Егор (17 лет), однажды: - Мам, а как ты тесто для блинов делаешь? - А тебе зачем? - Хочу блинов. - Хочешь блинов? Но я не могу печь блины прямо сейчас. Вообще сегодня не планировала стоять у плиты… - Нет, хочу сам сделать. - Блины? Сам? - Да. А что? - Да нет, ничего… Просто блины не такое уж простое дело… Тут нужен опыт… Чтобы тонкие получались… - Ну ок, научусь. Думаешь, не получится? - Конечно получится! – говорю уверенно и киваю головой для пущей убедительности. Ведь каждой маме известно, что детей нужно поддерживать и вселять в них уверенность в их способностях.
«Блины… Тут лучше особо не надеяться, не так просто испечь тонкие… может лучше оладьи…», - шепчет внутренний критик голосом моей мамы.
Привет, мам, слышу тебя. Знаю наизусть этот посыл, с самого детства: «Да, разве может получиться что-то? Это все так сложно! Настраиваться уж точно не надо. А то потом не получится – и будешь огорчаться».
Да и в мои 28, в беременность Егором, помню: «Кормить грудью до полутора лет?? Ларочка, даже не надейся, у нас в семье все «не молочные», никто не кормил». – «А я буду!» - «Да я же не против, я только за, но у нас наследственность такая… Лучше не настраивайся, а то потом одно огорчение будет».
Уж и не знаю, как было воспринято мое грудное вскармливание, сам факт его наличия несмотря ни на какую наследственность… ***
Прошло какое-то время. Полгода или может месяцев 8. За это время Егор пек блины какое-то количество раз. Они получались то толстыми, то средними. И неизменно вкусными.
А сегодня… сегодня они получились тонкими. Такими же, как мои. Вкусные тонкие блины. Целая гора.
И это одна из тех ситуаций, в которых я вижу, сколько важного я, при всех своих косяках, периодической безресурсности, и даже при том, как я растила Егора лет до 10 (спойлер: ужасно) – сколько важного я все же смогла ему дать и продолжаю давать.
И да, здесь, конечно, и его личные особенности, его врожденные данности. Но я их хотя бы не сломала. И, смею надеяться, что не только не сломала, а и поддержала их развитие.
Для Егора нет «у меня не получится» в тех вещах, которым он сам захотел научиться, будь то печь блины или вязать шарф, сделать сайт или освоить ролики. У него так: захотел-озвучил потребность-попробовал сделать-наработал опыт. Или не стал нарабатывать, если ему не понравился процесс или исчезла потребность в результате.
А ведь я помню постоянное «не получится», «не могу», «не выйдет», когда он делал домашку в младшей школе, в начале средней школы. Было полное ощущение, что Егор – человек, не уверенный в своих способностях, возможностях, опускающий руки при малейшей трудности, не умеющий преодолевать препятствия.
Он и сейчас не будет преодолевать те препятствия, которые ему навязывают. Просто не будет. Он теперь знает разницу между «не хочу» и «не могу». Знает, что можно мочь, но не хотеть и потому решить не делать. Он знает, что может научиться тому, чему захочет. Когда захочет. Как же это ценно!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.