Запрет на (само)познание и его последствия

В массовой культуре исторически сложилось мнение, что в знании яд, горечь и разочарование. Запрет на познание всегда обуславливался и будет обуславливаться всего лишь иерархией. Знание - это власть, в информационном обществе эта мысль, по идее, должна быть понятна большинству. Но не всё так просто в датском королевстве. 

Убеждение, что знание - это плохо, передаётся из поколения в поколение не просто на уровне единичных семей, но на уровне человеческих культур. Борьба различных верований, истинно верных или неверных источников знания - это тоже форма запрета на познание. Мы склонны и любим диктовать друг другу, что там пишут и говорят правильно, а там - неправильно. Не ходи туда, не смотри туда, не читай это. Информационная война реальна, но она не в том, за каким политическим лидером нам следовать, а в том, что мы не видим логически обоснованных причин того, почему один источник правильный, а другой - нет. Наше мышление намеренно формируется некритичным образом. Так проще для иерархии. 

Именно некритичное мышление порождает эту войну. Один президент или другой? Делать прививки или нет? Аутизм заразен? В какую страну эмигрировать? Пепси или Кола? Мы каждый день стоим перед рядами выборов, не всегда даже осознавая, что нам выбор-то никто и не давал. Вращение в едином поле формирует замкнутую культуру, выход из которой приравнивается к экстремизму. Конечно, в знании горечь, яд и разочарование - так и есть. Чем больше ты расширяешь своё личное поле, тем больше разочаровываешься в окружающей действительности, культуре, отношениях. Разочарование - необходимый этап роста. "Разочарование (крушение иллюзий) - это величайший дар, который я могу дать тебе" - говорит книга "Путь мирного воина". Разочарование - это развеивание чар, иллюзий, которые никогда не питали тебя, но поддерживали в необходимом обществу состоянии. 

Настоящее познание мироустройства начинается с познания себя. Именно поэтому в мире существует феномен т.н. "псевдодуховности", или иллюзорной интеллигенции, иллюзорного интеллекта. Так происходит, когда человек читает "умные книжки", но понятия не имеет, зачем это делает. "Нравится" - не вполне весомый аргумент, если ты сам не знаешь, а почему, собственно, тебе нравится. Какие ресурсы ты находишь для себя в той или иной книге, какие эмоции получаешь, какие потребности удовлетворяешь. Да, отсюда начинается копание в глубину, но именно в этом копании заключается самопознание. В выявлении личных мотивов, желаний, потребностей, и много чего другого. Как Я вижу этот мир? Что Я хочу от этого мира? Что Я могу дать этому миру? Что Я хочу? 

Самопознание беспристрастно и безоценочно. В нём нет места чувствам вины и стыда. Только честноcти и искренности перед собой. Самопознание может быть небезопасным в двух случаях: 
- ты не знаешь, зачем ты это делаешь и куда ты идёшь (что выясняешь); 
- ты форсируешь события и копаешь слишком быстро, не улавливая возможности своего организма к переработке информации. Каждой информации своё время восприятия и переваривания, и этот аспект очень важно научиться слышать в себе, чтобы не травмировать себя. 
В этих случаях, познание действительно выступает не лекарством, но ядом. 

Последствия запрета к самопознанию на уровне общественности легко проследить на двух злободневных темах любой цивилизованной общественности: тема смерти и сексуальности. Запрет на познание обоих тем вызывает комплексы, с которыми потом шагают к психологам: справляться со страхами, зажимами, опасными заблуждениями и деструктивными установками. Ярчайшим примером последствия запрета на познание темы смерти являются группы, собственно, смерти вроде Синего Кита. Если детям про смерть грамотно не расскажут родители, это могут сделать люди, у которых есть какие-то свои корыстные интересы. То же самое с сексом. Не знаю, что родителей пугает больше: когда ребёнок начинает исследовать тему смерти или тему своей сексуальности. В России, кажется, больше пугаются второму. Людей даже словосочетание "детская сексуальность" пугает до седых волос. Какая у детей сексуальность? Зачем детям думать о смерти? Зачем детям думать о политике, динозаврах, космосе, классификациям горных пород, химических связях, глобальных проблемах человечества? Они же дети! 

Тем не менее, детство - это период не слепой изоляции от угроз внешнего мира, а период активного познания и научения классификации собранной информации. Только через честный (но своевременный) доступ к разным видам информации можно научить ребёнка думать и выбирать. Познавать себя и окружение. Зачем нам познающие люди? Я отвечу: именно они строят будущее, а не живут на заслугах прошлых поколений. Потому что они умеют созидать, создавать новое на основе старого. Если нет преград к познанию, нет преград и к созиданию - это прямо взаимосвязанные вещи. Познающий себя и окружение человек, не скованный идеями вредного знания, но умеющий фильтровать информацию - это здоровый человек. А не это ли самое важное? 

Друзья, всех интересующихся самопознанием я искренне буду рада увидеть на своих консультациях. Разберёмся, что ваше, а что не ваше, чего хочется, что нравится/не нравится, какие вещи мешают вести здоровую творческую жизнь, а также как выстроить здоровый контакт с окружающими людьми. Пишите в личные сообщения ВКонтакте. 

Автор статьи: Поликарпова Екатерина, психолог, админ. паблика Narratoria.



Просмотров: 304
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Познание себя происходит через другого...
  • Когда знаешь чего хочешь - никакого "как" не существует. Просто берешь и делаешь.
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Как формируется защитный механизм "Заедание" и какие последствия приносит.
  • Зачем мы думаем о смерти "во время жизни"?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Материнство и сексуальность: зачем ребенку "родители, которые занимаются сексом"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Путь к Богу через познание себя самого
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Почему тянет к "недоступным" и встречаются "все какие-то не те"
  • "Ты знаешь все в твоих руках и даже я". Нелюбовь, а созависимость. Возьми себя в руки.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Самопознание. Почему не нужно "чистить каналы" и "вращать чакры"? Не понятая йога
  • Познание себя через близость с партнером
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Манипуляция "я тебя не держу" или "не нравится, пошла вон! "
  • Ловушки в отношениях. "Я могу положиться только на себя"
  • "Назло маме уши отморожу!" Зачем дети так себя ведут.
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Утешает только самое простое - маленькая заметка про "себя"
  • Мужские сексуальные проблемы. Трансвестизм, или "почему мне нравится быть девочкой".
  • Когда ты больше не можешь быть "не собой".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь