Техника безопасности вожатого (тренинг)

 Тренинг для вожатых в лагерях для детей и подростков.

Тема: Техника безопасности вожатого

Операциональные определения:

Лексические понятия выдержаны в пределах компетентности аудитории

Цель: Психологическая подготовка к работе с детьми и подростками

Задачи:

- Знакомство со сложными ситуациями в работе с детьми;

- Осознание важности роли вожатого и взаимодействия с напарником;

- Знакомство с правилами безопасности вожатого;

- Знакомство с темой наказаний в лагере.

Ожидаемый результат: формирование ответственности и психологической готовности к работе вожатого в лагере.

 Используемые техники: презентация, интерактивная проблемная лекция, тренинг, отработка игровых ситуаций.

 Содержание тренинга:

  1. Подводные камни в работе вожатого.
  2. Кто такой вожатый? Значимый взрослый.
  3. Обязанности вожатого
  4. Что вожатому запрещено.
  5. Опасности в работе вожатого

5.1. Эпидемия влюбленности

5.2. Агрессивный ребёнок

5.3. Преступление и наказание

5.4.  В отряде ребенок в стрессовом состоянии

6. Конструктивная лексика вожатого

7. Завершение занятия, ритуал прощания.

 Продолжительность – минимум 2 часа (до 4-х часов)

 Количество занятий – 1 (при сессии можно разбить на блоки)

 Размер и тип группы: группа закрытого типа численностью 15-30 чел.

 Необходимое оборудование, оснащение: проектор, ноутбук, экран.

 Библиография:

1.     Вачков, И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговых групп / И.В. Вачков. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2007. – 416 с.

2.     Город детства: программа и методические рекомендации / Под ред. Ю.А. Селезневой – Тула, типограф. «Артпринт», г. Тула, 2006 г.-156 с.

3.     Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецов. – СПб.:4.     Питер,2005. – 165 с.

 Основная часть

1. Подводные камни в работе вожатого.

Мелкие и крупные гадости в жизни вожатого - позитивное переформулирование - ложки дёгтя в бочке мёда лагерной жизни: 

1) гадкий куратор;  2) гадкий напарник; 3) гадкие дети; 4) гадкий я??? 

Во-первых, куратор всегда прав. Во-вторых – смотри «во-первых».С чего начать? с себя, любимого – и с определения своего функционала  

2. Кто такой вожатый? Значимый взрослый.

Термин «вожатый» впервые появился в 1922 году. Так называли руководителей пионерского отряда. Вожатыми были комсомольцы. И сейчас в лагерях вожатые играют одну из важнейших ролей в воспитании детей – роль значимого взрослого.  Вожатый осуществляет педагогическую, воспитательную и оздоровительную работу с детьми в соответствии с планом и концепцией работы лагеря, подчиняется начальнику лагеря и куратору. Рабочий день вожатого ненормированный.

ВОЖАТЫЙ=ВОЖАК=НЕФОРМАЛЬНЫЙ ЛИДЕР

Задача: стать из формального лидера неформальным

Вожак добился этого права сам - потому, что силён, умён, умел, и всё умеет делать лучше детей. Детский коллектив – это стая, которая сознательно и бессознательно стремится пребывать в зоологическом состоянии.Дети в лагере получили свободу от родителей, школы, общества, от законов и от  приличий. Они очень чувствуют эту свободу, и намерены добиваться её всеми силами, постоянно испытывая «границы дозволенного. Но в безопасности дети чувствуют себя только тогда, когда вожатый четко обозначает границы их поведения, когда взрослый отвечает за детей. Со слабым вожатым эта стая моментально скатится к дикости. Важно сразу показать, что отряд будет жить по законам вожака.

Как именно? Ваши варианты?Интерактивное обсуждение.

Верно - исключительно своим личным авторитетом.Формальный лидер только восстановит против себя ребят, но вожаком не станет. Дети объединятся в презрительной борьбе с ним, и жизнь будет не сказочной. Вожатый – это личность. Доказать это можно только собственным примером. С утра и до ночи нужно делать дела, дела, дела - и увлекать  ребят за собой. Тогда тебя любят, слушают и слушаются. В детском лагере вожатый обязан быть любим детьми, потому что только  так он можешь сделать жизнь ребят в отряде интересной и увлекательной. Вожатый может нести самый тяжёлый рюкзак, знает самые прикольные истории, скачет на лошади, вожатый во всем и всегда самый-самый-самый. Только тогда вожатый может сказать – не кури, не сори, не пей... Только тогда дети его послушаются. Если же в лагере тебе классно потому, что ты сам в детской позиции наслаждаешься жизнью – то для вожатого ты еще не созрел. Если слабоват, иди аниматором в санаторий - не порти детский лагерь.

Обсудить с участниками каждое утверждение, привести примеры.

3. Обязанности вожатого

  • Нести ответственность за здоровье и безопасность детей;
  • ВСЕГДА быть в зоне доступа для детей;
  • Знать, где находятся ВСЕ его дети в ЛЮБОЙ момент времени;
  • Находить общий язык с напарником и не конфликтовать с ним при детях;
  • Следить за гигиеной, за приемом пищи, соблюдать режим дня;
  • Знать всех детей по имени, с вниманием относится к каждому ребенку;
  • Знать родителей и семьи детей, особые обстоятельства семьи и ребенка;
  • Сплачивать детей, отслеживать межличностные отношения в отряде;
  • Следить за интимными отношениями между детьми - вожатый отвечает за безопасность детей, в том числе сексуальную безопасность;
  • Решать все детские конфликты, поощряя вербальные варианты решения;
  • Не допускать буллинга, пресекать любые проявления агрессии детей;
  • Организовывать досуг детей, вовлекать их в интересные мероприятия;
  • Знать индивидуальные особенности детей;
  • Создавать ситуацию успеха для каждого ребенка из своего отряда;
  • Следить за своим здоровьем, физическим и психологическим;
  • Не давать невыполнимых обещаний, держать слово;
  • Нести позитив, и всегда иметь план Б.

                Обсудить с участниками каждый пункт.

Будь таким вожатым, за которым ты в детстве пошел бы в огонь и воду. Сверяйся с ИДЕАЛОМ ВОЖАТОГО своего детства

 4. Что вожатому запрещено.

Вожатому не следует:

1) Спать у детей в палатах;  2) Кричать на детей 3) Выделять любимчиков или отщепенцев; 4) Нарушать покой детей во время сна; 5) Клянчить у детей; 6) Делить отряд на стареньких и новеньких; 7) Излишне доверять детям; 8) Наказывать детей; 9) Показывать свои негативные эмоции.

Обсудить с участниками каждый пункт, привести примеры.

Вожатому категорически запрещено:

  • Выпивать и курить ВМЕСТЕ с детьми
  • Пить, курить, употреблять наркотики и т.д.
  • Ругаться и РАЗГОВАРИВАТЬ матом
  • Ссориться с напарником ПРИ детях, скандалить
  • Наказывать детей физически
  • Отпускать детей одних за территорию
  • Иметь ЛЮБЫЕ отношения ИНТИМНОГО характера с детьми

Обсудить с участниками каждый пункт, привести примеры.

Если что, ты знаешь, куда идти - аниматором…  хотя вряд ли возьмут…

Ссориться с напарником при детях категорически запрещено!

Для детей в лагере нет ничего хуже, чем наблюдать подобный серпентарий отношений. Если взрослые не могут разобраться между собой –  у детей нет ощущения безопасности окружающего мира, они живут в тревоге.

Иногда вожатым редкостно везет с напарником, ну просто полное совпадение по фазе! Считают, что успешные варианты взаимоотношений складываются в двух случаях:

  • Оба партнера вполне приличные и адекватные люди;
  • Оба партнера страдают одинаковым психическим расстройством.

Сами понимаете, что идиллия первого  варианта куда предпочтительнее

Почему разногласия вожатых – это предательство детей?

  1. Дети в лагерь приехали отдыхать.
  2. Разборки вожатых не приписаны в путевке лагеря – это обман детей, родителей и лагеря
  3. Взрослые (вожатые) должны выполнять функционал, а не грузить детей своими проблемами и ссорами
  4. У детей рушится базовое доверие к миру, они в тревоге и напряжении.
  5. Дети получают негативный опыт отношений и, вполне возможно, детравматизацию (если к тому же семья ребенка в разводе)
  6. Разногласия вожатых втягивают детей во взрослые разборки и коалиции – это нечестно и непорядочно.
  7. Если не нравится напарник, не выходи за него замуж или не женись! А дети и работа в лагере ни при чём.

Почему разногласия вожатых – это предательство напарника?

Напарник не виноват, что ты не умеешь разделять мух от котлет, личное и профессиональное, что ты мешаешь ему работать в угоду своим капризам.

Это - твои проблемы! Что делать? Договариваться!

  • Поступайте как взрослые люди, а не как капризные дети.
  • До конца смены менять напарника нельзя – это нарушает работу лагеря и травмирует детей в отряде.
  • Разделите между собой обязанности так, чтобы максимально не пересекаться.
  • Переходите на деловое общение – вы только функция, и напарник тоже.
  • Все разговоры только между собой или с куратором - детям вход закрыт.
  • «Держите лицо» перед детьми, иначе потеряете авторитет и дестабилизируете отряд.
  • Не вовлекайте в конфликт своих друзей, не мутите воду в лагере
  • Помните, что все люди, которых мы встречаем в жизни – наши учителя. Чему вас учит встреча с напарником, какой урок жизни вы должны освоить?
  • Используйте технику самокоучинга (16 ассоциаций) и разберитесь в себе.
  • Помните, что хорошие напарники притягиваются друг к другу по принципу дополнения, а не принципу полного сходства.
  • Помните, что напарник поможет вам приобрести опыт сотрудничества.

5. Опасности в работе вожатого

Опасности бывают самые разные, всех не предусмотришь, но хотелось бы рассмотреть самые "опасные": эпидемия влюбленности, агрессивный ребенок, преступления и наказания, плачущие дети - то есть дети в состоянии стресса. Рассмотрим пока только это, и проверим верность утверждения "предупрежден - значит, вооружен".

5.1. Эпидемия влюбленности  накрывает лагерь внезапно! Вожатый, помни - ребенок может влюбиться независимо от возраста и пола!

Если объект влюбленности – сверстник, что делать?

  1. Не допускать насмешек окружающих - чувства нужно уважать.
  2. Не допускать насмешек со стороны объекта влюбленности
  3. Провести беседу о том, как выразить свою симпатию, чтобы проявлением своих чувств не смутить и не обидеть.
  4. Объяснить, что каждый – принц или принцесса, и что каждый достоин любви, независимо от внешности, пола и возраста.
  5. Объяснить, что ты не имеешь права требовать, чтобы тебя любил тот,  кого полюбил ты сам.
  6. Никто не обязан разделять твои чувства и отвечать на них.
  7. Если чувства совпадают – это великое и редкое счастье.
  8. Если они не совпадают – это обычное явление, так бывает

Что ещё делать? Провести с отрядом беседы на темы:

  1. Что такое любовь? Что такое безответная любовь? Что такое бескорыстная любовь?
  2. Всегда ли человек получает то, чего он хочет?
  3. За что любят другого человека?
  4. Нужно ли требовать взаимности за то, что ты любишь?
  5. Мой любимый (любимая) – это моя собственность?
  6. Можно ли заставить себя полюбить? Заслужить любовь?
  7. Нужно ли платить за то, что тебя любят?
  8. Если да, то - чем платить? Если нет – почему нет?
  9. Почему нельзя обижать чувства человека?

Если объект влюбленности – вожатый, что делать?

