|
Техника безопасности вожатого (тренинг)Автор статьи: Рассказова Елена Викторовна
Тренинг для вожатых в лагерях для детей и подростков. Тема: Техника безопасности вожатого Операциональные определения: Лексические понятия выдержаны в пределах компетентности аудитории Цель: Психологическая подготовка к работе с детьми и подростками Задачи: - Знакомство со сложными ситуациями в работе с детьми; - Осознание важности роли вожатого и взаимодействия с напарником; - Знакомство с правилами безопасности вожатого; - Знакомство с темой наказаний в лагере. Ожидаемый результат: формирование ответственности и психологической готовности к работе вожатого в лагере. Используемые техники: презентация, интерактивная проблемная лекция, тренинг, отработка игровых ситуаций. Содержание тренинга:
5.1. Эпидемия влюбленности 5.2. Агрессивный ребёнок 5.3. Преступление и наказание 5.4. В отряде ребенок в стрессовом состоянии 6. Конструктивная лексика вожатого 7. Завершение занятия, ритуал прощания. Продолжительность – минимум 2 часа (до 4-х часов) Количество занятий – 1 (при сессии можно разбить на блоки) Размер и тип группы: группа закрытого типа численностью 15-30 чел. Необходимое оборудование, оснащение: проектор, ноутбук, экран. Библиография: 1. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговых групп / И.В. Вачков. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2007. – 416 с. 2. Город детства: программа и методические рекомендации / Под ред. Ю.А. Селезневой – Тула, типограф. «Артпринт», г. Тула, 2006 г.-156 с. 3. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецов. – СПб.:4. Питер,2005. – 165 с. Основная часть 1. Подводные камни в работе вожатого. Мелкие и крупные гадости в жизни вожатого - позитивное переформулирование - ложки дёгтя в бочке мёда лагерной жизни: 1) гадкий куратор; 2) гадкий напарник; 3) гадкие дети; 4) гадкий я??? Во-первых, куратор всегда прав. Во-вторых – смотри «во-первых».С чего начать? с себя, любимого – и с определения своего функционала 2. Кто такой вожатый? Значимый взрослый. Термин «вожатый» впервые появился в 1922 году. Так называли руководителей пионерского отряда. Вожатыми были комсомольцы. И сейчас в лагерях вожатые играют одну из важнейших ролей в воспитании детей – роль значимого взрослого. Вожатый осуществляет педагогическую, воспитательную и оздоровительную работу с детьми в соответствии с планом и концепцией работы лагеря, подчиняется начальнику лагеря и куратору. Рабочий день вожатого ненормированный. ВОЖАТЫЙ=ВОЖАК=НЕФОРМАЛЬНЫЙ ЛИДЕР Задача: стать из формального лидера неформальным Вожак добился этого права сам - потому, что силён, умён, умел, и всё умеет делать лучше детей. Детский коллектив – это стая, которая сознательно и бессознательно стремится пребывать в зоологическом состоянии.Дети в лагере получили свободу от родителей, школы, общества, от законов и от приличий. Они очень чувствуют эту свободу, и намерены добиваться её всеми силами, постоянно испытывая «границы дозволенного. Но в безопасности дети чувствуют себя только тогда, когда вожатый четко обозначает границы их поведения, когда взрослый отвечает за детей. Со слабым вожатым эта стая моментально скатится к дикости. Важно сразу показать, что отряд будет жить по законам вожака. Как именно? Ваши варианты?Интерактивное обсуждение. Верно - исключительно своим личным авторитетом.Формальный лидер только восстановит против себя ребят, но вожаком не станет. Дети объединятся в презрительной борьбе с ним, и жизнь будет не сказочной. Вожатый – это личность. Доказать это можно только собственным примером. С утра и до ночи нужно делать дела, дела, дела - и увлекать ребят за собой. Тогда тебя любят, слушают и слушаются. В детском лагере вожатый обязан быть любим детьми, потому что только так он можешь сделать жизнь ребят в отряде интересной и увлекательной. Вожатый может нести самый тяжёлый рюкзак, знает самые прикольные истории, скачет на лошади, вожатый во всем и всегда самый-самый-самый. Только тогда вожатый может сказать – не кури, не сори, не пей... Только тогда дети его послушаются. Если же в лагере тебе классно потому, что ты сам в детской позиции наслаждаешься жизнью – то для вожатого ты еще не созрел. Если слабоват, иди аниматором в санаторий - не порти детский лагерь. Обсудить с участниками каждое утверждение, привести примеры. 3. Обязанности вожатого
Обсудить с участниками каждый пункт. Будь таким вожатым, за которым ты в детстве пошел бы в огонь и воду. Сверяйся с ИДЕАЛОМ ВОЖАТОГО своего детства 4. Что вожатому запрещено. Вожатому не следует: 1) Спать у детей в палатах; 2) Кричать на детей 3) Выделять любимчиков или отщепенцев; 4) Нарушать покой детей во время сна; 5) Клянчить у детей; 6) Делить отряд на стареньких и новеньких; 7) Излишне доверять детям; 8) Наказывать детей; 9) Показывать свои негативные эмоции. Обсудить с участниками каждый пункт, привести примеры. Вожатому категорически запрещено:
Обсудить с участниками каждый пункт, привести примеры. Если что, ты знаешь, куда идти - аниматором… хотя вряд ли возьмут… Ссориться с напарником при детях категорически запрещено! Для детей в лагере нет ничего хуже, чем наблюдать подобный серпентарий отношений. Если взрослые не могут разобраться между собой – у детей нет ощущения безопасности окружающего мира, они живут в тревоге. Иногда вожатым редкостно везет с напарником, ну просто полное совпадение по фазе! Считают, что успешные варианты взаимоотношений складываются в двух случаях:
Сами понимаете, что идиллия первого варианта куда предпочтительнее Почему разногласия вожатых – это предательство детей?
Почему разногласия вожатых – это предательство напарника? Напарник не виноват, что ты не умеешь разделять мух от котлет, личное и профессиональное, что ты мешаешь ему работать в угоду своим капризам. Это - твои проблемы! Что делать? Договариваться!
5. Опасности в работе вожатого Опасности бывают самые разные, всех не предусмотришь, но хотелось бы рассмотреть самые "опасные": эпидемия влюбленности, агрессивный ребенок, преступления и наказания, плачущие дети - то есть дети в состоянии стресса. Рассмотрим пока только это, и проверим верность утверждения "предупрежден - значит, вооружен". 5.1. Эпидемия влюбленности накрывает лагерь внезапно! Вожатый, помни - ребенок может влюбиться независимо от возраста и пола! Если объект влюбленности – сверстник, что делать?
Что ещё делать? Провести с отрядом беседы на темы:
Если объект влюбленности – вожатый, что делать?
Обсудить с участниками каждый пункт, привести примеры 5.2. Агрессивный ребёнок Основная причина детской агрессии – это неудовлетворенная потребность в любви Причины детской агрессии бывают самыми разными, от недостатка внимания до жажды власти. Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется Портрет агрессивного ребенка
Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти проявления детской агрессивности уступают место более спокойным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Дети-агрессоры бывают разными: клоуны, деды и садисты. Различаются по частоте и жесткости агрессивных действий, а также по своим психологическим характеристикам: по уровню интеллекта, произвольности поведения, своему статусу в группе сверстников Клоуны - посмотрите на меня!!! Ребёнок чувствует себя клоуном на арене. Агрессия – это средство привлечения внимания, импульсивная, ситуативная,не отличается особой жестокостью, и быстро сменяется готовностью к сотрудничеству. Низкий статус в группе сверстников — клоунов либо не замечают и не принимают в серьёз, либо избегают, они всех раздражают. Ярко выражают агрессивные эмоции: кричат, ругаются, разбрасывают вещи, при получении эмоционального отклика успокаиваются. Как правило, отличаются низким уровнем интеллекта, общего и социального, низким уровнем игровой деятельности и произвольного поведения. Как взаимодействовать с агрессором-клоуном? Обсудить с участниками, привести примеры Агрессоры-деды (авторитеты) - используют агрессию как норму поведения в общении со сверстниками, демонстрируют обычно физическую силу. Агрессивные действия целенаправленные - средство достижения конкретной цели. Положительные эмоции испытывают после достижения нужного результата, а не в момент агрессивных действий. В любой деятельности стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. Пользуются популярностью в группе сверстников, некоторые выходят на положение «лидеров». Игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. Как правило, у них высокий уровень интеллекта, хорошие организаторские способности, умение организовать игру, высокий уровень развития ролевой игры, высокий социальный статус в группе сверстников. Хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки. Как взаимодействовать с таким агрессором? Обсудить с участниками, привести примеры Дети агрессоры – садисты. Истязание других (детей или игрушек) приносит им своеобразное удовольствие. Самый тяжёлый вариант детской агрессивности (5—7 % детей). Нанесение вреда другому выступает как самоцель. Испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием, причём безо всякой видимой цели, прямая физическая агрессия. Выбирают одну-две постоянных жертвы (более слабых детей). Чувства вины или раскаяния совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируют. На упрёки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчёт. Характерна мстительность и злопамятность, во всем видят угрозу и посягательство на свои права. Обычно имеют средние показатели интеллекта; произвольное поведение соответствует возрастным нормам; низкий социальный статус в группе сверстников (их боятся и избегают); содержание игр часто агрессивного характера – игроки дерутся, мучают или убивают друг друга. Что делать? Жестко пресекать агрессию вплоть до удаления из лагеря - поведение такого ребенка угрожает безопасности детей Обсудить с участниками, привести примеры 5.3. Преступление и наказание Сначала казнь! Потом приговор! «Алиса в стране чудес», Л. Кэррол Тише ты, железная лапа, - мурлыкнула большая кошка, - Он же всего лишь человеческий детеныш! Багира, «Книга Джунглей» Р. Киплинг Детей нельзя наказывать и, самое главное, не стоит наказывать. Лучше всего, когда воспитательным моментом является только угроза наказания, а до наказания не доходит Как нельзя наказывать детей НИКОГДА:
Как нежелательно наказывать детей:
В каких случаях и какие наказания допустимы? Обсудить с участниками, привести примеры Наказание – это крайняя мера. Наказан отряд – наказан вожатый!!! Была свидетелем правдивости этого утверждения: лично наблюдала за страданиями вожатого, который наказал подростка лишением смотреть матча первенства по футболу - и был вынужден сам оставаться с ним в спальне, пока весь лагерь громко и эмоционально "болел" в актовом зале - трансляцию перенесли через проектор на большой экран. Наказывай только тогда, когда по-другому нельзя
Общие принципы наказания: - Наказывать мгновенно и справедливо - Если сцепились двое, наказать обоих - Правильнее лишать приятного, чем делать плохое - Не навреди (здоровью и психике ребенка) Эффективные способы наказания Лишение вожатской любви (на определенное время). Лучший друг вожатого (весь день провинившийся ходит вместе с вожатым и выполняет все его функции, как дублер, но без права командовать другими) Объяснительная записка (начальнику лагеря, и ребенку не нужно знать, что она останется в вашей папке и до начальника лагеря не дойдет). Отбой на час раньше (или - сон в тихий час вместо того, чтобы читать книги) Помывка рук (20 мин – и все спокойны) Доброе дело (для группы провинившихся придумать доброе дело) Перевести наказание в игру (например, «похороны шишек», которыми ребята обстреливали друг друга в спальне ) Занимательное чтение вслух (провинившийся читает вслух для других ребят) Написать сочинение-размышление на тему своего поведения Написать письмо о своем поведении (маме, папе и др. – отсылать не стоит, но об этом провинившийся должен попросить сам) Написать письмо маме (на той самой лексике…см. примечание выше) Ваши варианты? Обсудить с участниками, привести примеры 5.4. В отряде ребенок в стрессовом состоянии (особенно если это "плачущий ребенок" Симптомы стресса у детей в лагере. Стресс возникает под влиянием внешних воздействий, которые имеют место в жизни как взрослых, так и детей. Дети чувствительнее взрослых, а опыта справляться со своими эмоциями, еще нет. У детей, впервые приехавших в лагерь, расставание с родителями может стать серьезным стрессом. Поэтому очень важно отслеживать признаки стресса у детей и принимать меры профилактики стресса, быть внимательным к детям в своем отряде. Признаки стресса у детей:
Дети младшего возраста могут приобретать новые привычки, например, грызть ногти или некоторые предметы, сосать пальцы, накручивать волосы на палец или нос, ковырять в носу, кусать губы, плакать по ночам… Старшие дети и подростки могут начать лгать, запугивать или бросать вызов всем окружающим, в том числе и вожатому, и администрации лагеря. Обращение к ним с обычными вопросами и просьбами вызывает неадекватную, часто агрессивную реакцию. У ребенка со стрессом могут быть кошмары и страхи (боязнь оставаться одному), суетливость, а также неадекватная реакция на самые незначительные проблемы. Стресс проявляется как в отстраненности и заторможенности, так и в излишней суетливости, ребенок или подросток может выглядеть и тихим, спокойным, замкнутым и отстраненным, и проблемным задирой и бунтарём, сознательно провоцирующим конфликты. Признаки стресса у младших детей: Часто плачет, «глаза на мокром месте». Недоверчивость. Жалобы относительно головных болей, болей в животе. Чувство, что тебя не любят. Отсутствие аппетита. Проблемы со сном. Потребность часто ходить в туалет. Замкнутость, уход в себя. Равнодушное отношение к сверстникам и взрослым, к делам отряда. Переживания расставания с домом, с родителями. Признаки стресса у подростков от 10-12 лет и старше: Злость. Потеря иллюзий. Недоверие ко всему миру. Низкая самооценка. Головные боли и боли в желудке. Замыкание в себе, равнодушие к жизни лагеря. Бунтарское поведение. Как вожатый может помочь ребятам справиться со стрессом?
