Отвергая себя

Вряд ли найдется человек, которому бы было все равно как к нему относятся окружающие. В большей или меньшей степени каждого волнует, как же нас воспринимают другие. Я буду писать про тех, кому мнение других не просто важно, а является подтверждением того, что, если меня видят, значит я есть. Это как у Декарта: «Я мыслю-значит существую». Только в нашем случае это звучит так: «Другой меня замечает, значит я буду жить». Именно так.

На сознательном уровне у таких людей, конечно, все воспринимается не так катастрофично. Но на подсознательном уровне связь с другим воспринимается как гарантия своего существования. То есть такие люди живут, ни много ни мало, с неосознаваемым страхом своей смерти каждый день. В теории объектных отношений хорошо описана роль первичного объекта для младенца, с кем устанавливаются взаимоотношения. Именно этот значимый объект, как правило мать, является той, кто призван удовлетворять все необходимые потребности для выживания и полноценного функционирования ребенка. В зависимости от того какие потребности и в какой степени были не удовлетворены, в дальнейшем, ставший взрослым, человек подсознательно будет стремится к их до-удовлетворению.


Я сейчас не буду подробно останавливаться на тех, у кого были не удовлетворены потребности в заботе и принятии. О них написано много статей. Скажу лишь, что их основной проблемой является неосознаваемое убеждение в том, что им рядом нужен сильный и надежный партнер, который бы о них заботился и давал им тепло и любовь. Такие «выросшие дети» устанавливают взаимоотношения, где, пренебрегая своими желаниями, они соглашаются на заранее невыгодные предложения, смеются вместе со всеми, когда им не смешно, соглашаются заниматься сексом, когда им не хочется и почти не осознают, ставшее привычным, телесное напряжение. Все это ради того, чтобы сохранять контакт с другим любой ценой.

Я хочу подробнее остановиться на тех, у кого не были насыщены потребности в уважении и значимости. Их еще называют нарциссически организованные личности. 
Главной характеристикой таких людей будет склонность к неудовлетворенности собой, выражающаяся в самоотвержении, ощущение себя никчемными и недостойными. Формирование такого отношение к себе стало следствием того, что во взаимоотношениях с матерью, ребенок не получал подтверждения своей нужности, ценности и ему не показывали, что его уважают и принимают таким, какой он есть. Вместо этого, он слышал условия, выполняя которые, он мог рассчитывать на любовь.

Часто перед таким ребенком ставились задачи без учета его реальных возможностей, и он вынужден был достигать тех вершин ожиданий, которые ставил перед ним родитель. Настоящая личность ребенка при этом игнорировалась. Ведущим чувством поэтому, фоном сопровождающим все существование такой личности, выступает стыд. Стыд обнаружения себя таким, какой я есть на самом деле. Привыкший показываться только теми частями себя, которыми восхищаются, такой ребенок становится глубоко уверен в том, что остальные неидеальные стороны его личности достойны презрения.

Так формируется «ложное Я», фасадная личность человека, которая спасает его от соприкосновения с собой ничтожным. Этого соприкосновения он боится больше всего на свете. Потому что, презирая и отвергая глубоко запрятанного «себя настоящего», его личность распадается, и он чувствует холодную пустоту смерти, ведь «настоящего себя» он отверг, так же как когда-то это сделали с ним его самые значимые люди. И больше нет никого, кто бы принимал и поддерживал его право быть.

Спасаться от этой пустоты он научился разными способами. Имея не насыщаемую потребность в подтверждении своей значимости и в получении уважения, такой человек зачастую с головой погружается в работу, где достигает высоких результатов, ощущая свою грандиозность, но не может остановиться, чтобы дать себе отдохнуть. Жизнь такого человека похожа на постоянные качели, возносящие его то на вершину ощущения себя звездой, то низвергая его в полюс ничтожности, где он себя презирает. Ведь его достижения - это единственное, за что он может ухватиться, чтобы не ощущать себя ничтожным.

Виктор Франкл хорошо описал их поведение термином «невроз выходного дня». Когда человек на столько загружает себя работой в течение недели, чтобы у него не было времени остановиться и почувствовать, что без работы он никто. Такие люди ненавидят выходные и праздники, где нет работы, поэтому им нужно все время куда-то бежать, чтобы не остаться наедине с самими собой.

Еще одним любимым способом не столкнуться с внутренней пустотой является опережающее отвержение. Проецируя на других свой страх отвержения, они везде и во всех «видят» попытку их отвергнуть. Почувствовав страх самим попасть в отвержение, они отвергают всех первыми, демонстрируя другим свою незаинтересованность в дальнейшем общении.

Похожей тактикой взаимодействия с другими является обесценивание. Боясь почувствовать свою ничтожность, люди с травмой отвержения, опускают ценность другого, чтобы возвеличить свою собственную. «Чем ничтожней другой, тем грандиозней, а значит неуязвимей я»,- таков их девиз.

Наряду со стыдом, еще одним сопровождающим чувством у таких людей является ярость. В своей основе ярость -это реакция на сильную боль и сигнал о том, чтобы другие прекратили делать больно. Но когда сигнал подается, а другой его не только игнорирует и продолжает делать больно, но еще и запрещает ее выражать, угрожая разрывом отношений, то ярость сдерживается и трансформируется в ненависть к себе. И субъективно таким людям кажется, что если они хоть немного позволят себе ее проявить, то они разнесут все вокруг, не оставив камня на камне: так много им приходилось претерпевать сильную боль и так сильно хочется за себя отомстить.

Поэтому так неимоверно сложно и для них, и с ними устанавливать близкие и доверительные отношения. Близость для них сопряжена со страхом снова пережить опыт отвержения. 
Приходя на терапию, такие люди чувствуют себя очень уязвимыми и контакт с терапевтом долгое время как будто «висит на волоске», готовый в любую секунду оборваться. И поэтому терапевту понадобится очень много терпения и чуткости, чтобы успокаивать панический страх привязываться к другому. Еще понадобится много смелости, чтобы самому оставаться собой настоящим, рискуя попасть, и зачастую, попадая под обесценивание, но выдерживая его, оставаться в контакте, тем самым давая клиенту опыт принятия, а не отвержения. Именно в таких честных взаимоотношениях у клиента формируется ценность себя и способность быть и жить собой настоящим.



Просмотров: 226
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему мы не любим себя или сколько нужно зарабатывать, чтобы почувствовать себя профессионалом
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Ломать себя, чтобы самосохраниться или сохранить себя, чтобы не сломаться?
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Что делать или 5 шагов, чтобы изменить себя и свою жизнь?
  • Изменяться или принять себя таким, какой есть?
  • 9 способов научиться принимать себя таким, какой есть
  • Почему так страшно принимать себя таким, какой ты есть?
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Проблема лишнего веса не в весе, а в том, чтобы чувствовать себя собой
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Что значит - ПРИНЯТЬ СЕБЯ ТАКОЙ, КАКАЯ Я ЕСТЬ? (рассуждения молодой женщины)
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Опять залипла в непродуктивных отношениях, чтобы почувствовать себя живой
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Войти в тупик, чтобы наконец начать возвращать себе себя
  • Страх предъявить себя: я пишу, а значит - я есть
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Четыре условия, чтобы не ощущать себя "плохой матерью"
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Не сравнивая себя с другими, сравнивайте себя с собой прежними.
  • Как вести себя с подростком, чтобы сохранить с ним доверительные отношения?
  • Принять себя такого, какой ты есть
  • Отношение ко внешности: принять себя, значит иметь возможность изменить себя
  • В чем слушать себя, чтобы жить Счастливо и полноценно
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • Любить себя, чтобы быть стройной



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь