Техника свертывания в памяти травматического эпизода психогенной ситуации

Применяется для психотерапии посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий, жертв насилия, катастроф и стихийных бедствий, а также при фобиях, панических и диссоциативных расстройствах.

Техника показала высокую эффективность у ветеранов военных конфликтов, которые в ходе терапии смогли освободиться от тягостных навязчивых мыслей и воспоминаний, кошмарных сновидений и других проявлений ПТСР.

Техника свертывания в памяти травматического эпизода психогенной ситуации

 Содержание техники: 

Шаг 1. Идентифицировать проблему.

Выяснить содержание травматического эпизода.

Поставить отрицательный якорь. 

Шаг 2. Выяснить ситуацию травматического эпизода, когда человек еще был в безопасности. 

Шаг 3. Выяснить ситуацию травматического эпизода, когда человек был уже в безопасности. 

Шаг 4. Помочь человеку создать два стоп кадра: первый – “еще в безопасности”, второй – “уже в безопасности”.

Шаг 5. Психолог даёт инструкцию: “Итак, мы имеем видеопленку, на которой записан травматический эпизод. Начало видеофильм с ситуации, где Вы еще в безопасности, завершение ситуацией, когда Вы уже в безопасности. Сейчас мы несколько раз в разном направлении и с разной скоростью просмотрим этот видеофильм. Представьте перед собой телевизор с видеомагнитофоном, для того, чтобы я понимала, как Вы смотрите этот видеофильм, положите руку на мое колено. Одно нажатие вашей руки – будет означать включение видеомагнитофона, два нажатия – выключение. Своей рукой на другом колене я буду отбивать ритм скорости прохождения пленки. Будьте внимательны, прокручивайте в своем воображении изображение с такой скоростью, которую я буду задавать. Итак, начинаем!

Шаг 6. После нажатия рукой на колено (включения видеомагнитофона), психолог отбивает средний темп просмотра эпизода. Получив сообщение (два нажатия рукой) о завершении просмотра, психолог говорит, что пленка перематывается на исходный этап (в начало видеофильма) и второй раз будет просматриваться с ускоренным просмотром.

После «включения», психолог задает ритм со скоростью в 2 раза большей, чем в первый раз. После завершения просмотра, переходит в начало кассеты для третьего просмотра, со скоростью пленки, аналогичной скорости ее перемотки без просмотра. Для помощи восприятия, человеку произносится звук «вж-ж-ж-жик» и с такой же скоростью проводиться в горизонтальной плоскости рукой (этот элемент дает стимул психики к стиранию - свертыванию информации).

Шаг 7. Делается три аналогичных прогона видеокассеты, только с окончания изображения – в начало. 

Шаг 8. Экологическая проверка. По итогам всех шести прогонов, запрашиваем, как вспоминается травматический инцидент. Воспоминания должны стать затертыми, менее значимыми. Для усиления контроля результата, возобновляем первый, сделанный в самом начале отрицательный якорь. Состояние должно существенно не измениться. 

Шаг 9. Подстройка к будущему.

«Теперь, та энергия, которая провоцировала этот флэшбэк, высвободилась, а это значит, что твое бессознательное уже может знать, каким образом оно использует эту энергию во благо тебе».

 

Случай из практики: 

По просьбе одного из офицеров о психологической помощи его супруге, я не задумываясь ответила согласием.

Предыстория для понимания ситуации: 1 августа 2003 года в городе Моздок произошел терракт в военном госпитале. Начинённый взрывчаткой армейский грузовик «Камаз» протаранил ворота и взорвался возле здания госпиталя. Число погибших составило 52 человека.

Травматический эпизод я прорабатывала с Т., медсестрой отделения, рядом с которым произошел взрыв от въехавшего Камаза со смертником (женой офицера).

На беседе Т. была очень тревожной, часто вздрагивала от незначительного шума, рассказала, что в состоянии тревоги ей не хватает воздуха, будто она задыхается. На рисунках рисовала здания в огне или просто огонь и черный дым. По рекомендациям врачей принимала легкие седативные средства без влияния на психику, объясняя мне тем, что так «хоть как-то получается уснуть без снов».

Шаг 1. Идентифицировать проблему

Для переработки травматической ситуации мы совместно с Т. выяснили содержание травматического эпизода.

Т. видела как Камаз, въехал на территорию госпиталя и как его обстреливал кто  - то из военнослужащих. Не успев ничего сообразив, буквально за доли минуты произошел взрыв.

«Оглушающая, сметающая все волна страха прокатилась по телу и застряла в горле криком... Но думать о себе было некогда, в госпитале находились раненные и многие из них были лежащие, поэтому отойдя от грохота и найдя в себе силы, я побежала искать выживших через дымовую завесу…».

