|
Расскажи мне сказку. Сторителлинг в работе с детьми и подростками. Часть 2.Автор статьи: Дарья Шутова
Чтобы потренироваться с детьми в сочинении сказочных историй и пробудить их воображение, бывает удобно использовать заранее приготовленные вами короткие "зарисовки", где есть какая-то интересная завязка и обязательно открытый финал, позволяющий участнику продолжить рассказ по-своему усмотрению, придумав дальше и развив уже собственный сюжет. В качестве примеров можно взять следующие заготовки. Находки для сюжетов. Таинственный сад. "Представь себе, что однажды ты отправляешься гулять по извилистым улочкам города и через какое-то время оказываешься на совершенно незнакомой улице, где вдоль тротуара тянется высокая стена из старого, временами потрескавшегося кирпича, увитая плющом. Ты подходишь к ней поближе и проводишь ладонью по шершавому кирпичу, а потом вдруг замечаешь небольшую узенькую деревянную калитку в стене. Она слегка приоткрыта и тихонечко поскрипывает на ветру. Ты осторожно заглядываешь сквозь приоткрытую калитку и видишь заброшенный таинственный сад, в котором шумят травы и цветы. Твоё любопытство берет верх и ты заходишь внутрь сада... Опиши, что ты там увидел? Как тебе было гулять в заброшенном саду? Какие эмоции и ощущения ты испытывал? Что было потом? Если захочешь, то нарисуй картинку к своей истории" Магазинчик волшебных предметов. Однажды тебе снится сон, что ты отправился в магазин за продуктами, а попал на самом деле в магазин настоящего волшебника, где на полках стоят разноцветные склянки с необычными снадобьями, а на плече продавца сидит большой филин, который каждый час говорит несколько раз "Угу-угу-угу", обозначая нужное время. Продавец улыбается тебе и предлагает выбрать у него в магазине любой волшебный предмет, который тебе понравится... Расскажи, что ты решил выбрать в магазине волшебника и почему? Как ты себя чувствовал, оказавшись в таком необычном месте? Что происходило с тобой в этой истории дальше? Пригодился ли тебе волшебный предмет? Если захочешь, то нарисуй картинку к своей истории". Старинный сундук. "Летом ты приезжаешь в гости к своим друзьям, которые решили провести его за городом в старом деревенском доме. Вы решаете осмотреть дом более внимательно и поднимаетесь по деревянной лестнице на чердак. Там темно, немного душно и пыльно. Вы включаете фонарик, чтобы осмотреться и замечаете, что в углу под тряпками стоит небольшой старинный сундук. Вы с трудом поднимаете его тяжёлую крышку на заржавевших петлях и обнаруживаете внутри... Расскажи, что было дальше в этой истории? Что лежало в сундуке? Как вы поступили с тем, что там нашли? Что почувствовал ты и твои друзья, когда заглянули в сундук? Если захочешь, то нарисуй картинку к своей истории". Если бы я превратился в какого-то зверя. "Однажды утром ты проснулся и почувствовал, что что-то изменилось, но что именно - было не очень понятно. Тогда ты решил, что нужно как обычно встать и пойти умыться, а потом позавтракать. Но когда ты вытащил руку из-под одеяла, то заметил, что она вся покрыта шерстью и у тебя выросли острые когти. Ты захотел потереть глаза, чтобы убедиться, что это не сон, но почувствовал, что твоё лицо тоже покрыто мехом, уши теперь расположены на самой голове, а не по бокам, нос слегка влажный и запахи ты теперь чувствуешь гораздо лучше, чем раньше, слышишь за окном мельчайшие шорохи и обладаешь острыми клыками, а ещё ты очень проголодался! И только сейчас ты постепенно понял, что превратился ночью в какого-то зверя. Тогда ты решил выскочить из кровати и посмотреть на себя в зеркало. Ты подошёл к нему и увидел... Расскажи, что происходило в твоей истории дальше? В какое животное ты превратился? Что было делать удобнее, а что менее, когда ты стал каким-то животным? Чем ты занимался? Кто помог тебя расколдовать в конце? Если захочешь, то нарисуй картинку к своей истории". "Свободные ассоциации". Чтобы помочь участникам придумывать истории с необычным поворотом сюжета и вдохновить на творчество, можно вместе с детьми сыграть в "свободные ассоциации": нарезать как можно больше карточек из плотной бумаги или картона, напечатав на них абсолютно любые слова, первыми приходящие вам в голову. Далее карточки легко рассортировать по следующим категориям: место и время действия, персонажи, характеристики персонажей, предметы волшебные и повседневные, действия, события, явления природы и многое другое, что вам покажется важным для создания историй. Во время игры дети могут вытягивать карточки из нужных им категорий, если затрудняются с придумыванием необходимых деталей. Другой вариант использования этих слов, когда каждый участник тянет наугад любые 5 - 10 карточек и на их основе сочиняет свой рассказ. Чем смешнее или необычнее он получится, тем лучше! Например, попробуйте написать небольшую историю, используя следующие слова: хижина, грустный, драка, чародей, потерять, ветер, кот, яблоко, петь, хитрый. Учителя русского языка и литературы смогут потренировать своих учеников, попросив их придумать, например, определённое количество глаголов, существительных, прилагательных и наречий. На уроках иностранного языка взрослые так же могут помочь детям в составлении предложений или знакомстве с новыми словами, тем более, что запоминать их с помощью коротких историй или сказок гораздо интереснее и легче. "Незаконченные предложения". Эта техника хорошо известна психологам в рамках психодиагностики по различным проективным тестам и методикам. Здесь подобный приём помогает запустить фантазию ребенка и служит основой для придумывания новых историй. Вам необходимо самим или вместе с детьми заранее придумать и записать на отдельных листах бумаги различные незаконченные предложения, а затем в произвольном порядке раздать их участникам или вытащить из стопки не глядя и попросить продолжить, записав внизу как можно больше ответов, приходящих в голову. Незаконченные предложения могут быть произвольными или относится к заданной теме, если вы хотите воспользоваться этим упражнением на школьных уроках. Получившийся список ответов, ассоциаций, слов или метафор в дальнейшем полезно напечатать на отдельных листах без использования первоначального предложения и обращаться к ним, как подсказкам для сочинения новых сказочных историй, если вдохновение не сразу приходит, или даже попробовать написать стихотворение. Так же полезно обсудить с детьми их ответы на незаконченные предложения: трудно или легко им было писать?; что вызвало, быть может, напряжение или дискомфорт?; какие чувства они испытывали в процессе?; какие образы представляли? Вот несколько примеров незаконченных предложений: Сторителлинг, творческие игры, упражнения и задания. "Загадки". Предложите детям выбрать по одному сказочному персонажу/ предмету/ явлению природы/ цвету/ животному/ растению/ действию/ чувству и так далее, но не называть это слово вслух (можно записать на бумажке, чтобы не забыть самому и спрятать ее в карман), а потом описать остальным участникам то, что ты загадал, таким образом, чтобы случайно не назвать сам предмет. Другие дети должны внимательно выслушать рассказ и попробовать разгадать загадку. Можно использовать таймер или песочные часы, чтобы играть на время, а так же ввести жетоны, например, красивые пуговицы или камушки, чтобы выбрать того, кто больше всех разгадает загадок, либо сочинит самую трудную/ захватывающую/ смешную загадку. Эта игра развивает не только воображение и речь, но и память, внимание, ассоциативное мышление. "Сделай коллаж и расскажи". Для этой игры вам понадобятся: различные иллюстрированные журналы, которые вам не жалко пустить в дело, клей, ножницы, а так же плотные листы картона или ватмана. Участники получают задание найти наиболее понравившиеся им картинки в журнале, вырезать их и наклеить на более плотную основу так, чтобы у каждого получилось от 10 до 15 карточек. Размер произвольный и вы можете его выбрать заранее сами. Из иллюстраций можно по-своему усмотрению делать коллажи на карточках, либо просто произвольно наклеивать понравившиеся ребёнку фрагменты картинок из журнала. Последний способ подходит для детей младшего возраста. После подготовки карточки перемешиваются и кладутся картинками вниз. Участники игры по очереди открывают по одной карточке, придумывая и рассказывая свою часть общей истории, продолжая с того момента, где остановился предыдущий игрок. История должна иметь начало, завязку и конец. Взрослый может в это время записывать получившееся повествование, а потом прочесть всем, какая история получилась. "Сундук сказочных историй". Взрослому заранее необходимо самому или вместе с детьми вырезать из большого листа картона и раскрасить плоскую форму, напоминающую сундук или же шкатулку, а так же нарезать из плотной цветной или белой бумаги карточки размером примерно 10х10 см. Затем группа детей придумывает ключевые сюжетные элементы для будущей истории, делает небольшую картинку и надпись (буквально одно слово или словосочетание) для каждого элемента на карточках, а потом раскладывает их поверх нарисованного "сундука" так, чтобы всем было их хорошо видно. В качестве сюжетных элементов могут выступать различные сказочные персонажи, люди, животные, события, места действия, предметы, пейзажи, погодные условия, черты характеры или эмоции и так далее. Каждый ребёнок может нарисовать от 3 до 7-10 карточек. Не обязательно помещать в "сундук" сразу все карточки. Когда дети решат, что убранных в "сундук" карточек уже достаточно для придумывания захватывающей и осмысленной истории, можно будет начать сочинять и записывать общими усилиями сказку, опираясь на имеющиеся карточки. Чтобы расширить возможности этого упражнения для школьных занятиях, учитель может в начале дать какую-то объединяющую тему для карточек, которую дети сейчас изучают, например, "Моя семья", "Любимый праздник" и другие. "Story cubes". Наверняка, многим из вас знакомы подобные кубики, продающиеся в магазинах настольных игр? Но гораздо интереснее изготовить их самим. Для этого вам понадобятся небольшие по размеру деревянные (можно использовать старые детские) или картонные кубики от 6 до 10 шт., способные уместиться в детской ладони, чтобы ребёнку было их удобно захватывать и кидать. На них можно нарисовать специальными тонкими фломастерами или же наклеить сверху различные символы, изображающие предметы, природные явления, людей, животных, сказочных существ, эмоции и вообще все что угодно, пришедшее вам в голову. Чтобы с помощью кубиков выпадали наиболее интересные комбинации, лучше всего сделать для каждой категории свой отдельный кубик, например, один только с персонажами, второй только с предметами, третий с событиями или местом действия и так далее. Тогда при бросании кубиков вы гарантированно получите для будущего сюжета все необходимые элементы. Как играть? Каждый участник по очереди бросает кубики и придумывает свою часть общего повествования так, чтобы фрагмент одного участника соединялся со следующим, пока у истории не появится начало, середина и конец. Наиболее интересные и удачные истории можно записывать и потом перечитывать вместе с детьми. "Волшебный мешочек". Будет здорово, если вместе с детьми вы сошьёте симпатичный мешочек, или же возьмёте уже готовый, и сложите различные мелкие предметы и игрушки: камушки, стеклянные шарики, пёрышки, шишки, фигурки из киндер-сюрприза, монетки, пластмассовых солдатиков или же животных и так далее. Затем каждый из игроков может достать, не глядя, один или несколько любых предметов, чтобы на их основе сочинить свою собственную историю или же групповую. В первом случае игроки могут записать для начала придуманные истории на бумаге, а потом зачитать их друг другу. Такой мешочек удобно брать с собой в поездки, чтобы отвлечь ребёнка. Педагоги могут в соответствии с темой урока подобрать игрушки или предметы, относящиеся к определённой категории, например, к теме "осень", или "новый год", или "море". "Истории с помощью разноцветных магнитиков". Эта игра помогает детям визуализировать детали будущей истории, научиться составлять план и сформировать пространственно-временные представления. Что вам понадобится? Различные небольшие разноцветные картинки, вырезанные из журналов, открыток или пособий (их можно заламинировать), плоские магниты, клей, магнитная доска. Картинки приклеиваются к магнитам и таким образом позволяют их перемещать в любой последовательности на пространстве доски. Ход игры можно организовать следующим образом: первый участник выбирает один магнит для себя и начинает рассказ, а потом прикрепляет ещё один магнит для следующего участника, так повествование идёт по кругу, пока все игроки не примут участие или история не примет завершенную форму. Играть можно по-разному, например, в свободной форме или придумать свои правила. Учителя могут создавать магниты с картинками на заданную тему в соответствии с целью и содержанием урока, например, собрать коллекцию магнитов "насекомые" по биологии, или "Средние века" по истории. "Поменяйся местами". Подобный приём используют в драматургии и психологии, особенно он будет полезен в работе детского психотерапевта, так как позволяет автору истории присвоить себе какие-то важные части своей личности, чувства, ценности и по-новому взглянуть на ситуацию, переосмыслить ее. После того, как ребёнок уже сочинил свою историю, вы можете предложить ему рассказать ее заново от лица других действующих персонажей, предметов или даже явлений природы, появляющихся в повествовании. Инструкция может звучать примерно так:"А теперь расскажи, пожалуйста, историю, как если бы ты был... (цветком в том волшебном саду/ могучим ветром/ спящей кошкой/ злым приведение) и мог говорить о случившемся! Что ты видел, ощущал, слышал, чувствовал или делал?". "Картинки на камушках". Это творческое задание, во время которого взрослый вместе с детьми вырезает из кусочков цветной бумаги, журналов или лоскутов ткани небольшие фрагменты, создавая при помощи них и клея ПВА на плоской гальке картинки с изображением различных предметов, персонажей, явлений живой и неживой природы и прочее для будущих сказочных историй. По сути это работа в технике декупаж, а получившиеся арт-объекты напоминают по своей функции "story cubes". Когда клей высохнет, камушки лучше всего сложить в специальный мешочек, а потом доставать по очереди, чтобы использовать то, что на них изображено в своей истории. "Знакомые истории шиворот-навыворот". Попробуйте взять известную сказку и пересказать ее в другом жанре, предварительно обсудив с детьми на примерах художественной литературы и киноискусства, какие существуют жанры: комедия, трагедия, триллер, драма и мелодрама, фантастика, вестерн, боевик, детектив, фантасмагория и другие. Например, можно предложить детям в качестве разминки, переписать известную всем сказку "Репка" в жанре триллера или фантастики. Если вы устраиваете праздник или работаете с детской группой, то попросите участников разбиться на несколько команд, дав им задание разыграть одну общую сказку в различных жанрах и потом показать ее остальным зрителям. Или вы можете давать участникам сказки для инсценировок в тайне от остальных команд, а после просмотра небольшого выступления они должны будут угадать, какая сказка была перед ними разыграна в новом жанре. Ещё один вариант игры - пересказать какую-либо сказку, используя полные противоположности относительно ее структуры и компонентов: времени (прошлое заменить на будущее), места действия (не замок Снежной Королевы, а пустыня), персонажей (не деревянный человечек Буратино, а, допустим, стеклянный) основного сказочного конфликта, событий и так далее. Интересно будет увидеть как эти изменения повлияют на творческие идеи и новое развитие старого привычного сюжета. "Кукольный театр". Театр позволяет разнообразить сторителлинг, дополнив его с помощью кукол или игрушек, которые можно всегда найти в детской комнате или сшить вместе с ребёнком. Истории, сочиненные детьми, интересно не только рассказывать слушателям или перечитывать, но и разыгрывать с помощью кукол. С детьми помладше персонажей для сказки лучше всего сделать из плотной бумаги и картона, прикрепив для удобства палочки, чтобы детям было комфортно их держать и показывать во время представления. Старшие ребята способны под руководством взрослых смастерить кукол из старых перчаток и носков, пуговиц, ленточек, шерстяных ниток или же сшить их из цветного фетра и ткани. Куклы могут быть не только перчаточными, но и марионеточными, либо пальчиковыми. В качестве сцены для кукол подойдёт задекорированный платками стол, либо картонная коробка, в которой вырезано специальное отверстие в центре. Кукольный театр можно показывать так же с помощью теневых фигур и настольной ширмы с лампой. Подобные кукольные представления порадуют всех участников процесса во время детского дня рождения или праздника не зависимо от их возраста. Когда у вас появится достаточный набор самодельных кукол, предложите детям выбрать понравившуюся им игрушку, придумать ей имя и сочинить историю с ее участием, а потом рассказать эту историю в настоящем времени от первого лица, как если бы кукла умела говорить и сама являлась непосредственным рассказчиком. Младшие дети с удовольствием включатся в эту игру, так как часто сами фантазируют о том, что игрушки по ночам оживают, двигаются, общаются между собой и даже хулиганят. Используя перчаточные, пальчиковые или марионеточные куклы, вы сможете разыгрывать свои истории и у вас получится отличный домашний кукольный театр для весёлой детской компании! "Клуб путешественников". Основная идея этой игры заключается в создании ребёнком или всей семьёй "карточек-воспоминаний" о приятных совместных путешествиях или значимых событиях в жизни ребёнка, которые будут их иллюстрировать и помогать пересказывать друзьям и близким, как вы провели летние или зимние каникулы, семейные праздники и многое другое. Карточки можно нарисовать от руки, либо сделать коллаж из фотографий и вырезок из различных журналов, снабдив их небольшими комментариями, например:"Когда мы приехали на море, то в первый день был сильный шторм", или "Больше всего мне понравился земляничный торт, который для меня испекла мама на даче!". Так же можно сшить "волшебный мешочек", в котором будут храниться памятные вещицы из семейных поездок: ракушки, камушки, шишки, монетки, браслетики, обертки от конфет, старые билетики и многое другое. Ребёнок будет их доставать, трогать, рассматривать и строить свой рассказ со зрительной опорой на эти предметы. Если вы создали несколько наборов таких карточек к разным семейным событиям или путешествиям, то попробуйте их перемешать и предложить ребёнку снова разложить на две стопки в соответствии с подходящим событием. Кроме того, эти карточки станут прекрасной основой для придумывания новых историй о каких-нибудь фантастических путешествиях, в которых вы или дети хотели бы побывать. Педагогам "карточки-воспоминания" пригодятся на уроках, помогая детям учиться строить пересказ и делиться в игровой форме с одноклассниками историями о том, как они провели каникулы. "Книга историй". Смастерите вместе с детьми собственные книжки или дневники для записи историй и сказок. Такие поделки могут стать хорошим подарком кому-то из друзей или близких. Подумайте о формате будущей книжки (альбомная или стандартная, большая или маленькая), нарежьте белые или цветные листы, а так же картон или крафт бумагу в соответствии с нужными вам параметрами, соедините их стопкой и сшейте с помощью толстой иголки, а затем украсьте наклейками, обрезками красивой бумаги, блёстками и другими понравившимися вам материалами, либо разрисуйте обложку фломастерами и ручками по своему вкусу. Большой выбор всего необходимого для декорирования "книги историй" вы найдёте в отделах по скрапбукингу. Кроме того, наличие такой замечательной книжки, сделанной вручную, будет поощрять юных рассказчиков совершенствовать свои графические навыки при самостоятельной записи историй. Этот блокнот можно использовать и как дневник для фиксирования значимых событий в жизни или необычных снов. "Сказочный город". Здесь вам вместе с детьми предстоит стать архитекторами или волшебниками (для тех, кто помладше) и создать свой собственный город вместе с различными улицами, зданиями, транспортом и автомагистралями, парками, водоемами и мостами, а так же сделать жителей и придумать название для самого города, а так же для основных объектов его инфраструктуры. Но город не обязательно должен быть реалистичным. Он может быть абсолютно фантастическим или сказочным, например, находиться под землёй и состоять из многочисленных ходов и пещер, которые населяют гномы, добывающие драгоценные камни. А лесные феи, крошечные эльфы и насекомые могут обитать в жилищах в форме грибов и цветов или располагаться все вместе на ветвях огромного дуба. В качестве материалов для изготовления домов вам подойдут плотные бумажные пакеты из-под молока или кефира, которые можно оклеить цветной бумагой и картоном или раскрасить гуашью, либо акрилом. Дома можно мастерить из пластиковых банок и бутылок, вырезав у них отверстия для будущих окошек и дверей, или же сделать плоскими, нарисовав их на картоне и украсив наклейками. Так же город и его жителей можно лепить из глины или пластилина, либо задействовать природный материал: веточки, камушки, листья, мох, каштаны и жёлуди, морские ракушки и прочее. После того как город будет построен предложите детям придумать истории о его жителях и событиях в нем происходящих, или о прошлом города, о том как он возник. Кто правит в этом городе? Какие обычаи и традиции города хранят его обитатели? Может быть в городе проводятся ежегодно какие-то необычные праздники? Другой вариант этой игры заключается в том, чтобы нарисовать или смастерить отдельный дом и его убранство, придумать семью, которая там проживает (людей, животных или каких-то фантастических существ), а затем сочинить про них историю и разыграть ее с помощью бумажных, вылепленных или сшитых вместе с ребёнком фигурок. В группе детей бывает интересно увидеть, как происходит взаимодействие между соседними домами, как общаются между собой члены одной семьи или жильцы разных домов. "Карта волшебной страны". Сочините вместе с детьми историю про сказочную страну, придумав ее название, природу и ландшафт с лесами, горами, пустынями, озёрами, реками и морями, жителей этой страны, города, в которых они живут, законы и обычаи, а так же важные события, разворачивающиеся в этой стране в текущий период времени. Затем попросите участников игры нарисовать на большом ватмане одну общую карту придуманной вами волшебной страны, либо предложите каждому проявить свою фантазию и создать отдельные карты, посмотрев и обсудив в конце получившиеся варианты и видение каждого. Может быть вы обнаружите похожие карты? А чем будут отличаться изображения одной и той же страны? Другой вариант этой игры заключается в том, что дети первым делом рисуют карты сказочного места, а потом на их основе пишут рассказы о своих волшебных странах. В качестве примера покажите детям иллюстрации и карту Дж. Р.Р. Толкина, которые он создал для своей трилогии "Властелин колец", а так же повести "Хоббит, или Туда и обратно". "Интервью со знаменитостью". Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни мечтал стать известным, популярным или выдающимся в какой-либо сфере, или же представлял себя на месте своего кумира, любимого персонажа из книг, фильмов или ТВ-шоу. В этой игре ребёнку или подростку предлагается стать "знаменитостью" и придти в гости к вам на теле- или радиостудию, чтобы дать интервью и рассказать о себе в вашей передаче. Придумайте вместе с детьми, как она будет называться? В роли ведущего помимо взрослого, могут выступить другие дети, заранее подготовив наиболее интересные вопросы для "гостя". Данная игра обладает терапевтическим эффектом, помогая неуверенным, с низкой самооценкой и тревожным детям, присвоить себе положительные качества выбранного персонажа, и побыть в центре внимания детского коллектива. Задача взрослого как можно более серьёзно и с большим интересом отнестись к "знаменитому гостю", помогая ему с помощью вопросов раскрыться, рассказать о себе и своих сильных качествах, а так же своём пути к успеху. Для игры вам пригодятся: микрофон (можно позаимствовать настоящий для караоке) и диктофон, чтобы делать аудио-записи, различные аксессуары и реквизит (ткани, платки, шляпы, очки, парики, краски для грима и прочее) для помощи в создании необходимого образа "знаменитости" или сказочного персонажа и вживания участника в роль. Многим детям нравится потом прослушивать собственное интервью и они могут просить у вас запись на память. Учителя иностранных языков через подобную игру помогут детям освоить новые слова и развить разговорную речь. "Вдохновение музыкой". Чтобы придумать историю или сказку иногда достаточно поймать определённое настроение, отпустить свою фантазию в свободный полет и почувствовать рождающиеся внутри образы. Помочь в этом способна музыка. Для начала подберите музыкальные записи (лучше начать с классической музыки), которые передают слушателям различные эмоции и переживания. Послушайте с детьми какую-то короткую мелодию, а потом попросите сделать спонтанный рисунок или записать рассказ на основе тех чувств, образов и ассоциаций, которые вызвала у них музыка. Интересно будет сравнить у кого какие истории или образы рождаются в ответ на прослушивание одного и того же музыкального произведения. Можно пойти и обратным путём - попробовать вместе с детьми озвучить сказку или историю, которую они сочинили до этого, с помощью музыкально-шумовых инструментов, сочинив экспромтом для неё свой собственный саундтрек. "Живые истории вокруг нас". Часто детям хочется проявлять больше физической активности, двигаться, бегать, прыгать, исследуя окружающее пространство или природу. Поэтому данный способ поиска вдохновения для новых историй подойдёт как нельзя лучше. Отправляйтесь с детьми на прогулку за город или по интересным улочкам вашего города, либо в какие-то специальные места, как например зоопарк или планетарий. Перед этим дайте им задание найти и зарисовать в блокнотах, либо записать словами, или даже сфотографировать от 5 до 10 предметов/ людей/ животных/ природных явлений, которые привлекут их внимание. Когда прогулка закончится, предложите всем собраться вместе и по очереди рассказать сказочные истории, используя те предметы, которые ребёнок увидел или нашел во время экскурсии. "Правда или вымысел?". Эта игра наверняка известна многим ещё с детства. Участники по очереди рассказывают свои истории, а остальные игроки должны отгадать произошла ли эта история на самом деле, или нет. Играть можно на очки или фанты, а характер истории определять жребием, когда участники вытягивают, например, игральные карты: чёрная масть означает, что игроку нужно придумать вымышленную историю, а красная - правдивую. Тогда угадывающим легче будет проверить правильность своих ответов. "Весёлая чепуха". В этой игре взрослому потребуется заранее подготовить какой-нибудь забавный рассказ, специально оставив пропуски в тексте. Пропущены могут быть имена персонажей, прилагательные, глаголы и так далее. Задача участников - прочесть придуманную историю и самостоятельно заполнить пропуски, чтобы получилось как можно смешнее. В такую игру весело играть во время детских праздников, разбив участников на несколько команд и попросив их зачитать получившиеся у них варианты одной и той же истории, либо разных. "Тактильные истории". Для этой игры попросите детей в доме или на улице собрать в общую корзину различные предметы и материалы, интересные наощупь, например: шишки, камушки, ракушки, пуговицы, небольшие игрушки, нитки, кусочки ткани и так далее. Когда дети закончат поиски, сядьте вместе и рассмотрите, исследуйте все найденные трофеи. Предложите потом каждому ребенку по очереди угадать с закрытыми глазами один из предметов, потрогав его руками. Теперь откройте глаза и пусть все участники выберут по одному понравившемуся им предмету. Далее попробуйте сочинить по кругу общую историю, где каждый придумывает кусочек повествования, используя свой предмет. Такая сенсорная игра легко приобретает новый оттенок, если детям предложить найти предметы, которые звучат, имеют определённый цвет, форму, размер или текстуру. Взрослый может также заранее приготовить что-то съедобное (кусочки овощей и фруктов) или баночки с запахами (пищевыми или нет) и тогда придумывать с детьми "вкусные истории". "История на день рождения или ребёнок как главный герой сказочной истории". Данный приём хорошо использовать для дошкольников или младших школьников во время дня рождения. Основной рассказчик здесь - взрослый, однако можно попробовать привлечь к непосредственному участию и маленьких гостей, пришедших на праздник. Соберите детей в круг и начните своё повествование так, чтобы главным героем сказочной истории был именинник. В истории обязательно должен быть хэппи-энд, а чтобы эффект был более сказочным, можно заранее продумать и подготовить какой-то симпатичный сказочный предмет, которым в сказке ребенка одаряют волшебные помощники. Потом этот предмет вы сможете все вместе торжественно вручить ему наяву. Например, красивая диадема из фетра, расшитая бисером - прекрасный подарок от цветочных фей, или же мешочек с разноцветными камешками - сюрприз от гнома. Когда история будет рассказана, предложите всем детям нарисовать по своему желанию любые иллюстрации к услышанному рассказу, а потом сразу же соединить их в самодельную книгу и подарить имениннику. Главное, чтобы ваша история не была слишком долгой, иначе младшие дети могут устать ее слушать в силу своего возраста. Терапевтический потенциал этой игры подойдёт и для домашнего сочинения коротеньких историй, повествующих о каких-то эмоционально трудных ситуациях для ребёнка и о том, как с ними можно успешно справиться. Попробуйте сочинять терапевтические истории вместе с вашим ребёнком и делать к ним иллюстрации, а потом читать или пересказывать их в конце дня, либо перед сном, добавляя по желанию новые детали. Темами для таких историй могут служить, например, "дружба", "злость", "страхи", "грусть" и другие важные внешние или внутренние события в жизни детей. Если день рождения празднует ребёнок раннего или младшего дошкольного возраста, то для него можно сочинить историю с описанием повседневных событий праздничного дня, наполненную бытовыми деталями, происходящими в реальности, чтобы помочь справиться с волнением, перевозбуждением и большим количеством новых впечатлений, сделав благодаря этому ситуацию более предсказуемой и понятной. Эту историю хорошо рассказывать перед сном, чтобы ещё раз собрать воедино все яркие моменты завершившегося праздника. Например, история может звучать так:"Жил был в большом доме вместе с папой, мамой и котом Тишей маленький мальчик по имени Арсений. В семье все его часто называли, Арсюшей. В одно прекрасное утро он проснулся, выбрался из под тёплого одеяла и снял пижаму. Надел любимую футболку с корабликом и джинсы. Арсюша открыл дверь своей комнаты и увидел дорожку из золотых звёздочек, которая привела его прямиком на кухню к столу, где был накрыт завтрак. На его стуле лежал маленький свёрток, перевязанный зеленой ленточкой. Внутри оказалась очень красивая морская раковина, которая шумела и напоминала о море, если поднести ее к уху и внимательно послушать.
"Книга - главный помощник". Эта забавная игра напоминает всем известное "гадание" по книгам. Лучше всего, если вы выберите для неё какие-то наиболее динамичные и полные приключений произведения. Участник берет одну из предложенных вами книг, открывает ее с закрытыми глазами и наугад выбирает любой абзац или строку, зачитывает найденный фрагмент вслух, а затем использует его как начало или завязку для развития сюжета своей собственной сказочной истории. Для создания весёлой атмосферы в детской компании вы можете поиграть таким же способом в "вопросы и ответы", когда игроки задают вопрос водящему, а он ищет в книге ответ, произвольно тыкая пальцем в любое место на какой-либо странице. Так же вы можете придумать вместе с детьми забавные анкеты для своих друзей и близких, ответы на которые они будут по вашей просьбе искать в различных книгах (подойдут сборники стихов, энциклопедии, учебники, словари и любые справочники), а потом прочтут вам получившейся результат. "Истории на основе мировой живописи". Запаситесь различными художественными открытками, каталогами, журналами или распечатайте наиболее интересные репродукции на цветном принтере. Пусть каждый ребёнок возьмёт для себя одну или пару картин, внимательно рассмотрит их, а затем попробует сочинить свою историю, которая будет рассказывать слушателям о том, что произошло до или после событий, изображённых на картине. Самые маленькие участники игры могут для начала просто описывать, что они видят на картинке, а так же попытаться обсудить эмоции и ситуации, которые создал на своём полотне художник. После завершения рассказов или описаний вы можете кратко рассказать участникам о реальной истории появления той или иной художественной картины и основных периодах жизни ее автора. Будет здорово, если вы сходите вместе с детьми в музей, чтобы увидеть эти картины в подлиннике и поделитесь потом друг с другом своими впечатлениями. "Машина времени". Взрослый заранее запасается какими-то интересными или необычными предметами, например это могут быть старинные часы, фотографии прошлого века, монетки, найденные на берегу моря красивые раковины и камушки и так далее. Затем он приглашает детей отправиться вместе с ним в путешествие на "машине времени", выбрав по желанию прошлое или будущее, и просит всех поразмышлять: какое прошлое, возможно, скрывается за тем или иным предметом?; откуда взялся этот предмет?; кому он принадлежал?; в каких приключениях побывал и где?; что он "чувствует" и мог бы нам "рассказать", если бы обладал душой?; что ожидает этот предмет в будущем?; что могло бы с ним произойти? Каждый ребёнок выбирает понравившийся ему предмет и сочиняет историю о его прошлом, либо будущем, а потом рассказывает остальным участникам. Если вы хотите усложнить задачу, то предложите детям написать истории от первого лица, как если бы они сами стали этим предметом и умели разговаривать. Ещё один вариант этой игры - дети рисуют или лепят какие-либо предметы/ изобретения будущего, которых ещё нет, но им хотелось бы, чтобы они появились, а потом придумывают истории про них. "История по кругу". В этом простом упражнении история сочиняется сообща всей компанией детей. Первый игрок берет в руки мяч или какую-либо мягкую игрушку, или "волшебный камушек" и начинает своё повествование. В любой момент он может передать предмет в руки другого участника и тогда тот продолжит повествование. Таким образом, история путешествует по кругу до тех пор, пока игроки не будут довольны концовкой и не решат остановиться. Важно, чтобы участники учились не перебивать друг друга и говорить по очереди. Поэтому взрослому важно ввести основное правило игры:"Говорит только тот, у кого сейчас в руках есть волшебный предмет". Ведущий может записывать историю, а потом зачитать ее игрокам или включить прослушивание аудиозаписи. Если в правила игры добавить ограничение по времени, включив таймер, то появится больше динамики и азарта у игроков. "Рассказы по картинкам". Возможно, вы знакомы с игрой в "каракули"? Это один из ее вариантов: участники с закрытыми глазами рисуют размашистыми, свободными движениями каракули на листе бумаги, а потом обмениваются рисунками. Задача партнёра, взяв в руки другой цвет, дорисовать любые детали так, чтобы получился осмысленный образ. Дополнением здесь является необходимость придумать рассказ, включив в него созданный с помощью каракулей образ. Интересно так же будет попросить каждого из детей придумать свою собственную историю, показав им один и тот же рисунок "каракулей", либо серию таких изображений, а потом послушать, у кого какая история получилась. "Бесконечная история". В данном упражнении вам пригодятся различные карандаши, фломастеры или восковые мелки, а так же рулон бумаги или ненужных плотных обоев. В чем заключается суть игры? Каждый участник по очереди делает рисунок и рассказывает по нему сторию, а когда ход игры переходит к следующему ребёнку, то он должен придумать продолжение предыдущей истории, нарисовать его рядом и рассказать другим игрокам. Так по кругу рождается общая история с необычными поворотами сюжета и самодельными иллюстрациями. Взрослый может записывать групповую историю, а затем прочитать ее ребятам или включить прослушивание аудиозаписи, чтобы познакомиться с целостным замыслом и вспомнить все части получившейся истории. Придумывать общий рассказ можно до тех пор, пока запас фантазии участников не иссякнет. "Игра на время". Как придать сочинению историй большей динамичности и азарта, когда дети станут уже более уверенными рассказчиками? Попробуйте ввести такой показатель, как скорость: игрок должен успеть сочинить свою часть групповой истории за определённое время, пока ход не перешёл к другому участнику. Кроме того, детям нравится самим заводить таймер или переворачивать песочные часы, которые помогают сделать ход времени более наглядным. "Ожившие предметы или истории в стиле Андерсона". Ведущий с помощью "волшебной палочки" (изготавливается из подручных материалов и красиво декорируется) оживляет предметы и они становятся способными говорить на человеческом языке. Выбрав для себя любой предмет в окружающем пространстве, ведущий должен затем рассказать от его лица небольшую историю, а остальные участники игры в это время внимательно слушают ("Что расскажет нам старое бабушкино кресло, если мы его оживим?"). В роли "волшебника" выступают все желающие по очереди. Чтобы познакомить детей с подобным форматом сказок, можно предварительно почитать с ними, например, произведения Г.Х. Андерсона. "Вам письмо!". Предложите детям смастерить волшебный почтовый ящик из старой коробки, раскрасив его гуашью или обклеив красивой цветной бумагой. В него каждый желающий сможет опустить необычное письмо. Что же в нем необычного, спросите Вы? Дело в том, что в качестве послания участникам предоставляется на выбор несколько интересных вариантов, например, написать письмо своему кумиру (особенно актуально для подростков), или же известной исторической личности (здесь открывается простор для творчества во время уроков истории или на других школьных предметах), сказочному персонажу, себе самому в прошлое или будущее, обозначив определённый возраст, какой-то своей части тела, если часто болеет или повреждает ее, части личности или черте характера, которую человек принимает и особенно ценит, либо отвергает и недолюбливает, или волшебному помощнику/ мудрецу, обратившись к нему за советом в трудной ситуации. Вариантов существует множество и вы наверняка продолжите этот список, руководствуясь собственными задачами. В волшебный почтовый ящик приятно класть не только письма, но и маленькие записочки, сюрпризы, подарочки для учеников класса или членов семьи. "Детский театр". Истории, придуманные вместе с детьми, способны стать отличным сценарием для театральных постановок дома, в саду или школе, в которых будут участвовать не только взрослые, но и сами ребята. Декорации для театра можно изготовить вместе с детьми из подручных материалов: различных тканей и платков, фольги, прочного картона из-под бытовой техники, раскрасив их гуашью, фломастерами и цветным скотчем. Ткани пригодятся для оформления занавеса, на фоне которого будет разворачиваться театральное действо, а так же костюмов или ландшафта (озера, реки и моря, горы, лес, пещеры и многое другое). Из картона, покрашенного гуашью, получится остальная необходимая бутафория, например, мечи, волшебные предметы, интерьер дома или королевского дворца. Останется только нарисовать красочную афишу, подготовить билеты и пригласить зрителей! Во время антракта или после спектакля ребята могут угощать зрителей самодельным печеньем и соком. Литература: Друитт Э., Файнес-Клинтон К. Книга Дня Рождения. Праздник для всех. СПб., 2013. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб., 2006. Ламперт Р. Работа с детьми в гештальт-терапии. М., 2013 Ньюбургер Э. Банка с историями. М., 2016. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 2011. ----------------------------------------------------- Сайт: www.darpsy.com Записаться на психологическую консультацию или супервизию можно по тел.: +7(917)562-84-77. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|