Техники самопомощи при стрессе ориентированы на устранение мышечных зажимов и регуляцию дыхания, на работу с эмоциями через тело, дыхание. Устранение мышечных зажимов: любая негативная эмоция вызывает сокращение определенной группы мышц, так называемый мышечный зажим – остаточные явления напряжения из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. Существуют методики расслабления, релаксации, медитации, аутогенных тренировок.Релаксация – это расслабление. Важно соблюдать три правила: 1) перед расслаблением необходимо напрячь мышцы (вдох – и медленное напряжение мышц) 2) напряжение выполняем плавно, а расслабление быстро, на контрасте (задержка дыхания – и максимальное напряжение) 3) напряжение выполнять на вдохе, а расслабление на выдохе (выдох – расслабление мышцы или группы мышц) Упражнение «кипящий чайник»: Встать, и на медленном вздохе поочередно напрягать изо всех сил мышцы, начиная с пальцев ног, стоп, щиколоток, голени… вплоть до шеи и головы. Затем с быстрым резким выдохом расслабиться. Повторить несколько раз. Упражнение «Ладошки» (из арсенала дыхательной гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой). Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза «экстрасенса». Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или рот. В это время кулачки разжимаем. Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем. Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха. Важно не думать о выдохе. Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпускать «отработанный» воздух… 4 коротких шумных вдоха носом…4 пассивных выдоха… пауза… отдых 3-4 сек… Всего: 24 раза по 4 коротких шумных вдоха - движения. Упражнение «Разнообразие дыхания». При выполнении повышается тонус, улучшается настроение, появляется уверенность, спокойствие, легкость переключения и т. д. 1) Можно выдыхать медленно-медленно. 2) Можно спокойно вдохнуть и выдохнуть очень быстро. Отслеживаем возникающие ощущения. 3) Спокойный вдох - выдох через нос прерывисто, с маленькими задержками. 4) Так же, но вдох-выдох через рот. 5) Вдох спокойный, а выдох - медленно, губы трубочкой, с надуванием щек, со свистом, с одновременным верчением головой. 6) Начало выдоха резкое, середина плавная, а завершение – как вам хочется. На протяжении всего упражнения наблюдаем за своим состоянием. 7) Дыхание с паузами: вдох – задержка дыхания на счет 1-2-3-4 – выдох медленнее, чем вдох – пауза 1-2-3-4 – вдох – пауза – медленный выдох-пауза 6. Конструктивная лексика вожатого Вожатому важно уметь договариваться с детьми, важно также показывать примеры конструктивной коммуникации. Наиболее простым вариантом бесконфликтной коммуникации для детей является использование Принципа Буратино: в начале похвали человека, и он будет готов тебя слышать, а потом скажи, что именно в его поведении тебе не нравится. Принцип Буратино:Ты хороший, ты Буратино, но сейчас поступаешь как Карабас-Барабас! Сложнее, но гораздо эффективнее использовать принципы Я-сообщения. Я-сообщение: когда – необвинительное описание поведения, поступка я чувствую – мои чувства и переживания из-за этого потому что – почему это поведение для меня проблема и я хочу, чтобы - описание желаемого поведения/поступка Вожатый, помни: 1. Мы в ответе за всех, кого приручили. 2. Все в твоих руках. 7.Завершение занятия, ритуал прощания. Конечно, тренинг наполняется реальными играми с ребятами, коммуникативными приемами и разбором реальных случаев из лагерной жизни в ролевых играх.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|