Эта тема по количеству мифов и заблуждений, а также табуированности в открытых диалогах напоминает мне мою первую статью про Послеродовую Депрессию (для любопытных дам ссылку https://www.psyoffice.ru/article/129478/).
Страшно сказать, сколько мам мучаются, глядя на слезы своих детей перед разрисованной дверью Детского Сада. А придя домой, пишут анонимные (!) вопросы на форумы, изводя себя чувством вины.
И первый вопрос, который мучает многих: КОГДА ПРАВИЛЬНО?
За ответы на вопрос «Когда нужно отдавать ребенка в ДС?» можно получить не одно проклятье. Причем за любой ответ :)
Поэтому будем рубить руку сразу, не смакуя: «Когда? – Никогда!»
Дело в том, что самому ребенку ДС не нужен вообще. Весело поиграть с 1-2 детьми он может и дома, и на площадке. А все слова про «социализацию» и «обучение» - это пережитки советской социальной рекламы.
Вы ведь помните, когда появились ДС? Когда государству потребовалось, чтобы женщины вышли на работу. И декретные простои были ему не нужны. Вот тогда и придумали «социализацию» и «обучение». А про «госпитализм», «привязанность», «своего взрослого» и «развитие из точки покоя» забыли.
Поэтому важно понимать, что ребенок чудесно и счастливо может провести свое детство в семье. Но вот МАМА часто не может и не хочет жертвовать своей жизнью ради этого. Поэтому потребность отдать ребенка в ДС – это всегда мамина потребность. Именно поэтому ребенку приходится АДАПТИРОВАТЬСЯ к ДС, а маме важно понять, чем она может и должна помочь своему ребенку.
Несколько фактов о возрасте ребенка или о том, когда лучше начинать ходить в ДС:
Поход с ДС/ясли до 2 лет является огромным стрессом для ребенка. Он нарушает развитие и имеет серьезные последствия. Если вам важно обеспечить присмотр за ребенком до 2 лет, выбирайте няню. Если вы все сделаете правильно, то этот опыт не нанесет ребенку травм, а вполне возможно обогатит его жизнь еще одним «своим взрослым».
О няне у меня есть отдельная серия статей, которая начинается здесь https://www.psyoffice.ru/article/137136/ и заканчивается тут https://www.psyoffice.ru/article/137421/.
Если вам кажется, что вы не потянете няню по деньгам, не знаете, где ее искать и прочее – ищите выход сами или приходите на консультации ;)
Если вы все узнали, детально обдумали и пришли к выводу, что няня – все-таки не ваш вариант, то стремитесь отдать ребенка в такой ДС, где как можно меньше детей на одного взрослого. Рассмотрите варианты частных ДС с маленькими группами и ДС на дому, а также принимающих нянь (да-да, вернемся к няне – возможно вы еще не все узнали и обдумали :)
Помните, что вам важно обеспечить ребенку СВОЕГО, максимально индивидуального и постоянного взрослого! Остальное – не важно.
Какой бы вид присмотра для ребенка до 2 лет вы не выбрали – сходите на консультацию по адаптации ребенка к вашему выбору. Это правда важно. И не думайте, что «ребенок ничего не понимает, он просто поиграет с тетей». Вы ходите по очень тонкому льду.
Поход в ДС между 2 и 4 годами часто совпадает с «Кризисом 3 лет», который сильно усложняет адаптацию. Постарайтесь не совмещать эти два события, если это возможно. А если невозможно – наберите воздуху в грудь и запишитесь на консультацию к психологу или поищите полезных знаний и поддержки где-то еще. Главное – не пускайте ситуацию на самотек, если вам дорог свой ребенок.
Поход в ДС после «Кризиса 3 лет» (а это почти в 4 :) – это самый чудесный вариант, который можно придумать, если в ДС все-таки надо идти. Потому что трудное время взросления уже позади, ребенок достаточно самостоятельный и самое главное – его начинают интересовать другие дети. Так что с этого возраста он начнет находить в ДС свою радость :)
Теперь перейдем к вопросу со звездочкой. Его задают только продвинутые родители:
КОГДА НАЧИНАТЬ ПОДГОТОВКУ К ДС?
Многие родители искренне считают, что вот когда пришло время вставать утром в садик, тогда и надо начинать подготовку. Ну, максимум за недельку! А до этого нечего усложнять ребенку жизнь разговорами о ДС. Так они до последнего «берегут психику ребенка», а на самом деле – обеспечивают иллюзию «все в порядке» себе.
Внимание, правильный ответ: начинать подготовку ребенка к ДС нужно тогда, когда вы решили, что ваш ребенок туда пойдет (вообще когда-нибудь). И уж тем более тогда, когда вы решили, когда конкретно он туда пойдет. Конкретика на уровне «в следующем году» или «осенью» - это достаточно основательная конкретика для начала усиленной подготовки.
В этом пункте я тоже подкину пару фактов:
Закономерное течение жизни. Солнце восходит и заходит, взрослые люди работают, а дети ходят в детский сад. Когда ребенок «с молоком мамы» впитывает, что в Х лет он пойдет в Детский Сад – проблем с ним возникает гораздо меньше. ДС для ребенка в этом случае – закономерный этап жизни. Он не будет протестовать против него, максимум может чего-то боятся. Но помочь ребенку справится со страхом гораздо легче, чем справится с его протестом.
Именно поэтому важно с пеленок (даже в кавычки не беру, лучше понимайте буквально) рассказывать ребенку о ДС: что «все дети ходят в садик», что они там делают и как возвращаются домой по вечерам вместе с мамой. Нужно обращать внимание ребенка на здания Детских Садов, показывать детей, педагогов, рассказывать о членах семьи, которые ходят в ДС или ходили когда-то.
Доверие и безопасность базируются на предсказуемости. Поэтому если вы «скрываете» от ребенка свои планы на ДС до последнего, то когда вы наконец решите их озвучить, вы получите протест. И в этом случае никакие «Маша тоже ходит в садик» уже не помогут. Потому что вы не предупреждали. Вы не дали ребенку принять эту мысль. Вы не дали адаптироваться.
Но самое главное – как он может доверять вам в такой ситуации?! И уж тем более – доверять ДС. А если в жизни ребенка нет самого важного – безопасности, то о каком развитии может идти речь? И уж тем более – о каком счастье?!
У меня не получается писать коротко, особенно на такие важные темы. Поэтому все как обычно: ждем продолжения и вдохновляем меня своими лайками, репостами и комментариями
А в следующих частях я планирую написать: - о ВЫБОРЕ ДС (да-да, вы не только можете, но и должны выбирать!) - о том, с какими трудностями ребенок сталкивается в ДС и как помочь ему их преодолеть – КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В АДАПТАЦИИ К ДС
Если у вас есть предложения, о чем еще нужно написать в серии статей про садик – пишите мне ЛС, пожалуйста!
БЛАГОДАРНОСТИ: Я благодарю всех женщин, которые задавали мне вопросы о помощи ребенку в адаптации к Детскому Саду. Ваш интерес и ваша любовь к детям вдохновили меня на написание этого цикла статей. И отдельно – Ирину: за вопросы, за «волшебный пендель», за обратную связь и редакцию этой статьи
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.