  1. Помнить: Вы в ответе за всех, кого приручили
  2. Держать возрастную дистанцию, это - РЕБЕНОК, а вы- ВЗРОСЛЫЙ
  3. Принять чувства ребенка с уважением – и КАК ДОЛЖНОЕ (да, я достоин любви, и меня многие любят, ведь я хороший человек)
  4. Не позволять «вешаться» на себя, если это вам неприятно, дистанцию тактильного общения устанавливаете вы.
  5. Четко установить границы – я не твоя собственность, я уважаю твои чувства, но никаких прав на меня у тебя нет.
  6. «ДАТЬ ПИНОК» (психологический): Объяснить: «ты для меня еще маленькая/маленький, и я воспринимаю тебя только как ребенка, у меня уже есть взрослая девушка/парень, есть любимый человек. Когда ты подрастешь, у тебя тоже будет любимая/любимый подходящего возраста»
  7. Помнить об ответственности (и о возможности провокации или мести, обвинение в педофилии- это крайне серьезно)
  8. У вожатого не должно быть явных любимчиков, нельзя провоцировать ревность. Высший пилотаж – если каждый ребенок считает, что именно он - любимчик, но это – наша с тобой тайна!
  9. Говорить на языке «Я сообщения» о своих чувствах в связи с поведением ребенка– мне нравится (мне не нравится), когда ты…

Обсудить с участниками каждый пункт, привести примеры

5.2. Агрессивный ребёнок  Основная причина детской агрессии – это неудовлетворенная потребность в любви  Причины детской агрессии бывают самыми разными, от недостатка внимания до жажды власти. Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется

Портрет агрессивного ребенка

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его

Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти проявления детской агрессивности уступают место более спокойным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Дети-агрессоры бывают разными: клоуны, деды и садисты. Различаются по частоте и жесткости агрессивных действий, а также по своим психологическим характеристикам: по уровню интеллекта, произвольности поведения, своему статусу в группе сверстников

Клоуны - посмотрите на меня!!! Ребёнок чувствует себя клоуном на арене. Агрессия – это средство привлечения внимания, импульсивная, ситуативная,не отличается особой жестокостью, и быстро сменяется готовностью к сотрудничеству. Низкий статус в группе сверстников — клоунов либо не замечают и не принимают в серьёз, либо избегают, они всех раздражают. Ярко выражают агрессивные эмоции: кричат, ругаются,   разбрасывают вещи, при получении эмоционального отклика успокаиваются. Как правило, отличаются низким уровнем интеллекта, общего и социального, низким уровнем игровой деятельности и произвольного поведения.

Как взаимодействовать с агрессором-клоуном? Обсудить с участниками, привести примеры

Агрессоры-деды (авторитеты) -  используют агрессию как норму поведения в общении со сверстниками, демонстрируют обычно физическую силу. Агрессивные действия целенаправленные - средство достижения конкретной цели. Положительные эмоции испытывают после достижения нужного результата,  а не в момент агрессивных действий. В любой деятельности стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. Пользуются популярностью в группе сверстников, некоторые выходят на положение «лидеров». Игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. Как правило, у них  высокий уровень интеллекта, хорошие организаторские способности, умение организовать игру, высокий уровень развития ролевой игры, высокий социальный статус в группе сверстников. Хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки.

Как взаимодействовать с таким агрессором? Обсудить с участниками, привести примеры

Дети агрессоры – садисты.  Истязание других (детей или игрушек) приносит им своеобразное удовольствие. Самый тяжёлый вариант детской агрессивности (5—7 % детей). Нанесение вреда другому выступает как самоцель. Испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием, причём безо всякой видимой цели, прямая физическая агрессия. Выбирают одну-две постоянных жертвы (более слабых детей). Чувства вины или раскаяния совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируют. На упрёки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю».  Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчёт. Характерна мстительность и злопамятность, во всем видят угрозу и посягательство на свои права. Обычно имеют средние показатели интеллекта; произвольное поведение соответствует возрастным нормам;  низкий социальный статус в группе сверстников (их боятся и избегают); содержание игр часто агрессивного характера –  игроки дерутся, мучают или убивают друг друга.

Что делать? Жестко пресекать агрессию вплоть до удаления из лагеря - поведение такого ребенка угрожает безопасности детей

Обсудить с участниками, привести примеры 

5.3. Преступление и наказание

Сначала казнь! Потом приговор!               «Алиса в стране чудес», Л. Кэррол

Тише ты, железная лапа, -  мурлыкнула большая кошка, - Он же всего лишь человеческий детеныш!                       Багира, «Книга Джунглей» Р. Киплинг

Детей нельзя наказывать и, самое главное, не стоит наказывать. Лучше всего, когда воспитательным моментом является только угроза наказания, а до наказания не доходит

Как нельзя наказывать детей НИКОГДА:

  • Нельзя наказывать едой
  • Рукоприкладством

Как нежелательно наказывать детей:    

  • Спортом (к нему нужно приучать, и есть ОВЗ)
  • Трудом (внушать, что труд – это наказание)
  • Купанием (лишением купания)
  • Наносить  психологическую  травму
  • Сном (лишением сна, а уложить спать можно)
  • Лишением мероприятия (для чего и для кого мероприятия? чтобы ребенок сидел в запертой комнате? )

В каких случаях и какие наказания  допустимы? Обсудить с участниками, привести примеры

Наказание –  это крайняя мера. Наказан отряд – наказан вожатый!!! Была свидетелем правдивости этого утверждения: лично наблюдала за страданиями вожатого, который наказал подростка лишением смотреть матча первенства по футболу - и был вынужден сам оставаться с ним в спальне, пока весь лагерь громко и эмоционально "болел"  в актовом зале - трансляцию перенесли через проектор на большой экран.

Наказывай только тогда, когда по-другому нельзя

  • Отсутствие наказания за осознанный проступок порождает вседозволенность
  • Ребенок должен бояться не наказания, а вашего огорчения
  • Если ребенок провинился случайно или не знал, что поступает плохо, не наказывать его!
  • Маленьких детей вообще наказывать не имеет смысла, им необходимо только все объяснять
  • Если вы обещали наказание, его надо исполнить – вожатый не бросает слов на ветер.
  • Если само ожидание наказания уже возымело действие - вы можете простить. Можно простить, но! это - личное одолжение, а не норма.

Общие принципы наказания:

-  Наказывать мгновенно и справедливо

-  Если сцепились двое, наказать обоих

-  Правильнее лишать приятного, чем делать плохое

-  Не навреди (здоровью и психике ребенка)

Эффективные способы  наказания

Лишение вожатской любви  (на определенное время).

Лучший друг вожатого (весь день провинившийся ходит вместе с вожатым и выполняет все его функции, как дублер, но без права командовать другими)

Объяснительная записка (начальнику лагеря, и ребенку не нужно знать, что она останется в вашей папке и до начальника лагеря не дойдет).

Отбой на час раньше (или - сон в тихий час вместо того, чтобы читать книги)

Помывка рук (20 мин – и все спокойны)

Доброе дело (для группы провинившихся придумать доброе дело)

Перевести наказание в игру (например, «похороны шишек», которыми ребята обстреливали друг друга в спальне )

Занимательное чтение вслух (провинившийся читает вслух для других ребят)

Написать сочинение-размышление  на тему своего поведения

Написать письмо о своем поведении (маме, папе и др. – отсылать не стоит, но об этом провинившийся должен попросить сам)

Написать письмо маме (на той  самой лексике…см. примечание выше)

Ваши варианты?

Обсудить с участниками, привести примеры

5.4.  В отряде ребенок в стрессовом состоянии (особенно если это "плачущий ребенок"

Симптомы стресса у детей в лагере. Стресс возникает под влиянием внешних воздействий, которые имеют место в жизни как взрослых, так и детей. Дети чувствительнее взрослых, а опыта справляться со своими эмоциями, еще нет. У детей, впервые приехавших в лагерь, расставание с родителями может стать серьезным стрессом. Поэтому очень важно отслеживать признаки стресса у детей и принимать меры профилактики стресса, быть внимательным к детям в своем отряде.

Признаки стресса у детей:

  • перепады настроения;
  • нарушения сна;
  • ночное недержание мочи;
  • физический дискомфорт, в том числе боли в животе и головные боли;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • ребенок становится замкнутым или много времени проводит в одиночестве, избегает контактов со сверстниками и взрослыми.

Дети младшего возраста могут приобретать новые привычки, например, грызть ногти или некоторые предметы, сосать пальцы, накручивать волосы на палец или нос, ковырять в носу, кусать губы, плакать по ночам…

Старшие дети и подростки могут начать лгать, запугивать или бросать вызов всем окружающим, в том числе и вожатому, и администрации лагеря. Обращение к ним с обычными вопросами и просьбами вызывает неадекватную, часто агрессивную реакцию. У ребенка со стрессом могут быть кошмары и страхи (боязнь оставаться одному), суетливость, а также неадекватная реакция на самые незначительные проблемы. Стресс проявляется как в отстраненности и заторможенности, так и в излишней суетливости, ребенок или подросток может выглядеть и тихим, спокойным, замкнутым и отстраненным, и проблемным  задирой и бунтарём, сознательно провоцирующим конфликты. 

Признаки стресса у младших детей: Часто плачет, «глаза на мокром месте». Недоверчивость. Жалобы относительно головных болей, болей в животе. Чувство, что тебя не любят. Отсутствие аппетита. Проблемы со сном. Потребность часто ходить   в туалет. Замкнутость, уход в себя. Равнодушное отношение к сверстникам и взрослым, к делам отряда. Переживания расставания с домом, с родителями.

Признаки стресса у подростков от 10-12 лет и старше: Злость. Потеря иллюзий. Недоверие ко всему миру. Низкая самооценка. Головные боли и боли в желудке. Замыкание в себе, равнодушие к жизни лагеря. Бунтарское поведение.

Как вожатый может помочь ребятам справиться со стрессом?

  1. Давайте выход эмоциям ребят, покажите безопасные способы проявления эмоций, организуйте игры, помогающие «выпустить пар».
  2. Решайте проблему вместе: важно наладить доверительный контакт, поговорить и выяснить, что именно тревожит, обсудить, чем и как можно помочь. Иногда важно просто побыть рядом: я вижу тебя, слышу тебя, понимаю тебя, верю в тебя, мы справимся вместе, я с тобой.
  3. Компенсируйте эмоциональные нагрузки ребят релаксационными моментами. Например, вечерние «свечки» с обсуждением событий дня, а читать на ночь сказки (не страшилки!) полезно даже подросткам.
  4. Соблюдайте режим дня, тихий час, отбой.
  5. Прививайте уверенность в себе
  6. Помогайте расслабиться, научите ребят простейшим приемам релаксации.
  7. Создавайте зону эмоционального комфорта.
  8. Создавайте для каждого ребенка ситуацию успеха.

Техники самопомощи при стрессе ориентированы на устранение мышечных зажимов и регуляцию дыхания, на работу с эмоциями через тело, дыхание.

Устранение  мышечных  зажимов: любая негативная эмоция вызывает сокращение определенной группы мышц, так называемый мышечный зажим – остаточные явления напряжения из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний.  Существуют методики расслабления, релаксации, медитации, аутогенных тренировок.Релаксация – это расслабление.

Важно соблюдать три правила:

1)  перед расслаблением необходимо напрячь мышцы (вдох – и медленное напряжение мышц)

2) напряжение выполняем плавно, а расслабление быстро, на контрасте (задержка дыхания – и максимальное напряжение)

3) напряжение выполнять на вдохе, а расслабление на выдохе (выдох – расслабление мышцы или группы мышц)

Упражнение «кипящий чайник»: Встать, и на медленном вздохе поочередно напрягать изо всех сил мышцы, начиная с пальцев ног, стоп, щиколоток, голени…  вплоть до шеи и головы. Затем с быстрым резким выдохом расслабиться. Повторить несколько раз.

Упражнение «Ладошки» (из арсенала дыхательной гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой).  Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза «экстрасенса». Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одно­временно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или рот. В это время кулачки разжимаем. Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем. Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха. Важно не думать о выдохе. Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпускать «отработанный» воздух… 4 коротких шумных вдоха носом…4 пассивных выдоха…  пауза… отдых 3-4 сек… Всего: 24 раза по 4 коротких шумных вдоха - движения.

Упражнение «Разнообразие дыхания». При выполнении повышается тонус, улучшается настроение, появляется уверенность, спокойствие, легкость переключения и т. д.

1) Можно выдыхать медленно-медленно.

2) Можно спокойно вдохнуть и выдохнуть очень быстро. Отслеживаем возникающие ощущения.

3) Спокойный вдох - выдох через нос прерывисто, с маленькими задержками. 4) Так же, но вдох-выдох через рот.

5) Вдох спокойный, а выдох - медленно, губы трубочкой, с надуванием щек, со свистом, с одновременным верчением головой.

6) Начало выдоха резкое, середина плавная, а завершение – как вам хочется.

На протяжении всего упражнения наблюдаем за своим состоянием.

7) Дыхание с паузами: вдох – задержка дыхания на счет 1-2-3-4 – выдох медленнее, чем вдох – пауза 1-2-3-4 – вдох – пауза – медленный выдох-пауза

6. Конструктивная лексика вожатого   Вожатому важно уметь договариваться с детьми, важно также показывать примеры конструктивной коммуникации. Наиболее простым вариантом бесконфликтной коммуникации для детей является использование Принципа Буратино: в начале похвали человека, и он будет готов тебя слышать, а потом скажи, что именно в его поведении тебе не нравится. 

Принцип Буратино:Ты хороший, ты Буратино, но сейчас поступаешь как  Карабас-Барабас!

Сложнее, но гораздо эффективнее использовать принципы Я-сообщения.

Я-сообщение:

когда –  необвинительное описание поведения,  поступка

я чувствую – мои чувства и переживания из-за этого

потому что – почему это поведение для меня проблема

и я хочу, чтобы - описание желаемого поведения/поступка

Вожатый, помни:

1. Мы в ответе за всех, кого приручили. 

2. Все в твоих руках.

7.Завершение занятия, ритуал прощания.

Конечно, тренинг наполняется реальными играми с ребятами, коммуникативными приемами и разбором реальных случаев из лагерной жизни в ролевых играх.
 


 


 


Просмотров: 483
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Воспитание детей. Стоит ли наказывать непослушных детей и трудных подростков?
  • Я только ради детей с бывшей женой тебе изменяю! Но только тебя люблю!
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Как неэффективные меры наказания приводят к нарушению поведения у детей.
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • Советы мамы бесят взрослых детей. А дети точно взрослые?
  • Можно ли наказывать детей?
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Может ли развод родителей привести к психологической травме детей?
  • Стоит ли наказывать детей и как это делать
  • Мы взрослые, можем научить детей сотрудничеству, если они не имеют такого опыта
  • В друг друге мы любим только наших внутренних детей!
  • Меня тошнит от тебя. Про детей и взрослых.
  • Как не обижаться на родителей, если они любят одного из детей больше?
  • Нарушение потребности в безопасности как источник "проблемного" поведения детей
  • Дети и перфекционизм взрослых: как уберечь детей от невроза
  • Я живу ради своих детей...."а мы тебя об этом не просили"...
  • "Казнить нельзя помиловать" - или как и за что ругать и наказывать детей?
  • Сказки только для детей.
  • Правила безопасности детей на улице. Простые правила как обезопасить ребенка от незнакомцев.
  • Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов
  • Я БУДУ ЖИТЬ ДЛЯ ТЕБЯ (Посвящается всем мамам, живущим ради своих детей)
  • Почему отцам после развода нельзя бросать своих детей?
  • Стоит ли сохранять брак только ради детей
  • Школа. Если я не буду на стороне своих детей, то кто останется с ними?
  • Заметки о работе с детьми. Детская психологическая травма (у детей и взрослых).
  • Причины, по которым дети бьют детей
  • Если Вы не научите этим навыкам своих детей.... Или как сэкономить на психологе
  • Как следует поощрять и как не следует наказывать детей дошкольного и младшего школьного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь