|
Гендерная педагогика и гендерно-нейтральное воспитание.Автор статьи: Дарья Шутова
Здесь можно послушать или прочитать мое интервью для радио "Говорит Москва" в передаче Янины Шатворян "Мифы Фемин". Выпуск был посвящён гендерной педагогике и гендерно-нейтральному воспитанию. Интервью длилось минут 40 и материала было много, но в прямом эфире прозвучал только небольшой фрагмент записи нашей беседы. В целом передача получилась актуальной и познавательной. https://govoritmoskva.ru/media/broadcasts/audio/2019/04/07/2019_04_07_Miphy_phemin.mp3
Текст интервью с Яниной Шатворян.
Вопрос: Какие этапы проходит ребенок, когда узнает свой гендер? Можно ли описать какие-либо стадии в гендерном развитии? Совпадает ли на этот счет мнения ученых из разных стран или точки зрения разнятся? Ответ. Гендерная социализация начинается с самого рождения ребенка при выборе определенного имени, когда родители и другие близкие взрослые, впервые увидев младенца, уже по-разному общаются, воспринимают и описывают новорожденных девочек и мальчиков, начиная «приклеивать» различные оценочные ярлыки на их проявления и даже тембр плача. Психологические эксперименты показали, что в зависимости от того, в какую одежду одевали одного и того же младенца (розовую или голубую), взрослые оценивали его/ ее, либо как более «сильного, выносливого и крупного», либо как более «слабую, маленькую, нежную и плаксивую». Хотя в реальном поведении и состоянии младенца никаких различий до или после смены одежды не наблюдалось. Дети усваивают гендерные роли, начиная с самого раннего возраста, благодаря родителям, их религии и культуре, а также при контакте с внешним миром: воспитателями и учителями, сверстниками, через одежду, игрушки, СМИ и рекламу. Посещая детскую площадку, дошкольные и школьные образовательные учреждения, смотря телепрограммы и фильмы, читая книги и журналы, общаясь в интернете, дети усваивают и практикуют поведение, за которое их вознаграждают или порицают. Они прекращают вести себя иначе или скрывают то гендерно маркированное поведение, которое становится причиной высмеивания, стыда или наказания. В 1960-х гг. ХХ века была сформулирована когнитивная теория формирования гендерной идентичности. Согласно этой концепции, дети выстраивают свою гендерную идентичность после того, как они в состоянии понять существование гендерных различий и влияние гендерной идентичности на жизнь в целом. Взрослея, дети постепенно развивают "гендерную схему" – сеть информации, связанной с гендером, влияющей на их представления и поведение. Гендерная схема является комплексом представлений о мужских и женских как физических, так и социокультурных качествах, поведении и личностных чертах. Наиболее яркое первое "открытие" различий между мужчинами и женщинами происходит примерно в 2 - 3 года, когда дети интересуются строением гениталий друг у друга. В этом возрасте дети, как правило, уже знают какие игрушки и одежда «отвечают» их полу. В большинстве случаев дети позитивно оценивают свой гендер и стараются вести себя в соответствие со своей концепцией (гендерной схемой). Выделяют три стадии гендерного развития в дошкольном возрасте: ➢ Гендерное маркирование (с 2-х лет): знание о принадлежности к мужскому или женскому полу на основании анатомических признаков; ➢ Гендерная стабильность (примерно с 4-5 лет): представление детей о том, что их гендер неизменен; ➢ Гендерная константность: понимание, что их гендер не изменится, несмотря на внешние атрибуты, например, если надеть одежду противоположного пола (брюки для девочки или красный берет для мальчика), либо принять участие в какой-либо гендерно маркированной деятельности (девочке сыграть в футбол, мальчику заняться вышиванием и так далее). Дети организуют информацию в соответствие с гендерной схемой. Например, мальчик дает сдачи, поскольку от него этого ожидают взрослые. Девочки могут быть мягкими и добрыми, потому что это ожидается от женщин. Кроме того, мальчики показывают лучшую память на «маскулинные» игрушки, действия и занятия, а девочки - наоборот. Их самоуважение нередко зависит от того, насколько они оценивают свое соответствие гендерной схеме, которую транслирует им взрослое окружение. В качестве этапов развития и конструирования гендерной идентичности можно выделить следующие важные моменты: ➢ Признание человеком принадлежности к определенному биологическому полу – принятие или непринятие анатомической данности; ➢ Гендерную социализацию - усвоение конвенциальных моделей (гендерных ролей и функций), когда, начиная уже с двух лет, ребёнком ведется «примерка» гендера и становится очевидным в какой мере существующие поведенческие модели могут быть им освоены и воспроизведены; ➢ Переосмысление своей сексуальности, когда в период пубертата становятся более осознанными переживания, связанные с сексуально-эротической сферой человека. Вопрос: Так как гендер – это социальный конструкт может ли быть, что в каких-то странах его определение происходит у детей раньше, а в каких-то позже, в зависимости от социального окружения, религии, каких-то еще факторов? Ответ. Я думаю, что в этом контексте, скорее, уместно говорить не о скорости гендерной социализации, а о гендерной системе и представлениях, существующих в той или иной культуре, религии и социуме, о лингвистических особенностях того или иного языка, где существуют свои гендерные маркёры. В современной западной культуре наиболее распространена бинарная гендерная система, в рамках которой люди воспринимают и категоризуют те или иные личностные характеристики, поступки, социальные роли и даже внешность, либо как "маскулинные", либо как "феминные". По данным антропологов, этнографов и историков у североамериканских индейцев племени навахо существовало, например, пять гендерных категорий: - мужчины по биологическому полу и гендерной идентичности; - женщины по биологическому полу и гендерной идентичности; - «Two-Spirit» (обладающие двумя душами) женщины/мужчины по гендеру; - мужчины по биологическому полу с гендерной идентификацией себя как «Two-Spirit» женщина/мужчина; - женщины по биологическому полу с гендерной самоидентификацией как «Two-Spirit» женщина/мужчина. Термин «two-spirit» мог обозначать как интерсексуальных людей, чья принадлежность сразу к обоим полам обнаруживается при рождении (или позже, в процессе полового созревания), так и трансгендеров, и гомосексуалов. Этот термин относится как к биологическим мужчинам, выбирающим "женский образ жизни", так и к биологическим женщинам, выбирающим "образ жизни мужчин". Однако считается, что понятие «two-spirit» не может быть адекватно переведено на европейские языки, потому что его подлинный смысл раскрывается только в контексте культуры и мировосприятия коренных жителей Северной Америки. Люди "с двумя душами" занимали важное место в культурных традициях и социальной структуре обществ североамериканских индейцев, поскольку считалось, что они наделены преимуществами обоих полов и могут обладать сакральными знаниями, которыми их наделили высшие силы. В большинстве племен принадлежность к третьему социальному полу определялась еще в детском возрасте, исходя из интересов, способностей и характера ребенка. У некоторых племен ребенку давали имя в память о предках еще до появления на свет, а потом воспитывали согласно с этим именем, невзирая на биологический пол родившегося малыша. Поэтому в более взрослом возрасте некоторые люди делали выбор в пользу смешанных, кросс-гендерных идентичностей. В культуре индейцев юма, проживающих на земле нынешнего штата Аризона, существует верование, что дух горы Сьерра Эстрелла способен изменить гендерную идентичность человека. По их мнению, знаки такой трансформации заметны уже в детстве, поэтому взрослые по поведению ребёнка могут догадаться, что в будущем он или она обозначат свой гендерный статус, как "two-spirited people". В племени мохаве для мальчиков, которые стремятся идентифицировать себя с девочками, существует обряд инициации в возрасте 10 - 11 лет. Во время инициации ребёнку дается новое имя и соплеменники начинают причисляет его к противоположному полу. У индейских народов, населявших Калифорнию, существовал социальный статус "и-ва-масп" ("муже-женщины"), которому соответствовали мужчины, использовавшие женскую одежду и выполнявшие женскую работу. Во время обряда инициации человек должен был встать в центр огненного круга и выбрать, либо лук со стрелами, либо швейную иглу. От этого зависела его дальнейшая жизнь в племени и выполнение определённых гендерных ролей. Например, в лакотском языке нет специальных слов для детей, маркирующих их как мальчика или девочку. Ко всем детям используют нейтральное обращение - "ребенок". Так происходит, пока они не достигнут возраста примерно 4 - 5 лет, когда дети начинают более активно демонстрировать свои увлечения и способности, а так же постепенно осознавать и проявлять собственную гендерную идентичность. Вопрос: Ваше отношение к гендерно-нейтральному воспитанию? Ответ. Я думаю, что гендерно-нейтральное воспитание способно принести определённую пользу для развития ребёнка, оказать влияние на формирование у него позитивной гендерной идентичности, увеличить гибкость в овладении разнообразными гендерными ролями, обучить ребенка толерантности и равноправию. На протяжении нескольких десятилетий в зарубежных и особенно скандинавских странах в детских образовательных учреждениях получила широкое распространение гендерная педагогика, доказавшая свою эффективность и положительное влияние на социализацию и развитие гендерной идентичности у детей и подростков. В ее основе находятся принципы гендерного равенства и нейтральности, отказ вешать гендерные и любые другие ярлыки на детей, а так же недискриминирующее отношение к людям во всех сферах. Задача этого подхода состоит в том, чтобы не навязывать детям жесткие гендерные рамки и роли, а дать им возможность, наоборот, самим выбирать какие-либо игрушки, книги, фильмы, хобби и занятия, одежду, прическу, аксессуары, а так же модели гендерного поведения в семье и социуме. Тогда ребенок сможет сам найти свое комфортное место в большом спектре различных гендерных идентичностей. Гендерно-нейтральное воспитание рассказывает детям про разнообразие и возможности выражения своей гендерной идентичности без ограничений, когда девочки и мальчики могут обладать и проявлять различные комбинации черт характера, исполнять множество ролей, функций и моделей поведения не зависимо от того, относит ли их общество к «феминным» или «маскулинным». Например, девочка, любящая играть в принцесс и предпочитающая милые платьица, может с большим удовольствием лазить по деревьям, мастерить поделки вместе с мальчиками в столярной мастерской и ходить с отцом на даче на рыбалку. В повседневной жизни дети, к сожалению, могут часто сталкиваться в различных ситуациях с гендерной дикриминацией, сексизмом или давлением токсичных мифов о «гиперфеминности» и «гипермаскулинности». Для них важно уметь критически оценивать вопросы гендерной репрезентации и разнообразия гендерных ролей в обществе, чтобы в будущем выстроить положительную гендерную идентичность и с уважением относиться к другим людям, их различиям и особенностям. Вопрос: Есть ли у вас дети, если да, какое отношение к гендеру вы воспитываете у них? Ответ. У меня нет собственных детей, но в общении и своей работе с детьми различного возраста, например во время игротерапевтических занятий, я стремлюсь предоставлять свободу для их гендерного самовыражения и экспериментирования, идти за ребёнком, чтобы не навязывать ему жёсткие гендерные стереотипы. Вопрос: Что вы бы посоветовали родителям, как на ваш взгляд, правильно рассказать ребенку про гендер? Ответ. Ориентироваться на актуальные интересы ребёнка, его вопросы, любопытство к тому, как устроен мир вокруг и отношения между людьми. Чаще всего самые первые вопросы ребёнка к родителям связаны с анатомическими различиями между мужчинами и женщинами, а так же темой появления детей на свет. Здесь тесно переплетаются особенности психосексуального развития в детском возрасте и гендерная социализация. Все это может стать отличным началом для беседы родителей со своим ребёнком про существование биологического и социального пола, их различий, про основы человеческой анатомии и правильное (нейтральное) название основных органов, в том числе гениталий и внутренней репродуктивной системы у мужчин и женщин, про существование различных семей по составу и ролям, обязанностям, которые могут выполнять и мужчины, и женщины, сравнения, как устроена родительская семья самого ребёнка. Например, папа умеет готовить ни чуть не хуже мамы и активно помогает по дому, потому что так он заботиться о своей семье, вне зависимости от гендера. А дальше можно переходить к более широкому социуму: обсудить с ребёнком разнообразные профессии или историю одежды и то, как менялось социальное положение женщин в различные исторические эпохи, как им приходилось бороться за свои права и даже возможность носить короткую причёску и брюки. Что все эти трудности, с которыми женщинам приходилось сталкиваться, были продиктованы гендерными стереотипами и неравенством, сложившимися в обществе того времени (как должны были выглядеть, вести себя и жить мужчины и женщины). Самое важное, чтобы родители смогли проанализировать и осознать собственные гендерные установки, взгляды и стереотипы на тему гендера, гендерной идентичности, гендерных ролей и дискриминации по гендерному признаку, чтобы не осознанно не транслировать их своим детям, чтобы их собственные слова не расходились с реальными поступками в жизни. С точки зрения гендерной педагогики, взрослым важно и полезно предоставлять детям самим выбирать игрушки, одежду, друзей и способы взаимодействия со сверстниками, чтобы спектр гендерных ролей и функций был достаточно широк. Например, девочки так же наравне с мальчиками могут лазить по деревьям, играть в "разведчиков" или "войнушку", а мальчики участвовать в играх в "дочки-матери", обучаться вести домашние бытовые дела или вместе с сестрой шить плюшевых зверей. Главное - это умение прислушиваться к желаниям и способностям ребёнка, помогая ему или ей развивать универсальные и полезные качества для дальнейшей жизни, которые, на самом деле, присущи всем людям и не носят жёсткую гендерную маркировку, как это было принято думать раньше. Например, независимость, активность, смелость и решительность - такие же полезные качества для девочек, как и чуткость, нежность, умение сопереживать - для мальчиков. Отсутствие у взрослых стремления пристыдить ребенка или заставить ее/ его почувствовать себя виноватыми в том, что она/ он проявляют кросс-гендерное или гендерно неконформное поведение положительно сказывается на формировании самооценки и гендерной идентичности у детей в будущем. Проводите разнообразные активности, игры и занятия, участвовать в которых смогут все дети, независимо от их пола и гендерной идентичности. Постарайтесь организовывать как можно больше ситуаций для получения мальчиками и девочками опыта взаимодействия и сотрудничества на равных в процессе совместной деятельности. Предлагайте детям дополнительные сферы для самореализации и развития полезных навыков, например, поощряя девочек к спортивным и двигательным игровым занятиям, свободной конкуренции, соревновательности, а мальчиков обучая социально-бытовым навыкам и умению коммуницировать, открыто выражать свои чувства, проявлять эмпатию и сопереживать другим. Развивайте в детях межгендерную чувствительность благодаря обмену ролями в сюжетно-ролевых играх или театрализованных постановках, а так же совместному выполнению различной деятельности, когда, например, мальчики и девочки вместе столярничают, шьют или вяжут игрушки. Не запрещайте мальчикам эмоционально выражать себя, поддерживайте их стремление поделиться своими чувствами и озвучить собственные переживания. Поощряйте девочек добиваться успехов, помогая им повысить самооценку, не забывайте заслуженно хвалить их, так же как и мальчиков. Читайте и обсуждайте вместе с детьми художественные книги, а также мультфильмы или передачи, описывающие персонажей, демонстрирующих гибкость и разнообразие в исполнении гендерных ролей, функций и поведения (например, такие гендерные модели воплощаются в образах Пеппи-Длинный-Чулок и принцессы Мулан из одноименного мультика). Развивайте у детей знания о гендерном равноправии, недопустимости гендерной или иной дискриминации, а так же любых видов насилия над людьми. Чтобы помочь детям успешно социализироваться и сформировать позитивную гендерную идентичность взрослым необходимо отказаться от воспитания детей в рамках жестких гендерных стереотипов, проявлять гибкость, используя в процессе общения и развития ребенка принципы гендерно-нейтрального воспитания и повышать их гендерную культуру. Дарья Шутова - семейный и детский психолог, гештальт-терапевт, супервизор. Записаться на психологическую консультацию или супервизию можно по телефону: 8(917)562-84-77. Сайт: www.darpsy.com Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|