Я поставила отрицательный якорь на  ситуации самого пика страха.

Шаг 2. Выяснить ситуацию травматического эпизода, когда человек еще был в безопасности. 

Выявили первую ситуацию безопасности - до въезда Камаза на территорию госпиталя.

Шаг 3. Выяснить ситуацию травматического эпизода, когда человек был уже в безопасности. 

Выявили вторую ситуацию безопасности – первый шаг на порог дома.

Шаг 4. Помочь человеку создать два стоп кадра: первый – “еще в безопасности”, второй – “уже в безопасности”.

Четко и ярко представили оба эпизода.

Шаг 5. Просмотр видеопленки  травматического эпизода от первой ситуации безопасности до второй в заданном темпе.

Т. три раза с разной скоростью просмотрела травматический видеофильм. Первый раз она настолько сильно сжала мое колено, что я подумала, что у меня останутся синяки.

При первом просмотре в медленном темпе Т. была крайне напряжена и тяжело дышала. Столкнувшись с ситуацией страха, она на мгновение зажмурила глаза и задержала дыхание, но просмотр не остановила и досмотрела до конца.

Второй раз Т. просматривала ситуацию в быстром темпе, по темпу дыхания я поняла, что она немного расслабилась.

Шаг 6. Перемотка без просмотра.

Как только я взмахнула рукой и произнесла «вжжжжик», Т. вздохнула и сказала, что ей легче стало дышать.

Шаг 7. Просмотр травмирующего эпизода с окончания изображения – в начало. 

По окончанию просмотра Т. сказала, что теперь она может дышать полной грудью.

Шаг 8. Экологическая проверка.

Я уточнила у Т., как сейчас она ощущает воспоминания о травмирующей ситуации.

Воспоминания стали менее значимыми. Для усиления контроля результата, я возобновила первый, сделанный в самом начале отрицательный якорь на страхе. Состояние Т. значительно улучшилось, она не задыхалась от страха как в самом начале.

Шаг 9. Подстройка к будущему. 

Т.  успешно использовала технику для проработки своей проблемы с травмирующим событием и теперь не испытывает чувства задыхания при тревоге.

Имеющиеся опыт использования, предложенной техники обладает сильным положительным воздействием и способностью эффективно помогать клиентам с психотравмирующими ситуациями и не сопровождается отрицательными последствиями.

 



Просмотров: 478
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические техники снижения веса. Шаг первый. Шаг второй. Мы начинаем!
  • Формула изменений: как сделать первый шаг. Серия 7: первый шаг
  • Первый шаг от страха к смеху или арт-терапия для начинающих
  • Кто должен сделать первый шаг: он или она?
  • Шаг вперед - шаг назад: а что выбираете Вы?
  • Этот первый шаг
  • Второй телесный навык "Дышать и расслабляться". Шаг первый
  • «Всё против меня», «Я не на что не способен» Или первый шаг выхода из стрессового состояния.
  • 10 шагов к полноценному сну. Шаг первый – «А есть ли бессонница?» Начало.
  • Формула изменений: как сделать первый шаг. Серия 6: инструменты для работы со своим подсознанием
  • Что такое глубинная проработка (гипнотерапия). Шаг первый - диагностика.
  • Управление эмоциональным состоянием. Шаг номер1, шаг номер2.
  • Как сделать первый шаг?
  • Внутренний наблюдатель как первый шаг на пути управления собой.
  • Первый шаг, чтобы позаботиться о себе…
  • Первый шаг, кто его должен сделать?
  • Как начать двигаться к целям. Или первый шаг.
  • Как сделать первый шаг или формула изменений
  • Формула изменений: как сделать первый шаг. Серия 2: честно признаться себе
  • Как Маша становится Машей, а Петя Петей? Каков первый шаг к себе?
  • Первый шаг к уверенности в себе
  • Формула изменений: как сделать первый шаг. Серия 3
  • Формула изменений: как сделать первый шаг. Серия 4
  • Правило 14. Первый шаг, как в омут с головой. Уповайте!
  • Как сделать первый шаг к преодолению невроза, или «почему я всё знаю, но ничего не меняется?».
  • Формула изменений: как сделать первый шаг. Серия 5: как честно отвечать на вопросы себе
  • Сделай первый шаг, к себе навстречу.
  • Боюсь и жду: как справиться с эмоциональной зависимостью. Шаг первый.
  • Первый шаг к богатству. Как перестать ходить по «замкнутому кругу»
  • Первый шаг к богатству. Как перестать ходить по «замкнутому кругу»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь