|
Тревоги.11. Воля к открытости.Автор статьи: Александров Сергей Валерьевич
Продолжение. Начало: https://www.psyoffice.ru/article/136279/ В предыдущей статье описывая триады, я предложил такое понятие как "ответственность за открытость". Подумал что это несколько непонятное и кривое словосочетание, которое требует пояснений. С ответственностью за целостность все боле-мене ясно. Есть некие представления , образ, гештальт - как должно быть, или хотелось бы , чтобы было как-то. А значит соответственно есть понимание какие необходимо прикладывать усилия , чтобы этого достичь и сохранять. Человек понимает какая гармония, какие идеи, какие законы лежат в основе этой целостности и направляет свою волю на созидание этой целостности. Будь то семья, квартира, объект профессиональной деятельности или досуга. У человека , по мере возможностей и обстоятельств, есть для этого какие то ресурсы, власть, воля. Волю к целостности, можно по другому назвать стремлением к комфорту или даже в некоторых случаях гомеостазу. Сам человек, его родители , учителя, многие социальные институты создают человеку эти комфортные условия, в которых по сути удовлетворяются все мыслимые потребности. Кроме... И вдруг человек начинает задаваться вопросами, сомнениями, а своей ли жизнью он живет. Мечтать о чем то несбыточном, о какой то непонятной, в контексте целостностей, в которых он существует, свободе. Совершенно перестает ценить, тот комфорт , который он сам , или совместно с другими создавал. Переполняется какими то смутными тревогами, как мы выяснили ранее тревогой предопределенности. И вот его воля уже имеет совершенно другую направленности : с целостности она переключается на открытость. Человек из комфорта и определенности шагает в открытую неизвестность и неопределенность. Как сейчас любят говорить, выход из зоны комфорта. Эта открытость конечно не всегда так опасно, как выход в открытый космос. Но тем не менее это иногда выглядит необъяснимым. На мой взгляд это невозможно объяснить какими рациональными причинами. В этой воле к открытости человек как бы является сам единственной первопричиной этого поступка. Приходиться признать , что у человека есть потребность быть первопричиной . Эта неожиданная потребность , фактически противопоставляется всем остальным потребностям. В этом импульсе человек разрушает все связи с целостностями , которым он принадлежал, которые предопределяли его деятельность, его существование. Простор открыт - ничего святого. Таково чистое проявление воли к открытости. Это как карамазовское - все дозволено. Именно такой произвол лежит в основе этой свободы. И этот импульс останавливает только тревога неопределенности. Сломать бывает легко - построить сложнее. Это и есть диалектика этих тревог и свобод. Диалектика , которую часто человек ощущает как тревожащую амбивалентность. Так и живем. Продолжение следует. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|