|
Проблемы воспитания. Что делать?Автор статьи: Кондукторова Ольга Евгеньевна
О проблемах воспитания в последнее время написано множество книг и издано огромное количество статей. Однако эта сфера нашей жизни не перестает подкидывать нам все новые и новые вопросы. В последнее время все больше родителей стремится «идти в ногу со временем» в вопросах воспитания: изучают доступную литературу по интересующим вопросам, советуются со специалистами, обсуждают возникшие сложности. Но не думаю, что ситуация с воспитанием кардинально изменилась в лучшую сторону. Увы, трудностей меньше не стало, несмотря на большую доступность информации в современном мире. Почему же это происходит? На мой взгляд, если воспитание, процесс естественный и постоянный, становится для взрослых людей проблемой, причина этому — в отношениях «ребенок — взрослый». Причем проблемы с воспитанием возникают у любого взрослого, постоянно контактирующего с ребенком, но имеющего нарушенную систему отношений и ним. Этим «страдают» не только родители, но и педагоги. Причем запрос к психологу звучит примерно одинаково и у родителей, и у педагогов. Если обобщить, запрос от взрослых будет таким: «с ребенком что-то не в порядке, измените его, поработайте с ним, сделайте с ним что-нибудь». С точки зрения многих родителей и большинства педагогов, психолог – это некий человек, практически волшебник, которому можно привести на консультацию ребенка для его исправления, улучшения. Думаю, подобная ситуация знакома многим школьным психологам. Самое печальное, что педагоги действительно верят, что психолог занимается воспитанием трудных детей… И что еще печальнее, они ждут быстрых результатов такого «воспитания». Когда я начинаю работать с учителями в школе, да и с родителями, часто приходится прояснять, что психолог – не педагог, не воспитатель, воспитывать не будет, не инспектор по делам несовершеннолетних, пугать не станет. Делать ребенка удобным для учителей и родителей, увы, тоже не будет. А вот помочь взрослым по-другому посмотреть на того или иного ребенка, может. Может подсказать, как надо измениться учителю и родителю, чтобы в контакте с ними ребенок изменил свое поведение на более приемлемое. Реакция учителей на это не всегда однозначна. Есть специалисты, которые вполне лояльно относятся к такой тактике. И есть такие, которые реагируют словами «это что, Я должна делать????» Родители тоже реагируют неоднозначно. Некоторые совершенно искренно не видят связи между поведением ребенка и своими действиями. Иногда получается донести до родителей информацию о моих профессиональных взглядах на проблемы их взаимоотношений с детьми, иногда – нет. И тогда вопрос у родителей остается «что с НИМ делать?» Такой же вопрос часто задают и педагоги. Хочется ответить всем сразу. На мой взгляд, самым терапевтичным, исцеляющим в отношениях с детьми является принятие их особенностей и установление с ними доброжелательных доверительных отношений. В контакте со мной некоторые дети впервые получают опыт безусловного их принятия. Они впервые понимают, что их не будут переделывать, воспитывать, «улучшать», делать удобными для школы или родителей. «Пронося» свои особенности психологу, проговаривая их, ребенок снижает напряжение в собственной личности. Результатом этого будет то, что в следующий раз такому ребенку не захочется проявляться в социуме неприемлемым способом. Установление доверительных и доброжелательных отношений – отдельная тема. Я всегда рекомендую родителям и педагогам уделять этому не меньше внимания, чем успеваемости детей. Если ребенок доверяет родителям и педагогам, если в глубине своей души он считает их авторитетами, он пойдет за ними. Будет выполнять их рекомендации, их просьбы, будет слушать, слышать. Последовательное выстраивание отношений с ребенком – это большая работа взрослого. Однако не все взрослые готовы к ней. Воспитание с помощью наказаний, угроз – удобнее и быстрее. Но эти методы с каждым годом становятся все менее и менее эффективными в общении с современными детьми. А эффективные методы – это доверие, обозначение границ допустимого и любовь. Именно к этому я призываю взрослых, педагогов и родителей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|