Запрет на (само)познание и его последствия

В массовой культуре исторически сложилось мнение, что в знании яд, горечь и разочарование. Запрет на познание всегда обуславливался и будет обуславливаться всего лишь иерархией. Знание - это власть, в информационном обществе эта мысль, по идее, должна быть понятна большинству. Но не всё так просто в датском королевстве. 

Убеждение, что знание - это плохо, передаётся из поколения в поколение не просто на уровне единичных семей, но на уровне человеческих культур. Борьба различных верований, истинно верных или неверных источников знания - это тоже форма запрета на познание. Мы склонны и любим диктовать друг другу, что там пишут и говорят правильно, а там - неправильно. Не ходи туда, не смотри туда, не читай это. Информационная война реальна, но она не в том, за каким политическим лидером нам следовать, а в том, что мы не видим логически обоснованных причин того, почему один источник правильный, а другой - нет. Наше мышление намеренно формируется некритичным образом. Так проще для иерархии. 

Именно некритичное мышление порождает эту войну. Один президент или другой? Делать прививки или нет? Аутизм заразен? В какую страну эмигрировать? Пепси или Кола? Мы каждый день стоим перед рядами выборов, не всегда даже осознавая, что нам выбор-то никто и не давал. Вращение в едином поле формирует замкнутую культуру, выход из которой приравнивается к экстремизму. Конечно, в знании горечь, яд и разочарование - так и есть. Чем больше ты расширяешь своё личное поле, тем больше разочаровываешься в окружающей действительности, культуре, отношениях. Разочарование - необходимый этап роста. "Разочарование (крушение иллюзий) - это величайший дар, который я могу дать тебе" - говорит книга "Путь мирного воина". Разочарование - это развеивание чар, иллюзий, которые никогда не питали тебя, но поддерживали в необходимом обществу состоянии. 

Настоящее познание мироустройства начинается с познания себя. Именно поэтому в мире существует феномен т.н. "псевдодуховности", или иллюзорной интеллигенции, иллюзорного интеллекта. Так происходит, когда человек читает "умные книжки", но понятия не имеет, зачем это делает. "Нравится" - не вполне весомый аргумент, если ты сам не знаешь, а почему, собственно, тебе нравится. Какие ресурсы ты находишь для себя в той или иной книге, какие эмоции получаешь, какие потребности удовлетворяешь. Да, отсюда начинается копание в глубину, но именно в этом копании заключается самопознание. В выявлении личных мотивов, желаний, потребностей, и много чего другого. Как Я вижу этот мир? Что Я хочу от этого мира? Что Я могу дать этому миру? Что Я хочу? 

Самопознание беспристрастно и безоценочно. В нём нет места чувствам вины и стыда. Только честноcти и искренности перед собой. Самопознание может быть небезопасным в двух случаях: 
- ты не знаешь, зачем ты это делаешь и куда ты идёшь (что выясняешь); 
- ты форсируешь события и копаешь слишком быстро, не улавливая возможности своего организма к переработке информации. Каждой информации своё время восприятия и переваривания, и этот аспект очень важно научиться слышать в себе, чтобы не травмировать себя. 
В этих случаях, познание действительно выступает не лекарством, но ядом. 

Последствия запрета к самопознанию на уровне общественности легко проследить на двух злободневных темах любой цивилизованной общественности: тема смерти и сексуальности. Запрет на познание обоих тем вызывает комплексы, с которыми потом шагают к психологам: справляться со страхами, зажимами, опасными заблуждениями и деструктивными установками. Ярчайшим примером последствия запрета на познание темы смерти являются группы, собственно, смерти вроде Синего Кита. Если детям про смерть грамотно не расскажут родители, это могут сделать люди, у которых есть какие-то свои корыстные интересы. То же самое с сексом. Не знаю, что родителей пугает больше: когда ребёнок начинает исследовать тему смерти или тему своей сексуальности. В России, кажется, больше пугаются второму. Людей даже словосочетание "детская сексуальность" пугает до седых волос. Какая у детей сексуальность? Зачем детям думать о смерти? Зачем детям думать о политике, динозаврах, космосе, классификациям горных пород, химических связях, глобальных проблемах человечества? Они же дети! 

Тем не менее, детство - это период не слепой изоляции от угроз внешнего мира, а период активного познания и научения классификации собранной информации. Только через честный (но своевременный) доступ к разным видам информации можно научить ребёнка думать и выбирать. Познавать себя и окружение. Зачем нам познающие люди? Я отвечу: именно они строят будущее, а не живут на заслугах прошлых поколений. Потому что они умеют созидать, создавать новое на основе старого. Если нет преград к познанию, нет преград и к созиданию - это прямо взаимосвязанные вещи. Познающий себя и окружение человек, не скованный идеями вредного знания, но умеющий фильтровать информацию - это здоровый человек. А не это ли самое важное? 

Друзья, всех интересующихся самопознанием я искренне буду рада увидеть на своих консультациях. Разберёмся, что ваше, а что не ваше, чего хочется, что нравится/не нравится, какие вещи мешают вести здоровую творческую жизнь, а также как выстроить здоровый контакт с окружающими людьми. Пишите в личные сообщения ВКонтакте. 

Автор статьи: Поликарпова Екатерина, психолог, админ. паблика Narratoria.



Просмотров: 262
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "Я для себя" - что это?
  • Территория заблуждений. "Психологические границы": что это и зачем
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • "Это он ухаживает и я ему нравлюсь или это просто вежливость?"
  • "Я думаю о смерти... Это нормально? или Как предотвратить суицид".
  • Ресурсы, что это такое, и "с чем их едят".
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Это страшное слово "надо".... (или как перестать слышать себя)
  • Боль! ч.2 или "Это бег не к целям – это бег от самого себя"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь