Что будет делать мой психотерапевт?

Автор статьи: Сергей Шевченко

 

Часто, отвечая себе на вопрос «Идти или не идти к психологу?», человек испытывает трудности в связи с тем, что совершенно не понятно, что психолог будет делать и решит ли это «проблему». А если решит, то как? Не будет ли при этом больно? А не будут ли заставлять открывать перед незнакомым человеком самое сокровенное?

Этой статьей я хочу попытаться ответить на обозначенные вопросы и помочь сомневающимся сделать выбор. Я расскажу, что делает психолог во время психотерапевтической сессии.

Речь пойдет о гештальт-терапии.

Основная цель психотерапии в общем и гештальт-терапии в частности – помочь человеку найти новое, удовлетворяющее его равновесие с окружающей средой. Это характеризует процесс терапии в целом, но остается общими словами. Что они означают в реальной ситуации, когда клиент приносит психологу свою проблему?

Какого бы ни было ее содержание, она всегда включает в себя какие-то отношения человека со средой и/или с самими собой. И сама «проблема» является выражением дисбаланса в этих отношениях.

Этот дисбаланс определенным образом организуется самим клиентом, через решения, которые он принимает и средой, которая на эти решения реагирует. На сеансе психотерапии, фокус внимания направляется на вклад клиента в формирование ситуации, в которой он оказался. Т.е. исследуется то, как клиент принимает такие решения, которые поддерживают существующий дисбаланс.

Но, и это тоже общие слова, не вполне проясняющие, что же все-таки будет происходить за дверью кабинет психотерапевта. Каким образом будет исследоваться этот вклад и что он, собственного говоря, из себя представляет?

Этот вклад обычно представляет собой бессознательное привычное автоматически принимаемое решение или серию решений.

К примеру:

Обращается для проведения психотерапии женщина с головной болью. Эти ощущения возникают каждый день на работе и длятся вплоть до ночи, мешая уснуть. В процессе длительной исследовательской работы выясняется, что параллельно с болью клиентка чувствует гнев, который переживает как «легкое раздражение». На это легкое раздражение она выбирает не обращать внимания, т.к. оно  «мешает думать». Так, в борьбе с раздражением, проходит весь день клиентки.

Здесь, как выяснилось позже, имеют место два последовательно принимаемых решения. Клиентка сначала решает не чувствовать гнев, а потом решает игнорировать раздражение.

Вот. Два решения, поддерживающих дисбаланс обнаружены. Одно из них более осознано – «игнорировать раздражение», другое менее – «не чувствовать гнев».

В других случаях решения могут быть другими. Могут встречаться более длинные цепи решений или их сложные системы, охватывающие разные сферы жизни.

Но достаточно ли обнаружить эти решения, чтобы симптом исчез?

Конечно, нет.

За этими решениями стоят конфликтующие потребности и старые закостеневшие убеждения. Потребности важно осознать и научиться удовлетворять по-новому, а на месте старых, часто не критично усвоенных в детстве убеждений построить свои.  

Когда женщина из примера выше принимала решения «игнорировать раздражение», она хотела работать лучше, чтобы получить повышение, которое ей было нужно, чтобы ее дети лучше жили, а она могла позволить себе дорогой отдых за границей. Это – блок осознанных желаний, которые она пытается удовлетворить этим решением. И это естественно, и во всех смыслах здорово.

Но раздражение появилось не просто так. Оно – сигнал женщине о том, что не удовлетворяются другие ее потребности. Какие? – она не знает. И не имеет возможности узнать, ведь раздражение подавляется.

По происшествию еще нескольких сессий стало ясно, что злится она на совершенно конкретных людей, от которых хочет поддержки и уважения и которые ей этого не дают. И еще она злится на себя, т.к. принуждает себя работать, а хочет отдохнуть. Вот – потребности, которые скрывались за головной болью и злостью, которую клиентка даже не чувствовала. А не чувствовала потому, что еще с детства знает, что «Злиться нельзя. Злятся только плохие люди». Да и мама всегда обижалась, когда клиентка, будучи еще ребенком, злилась на нее.

Теперь потребности осознаны, осознаны и убеждения стоящие на пути этих потребностей. С этого момента начинается работа по выработке нового поведения, которое поможет клиентке получать уважение и поддержку, и одновременно продолжать хорошо работать.

Так проходит психотерапия. Но что же конкретно делает психотерапевт?

Сейчас я приведу несколько конкретных техник.

Чтобы понять, какие решения стоят за телесным симптомом или другой проблемой, психотерапевт может предложить сосредоточиться на том, как это происходит в жизни. Сосредоточиться, значит погрузиться прямо на сеансе в какую-то ситуацию в воображении или театрально отыграв ее прямо в кабинете. Целью такой работы является изучение в безопасной обстановке и на пониженных скоростях того, что чувствует клиент, чего хочет, что делает со своими желаниями. Как останавливает себя, отказываясь удовлетворять какие-то потребности. Что видит в мире вокруг? Как понимает, что видит именно это?

Когда вклад в формирование проблемы осознан клиентом, терапевт выясняет, зачем клиент его вносит. Это может быть прямой вопрос, а может быть, если речь идет, к примеру, о страхе, изучение того, что случилось бы, если бы клиент поступал иначе.

Терапевт будет обращать много внимания на то, что происходит прямо во время психотерапевтической сессии. Он может спрашивать: «А сейчас ты получаешь то, что хочешь?», «А что ты чувствуешь, когда об этом говоришь?». А может подмечать: «Сейчас, когда ты говоришь о том, какие хорошие у тебя отношения с женой, я вижу, как сжимаются твои кулаки», «Когда ты говоришь о сериалах, твой голос становится громче, и ты начинаешь улыбаться» и т.д.

Также в пространстве психотерапии проходят испытания новых стратегий поведения. С терапевтом можно попробовать то, что пока не безопасно вносить в жизнь. Откатать, довести до автоматизма новый навык.

И все это будет продолжаться, пока клиент не поймет, что получил достаточно. Тогда он принимает решение о завершении терапии, и они с психотерапевтом прощаются. На этом психотерапия заканчивается. Психотерапевт остается в кабинете, а клиент, уже перестав быть клиентом, продолжает жить, используя все то, что получил в процессе работы.

Подписывайтесь на мой паблик, читайте новые статьи



Просмотров: 603
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Когда она притворяется, что не любит, а он наоборот - что влюблен
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что делать, когда нет сигнала? Причины и решения
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Психоаналитический процесс. Что делает клиент, и что делает психоаналитик?
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Он опять ушел, потому что хочет общаться с другими. Что делать, когда мужчина приходит и уходит?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Формирование запроса или что хочет клиент? ( из жизни школьного психолога)
  • Что такое Синтезологика и как она может помочь?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь