Прислушаться к себе в тревоге очень сложно, сложно почувствовать себя и обнаруживать свое дыхание . Она переживается телесно очень ярко, неприятно и мысли, которые могут возникать «надо что-то делать» или «делать хоть что-то».
Когда потребность, на что хотелось бы направить свою энергию возбуждения, не ясна, слабо осознается, возникает смутное переживание и накапливается, а затем возрастает. В таком состоянии хочется вернуться к знакомому и уже известному, почувствовать четкую опору (ground) в ситуации, себе или другом. Хочется взять ситуацию и это состояние под контроль. Хотя бы в том, что на тот момент возможно и доступно. И часто в таком состоянии начинается деятельность по снятию тревоги. Поиск ясности, четкости и надежности.
Тревога в рамках гештальт-подхода – это остановленное возбуждение. Это значит, что есть какое-то возбуждение (смутно переживаемое чувство или неосознаваемая потребность), и это возбуждение приходится как -то оттормаживать, чтобы сделать наше движение более точным. Тревога, в своей основе, позволяет сделать поведение человека скоординированным. Отсутствие ясности и осознавания себя и своих потребностей, своего тела и переживаний ведет к тому, что это возбуждение снимается знакомой деятельность. Многие находят такие способы, принятые в обществе, как: уборку, покупки, спорт, хобби, приготовление пищи и пр. В частых случаях на фоне тревоги возникают нарушения пищевого поведения, трудоголизм, переусердствования со спортом, алкоголизм и самоповреждающее поведение. Это дает временное успокоение, приведение в чувства или наоборот в обесчувствование и некоторую надежность, которую самому можно обеспечить. Но тревога опять возвращается.
В этом понимании тревога выступает маркером недостатка надежности в фоне жизни и осознавания своих потребностей и чувств.
Если говорить о фоне, то во многом жизнь устроена из вещей, организаций, теорий и событий, которые недостаточно понятны. В многообразии мира и неясности его устройства не понятно на что ориентироваться, на кого опереться, трудно на что-то полагаться. В том числе, мало кому в детстве и во взрослом возрасте объясняли как устроена наша собственная природа.И важные характеристики, того что мы ищем в этой многообразной среде: устойчивость и за что можно зацепиться. Что-то стабильное, приносящее ресурс, место, где можно выдохнуть или другой, который надежен.
Другой уровень – это когда доступно осознавание потребности. С чем связано возбуждение и что его останавливает. А именно, когда есть возможность обратиться к себе с вопросами:
-что со мной происходит, с моим телом и дыханием;
- что я сейчас переживаю и что в моей жизни происходит;
- чего я хочу сейчас на самом деле;
- как я могу реализовать свое желание;
- чего мне не хватает, чтобы реализовать его;
- кто и что мне даст недостающий ресурс.
Наша психика устроена так ( доказано нейробиологами), что возможность наиболее полно почувствовать себя появляется только в контакте с другим. К счастью или к сожалению.
Но при таком внимательном отношении к своим чувствам и потребностям есть возможность присмотреться, дышать, концентрироваться, и принимать последовательные шаги. Локус контроля на внутреннем состоянии (внимание к себе и осознанность себя) и надежный ground (почва, основание) помогает делать внешние шаги более вдумчиво, целенаправленными на удовлетворение потребности и рост. А начать можно с дыхания.
Вдох и выдох.