление о них. В это время сочувствие – есть процесс по сопереживанию эмоций другого человека. То есть, когда на консультации специалист эмпатирует, это значит, что он знает, о чувствах клиента и показывает, что понимает особенности его состояния. При сочувствии человек погружается в эмоции, которые испытывает его собеседник. И в этом плане эмпатия стоит выше сочувствия в эмоциональной грамотности, как навык. Для развитии эмпатии необходимы честный вопрос и честный ответ о чувствах собеседника.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Уникальность этого уровня заключается в том, что человек не просто эмпат. Он ещё и имеет высокий уровень эмоциональной интерактивности. То есть знает, как люди будут отвечать на эмоции друг друга и когда это взаимодействие может измениться в лучшую или худшую сторону.

Человек на таком уровне эмоциональной осознанности ещё и знает, как себя вести в различных ситуациях, когда люди имеют весь спектр эмоциональных проявлений.



Просмотров: 278
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Эмпатия. Как научиться эмоциональной отзывчивости
  • Эмпатия: как научиться эмоциональной отзывчивости
  • Особенности эмоциональной сферы и самоактуализации у лиц с алекситимией
  • Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия
  • Об эмоциональной зависимости или Можно ли выбрать из двух зол?
  • Слон и Моська, или Почему люди оскорбляют других людей-2
  • О чем могут сказать наши чувства и эмоции?
  • Два вектора развития эмоциональной зависимости
  • Чувства - это не факт. Что делать с эмоциональной зависимостью?
  • Развитие эмоциональной жизни детей и взрослых
  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • Как развивать эмоциональный интеллект - осознание собственных эмоций
  • Механика эмоций: базовые эмоции в инфографике
  • Влияние эмоциональной близости с отцом на личностные особенности девушек и юношей
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Почему выражать позитивные и негативные эмоции важно? Психология эмоций.
  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 3 - оправдывать свои эмоции при отсутствии контроля
  • Влияние скрытых форм насилия на формирование эмоциональной сферы ребенка
  • Что такое эмоции? Виды эмоций
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • Люди эмоций и люди выбора в отношениях
  • Три трагедии по цене одной! Снова об эмоциональной зависимости.
  • Магическое мышление: почему люди верят в материальность мыслей и думают, что могут влиять на реальность
  • Мир не мил без тебя: как выйти из эмоциональной зависимости от другого человека?
  • Соблюдение ментальной и эмоциональной чистоты- возможность или необходимость человека?
  • Особенности эмоциональной сферы в среднем детстве. Часть IV.
  • Часть III. Особенности эмоциональной сферы в раннем детстве.
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • 10 причин, почему многие люди не могут найти интересную работу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь