|
Самооценка… Что это такое и как она формируется?Автор статьи: Надежда Зайцева
Самооценка… Что это такое и как она формируется? До конца я никогда не понимала, что это за термин, что значит низкая или высокая самооценка, адекватная или завышенная, да и зачем мне это, на что она может повлиять? Но когда стала разбираться глубже, выяснилось, что большинство наших жизненных провалов, неудач, поражений являются следствием этой самой низкой самооценки. Если это вопрос «токсичных отношений», в которых женщина страдает, то она недооценивает себя, как женщину, и считает, что она не встретит другого мужчину, более достойного. Если она мало зарабатывает денег, то она считает, что у нее нет способностей для большего зарабатывания… Или вообще не достойна больших денег. Если кто – то из окружения не нравится своим отношением, человек ничего не может сказать и терпит, накапливая напряжение внутри себя, чаще всего это происходит именно из-за неуверенности в себе (низкой самооценки). События как зеркала показывают нам нас и твердят «с тобой не все в порядке». Как и многие другие наши черты характера, самооценка формируется в нашем детстве и далее на протяжении всей нашей жизни, мы ищем подтверждение «тому, что сформировалось». Если в детстве сформировалась низкая самооценка, то вряд ли какие-либо события нашей последующей жизни смогут значительно изменить наше представление о ней (если конечно человек не работает в этом направлении). Что же такое самооценка и как она формируется? Разные авторы по разному дают определение данному термину, но суть так или иначе сводится к одному: самооценка (англ. self-esteem) - это ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Когда ребенок рождается он ощущает «Я здесь, я есть, я ценность, я не требую от себя невозможного, не предъявляю к себе претензий, я принимаю себя таким, какой я есть, со своими плюсами и минусами, со своими способностями и ограничениями, я важен не смотря ни на что, я не приношу пока пользы, но это не делает меня плохим и т.д.». Ребенок еще не понимает и не знает, что может быть по другому,…а в идеале, по моему мнению, по другому и не должно быть…, НО… Ребенок растет, и родители начинают выстраивать рамки вокруг него. Они оценивают ребенка на основе своего опыта, на основе своих знаний, своих принципов, по своим личным критериям, они сравнивают своего ребенка с Петей, Васей, Машей, Наташей, неосознанно показывая, что вот они такие хорошие, а ты…? и ребенок домысливает «….а я плохой». И, зачастую на основе этих «чужих» знаний, «чужого» опыта, никому ненужных сравнений, ребенок получает негативные оценки. Пока ребенок маленький родители радуются первому зубу, первому шагу, первому слову, а что потом? Потом ребенок растет и вместо того, чтобы показывать ему его ценность, таланты, способности, развивать навыки, наполнять его знаниями вместо того, чтобы радоваться за ребенка и принимать его со всеми его плюсами и минусами, взрослые начинают его оценивать, критиковать, ругать, осуждать. Родители начинают «пичкать» ребенка бесконечными развивающими школами, кружками, секциями.. А всегда ли это нужно ребенку?… Многие со мной наверное не согласятся, но то, что родителям кажется хорошо, престижно, правильно – очень часто бывает большим заблуждением. Кстати, часто родители это делают потому, что для них очень важно мнение окружающих людей. Им нужно хорошо выглядеть в глазах окружающих, и они совсем не думают о том, что «на кону» счастье их ребенка. Родители пытаются посредством «наполнения» своего ребенка, заполнить свою пустоту, которую в свое время не заполнили их родители. И что думает ребенок (неосознанно конечно)…!? Я не устраиваю своих родителей таким какой я есть, поэтому они меня «улучшают»: чтобы нравиться маме, я должен ходить на танцы, а чтобы нравиться папе – на шахматы… И вот так по крупицам формируется она – самооценка. Вот так постепенно у ребенка складывается определенное, чаще всего отрицательное, мнение о себе. Итак, если родители любят своего ребенка безусловно, часто говорят ему об этом, хвалят, независимо от его поведения, ребенок чувствует себя важными. Если родители ограничивают, предъявляют высокие требования, критикуют, постоянно сравнивают с другими детьми, ребенок считает, что он недостаточно хорош и не соответствует той высокой планке, которую поставили перед ним родители. Менее талантливый ребенок, находясь в поддерживающей среде, получит позитивные знания о себе и будет смело заявлять о них в мир. Более талантливый ребенок, находясь в подавляющей, критичной среде, будет знать о себе больше негативного и будет бояться заявить о себе миру. Таким образом, корни проблем самооценки находятся в детстве, а именно в непонимании человеком своей ценности. На смену изначальной природной ценности приходит ощущение малоценности себя. Начинается непринятие себя как личности в зависимости от поступков, ошибок и мнения окружающих людей. И во взрослой жизни, родители уже мало влияют на нашу жизнь, но в наших головах продолжает жить «родитель», и мы продолжаем слышать в своей голове слова критики, осуждения, самоунижения. Методы работы над повышением своей самооценки многочисленны, но об этом в другой раз…
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|