Проблемы воспитания. Что делать?

О проблемах воспитания в последнее время написано множество книг и издано огромное количество статей. Однако эта сфера нашей жизни не перестает подкидывать нам все новые и новые вопросы. В последнее время все больше родителей стремится «идти в ногу со временем» в вопросах воспитания: изучают доступную литературу по интересующим вопросам, советуются со специалистами, обсуждают возникшие сложности. Но не думаю, что ситуация с воспитанием кардинально изменилась в лучшую сторону. Увы, трудностей меньше не стало, несмотря на большую доступность информации в современном мире. Почему же это происходит?

На мой взгляд, если воспитание, процесс естественный и постоянный, становится для взрослых людей проблемой, причина этому — в отношениях «ребенок — взрослый». Причем проблемы с воспитанием возникают у любого взрослого, постоянно контактирующего с ребенком, но имеющего нарушенную систему отношений и ним. Этим «страдают» не только родители, но и педагоги. Причем запрос к психологу звучит примерно одинаково и у родителей, и у педагогов. Если обобщить, запрос от взрослых будет таким: «с ребенком что-то не в порядке, измените его, поработайте с ним, сделайте с ним что-нибудь».

С точки зрения многих родителей и большинства педагогов, психолог – это некий человек, практически волшебник, которому можно привести на консультацию ребенка для его исправления, улучшения. Думаю, подобная ситуация знакома многим школьным психологам. Самое печальное, что педагоги действительно верят, что психолог занимается воспитанием трудных детей… И что еще печальнее, они ждут быстрых результатов такого «воспитания». Когда я начинаю работать с учителями в школе, да и с родителями, часто приходится прояснять, что психолог – не педагог, не воспитатель, воспитывать не будет, не инспектор по делам несовершеннолетних, пугать не станет. Делать ребенка удобным для учителей и родителей, увы, тоже не будет. А вот помочь взрослым по-другому посмотреть на того или иного ребенка, может. Может подсказать, как надо измениться учителю и родителю, чтобы в контакте с ними ребенок изменил свое поведение на более приемлемое. Реакция учителей на это не всегда однозначна. Есть специалисты, которые вполне лояльно относятся к такой тактике. И есть такие, которые реагируют словами «это что, Я должна делать????» Родители тоже реагируют неоднозначно. Некоторые  совершенно искренно не видят связи между поведением ребенка и своими действиями. Иногда получается донести до родителей информацию о моих профессиональных взглядах на проблемы их взаимоотношений с детьми, иногда – нет. И тогда вопрос у родителей остается «что с НИМ делать?» Такой же вопрос часто задают и педагоги. Хочется ответить всем сразу.

На мой взгляд, самым терапевтичным, исцеляющим в отношениях с детьми является принятие их особенностей и установление с ними доброжелательных доверительных отношений. В контакте со мной некоторые дети впервые получают опыт безусловного их принятия. Они впервые понимают, что их не будут переделывать, воспитывать, «улучшать», делать удобными для школы или родителей. «Пронося» свои особенности психологу, проговаривая их, ребенок снижает напряжение в собственной личности.  Результатом этого будет то, что в следующий раз такому ребенку не захочется проявляться в социуме неприемлемым способом.

Установление доверительных и доброжелательных отношений – отдельная тема. Я всегда рекомендую родителям и педагогам уделять этому не меньше внимания, чем успеваемости детей. Если ребенок доверяет родителям и педагогам, если в глубине своей души он считает их авторитетами, он пойдет за ними. Будет выполнять их рекомендации, их просьбы, будет слушать, слышать. Последовательное выстраивание отношений с ребенком – это большая работа взрослого. Однако не все взрослые готовы к ней. Воспитание с помощью наказаний, угроз – удобнее и быстрее. Но эти методы с каждым годом становятся все менее и менее эффективными в общении с современными детьми. А эффективные методы – это доверие, обозначение границ допустимого и любовь. Именно к этому я призываю взрослых, педагогов и родителей.



Просмотров: 110
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Что делать,если ребенок дерется. Рекомендации родителям и педагогам.
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • Ребенок не слушается, что делать? 3 золотые правила для родителей
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Все будет плохо. Катастрофизация и что с ней делать
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Все ваши воспоминания ЛОЖНЫ! Что с ними делать, если они мешают жить?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Стресс, что это и что с ним делать?
  • Ребенок обманывает родителей ради выгоды, что делать?
  • Это мое время. И мне решать, что с ним делать
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • “Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским/врачом/пожарным и точка!”
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • "Сделайте что-нибудь с ним", или мысли психолога о запросах родителей
  • Что делать, когда секс невозможен? Что делать, если у девушки вагинизм? Как устранить проблемы?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Что будет делать мой психотерапевт?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь