|
Детские страхи: когда они из нормальных превращаются в патологическиеАвтор статьи: Якушева Светлана Сергеевна
Детские страхи: когда они из нормальных превращаются в патологическиеОдин из самых популярных запросов ко мне – это помочь ребенку справиться со страхами. Боятся дети совсем маленького возраста, боятся подростки. Тема страхов, уж простите за каламбур, пугает родителей. Поэтому в сегодняшней статье разберемся в этой теме. Я расскажу о том, как отличить нормальный возрастной страх от патологического, мешающего ребенку нормально жить и развиваться.
В каждом возрасте появляются свои страхи и тревоги, они являются частью НОРМАЛЬНОГО развития нервной системы.
Давайте разбираться) Итак, основная функция страха -- это защита от потенциальной угрозы, опасности. Она обеспечивает выживание, помогает избегать опасных ситуаций.
Страх был у нас начиная с древних времен. У первобытного человека страх имел инстинктивную природу. Темноты он боялся, потому что не знал, какие саблезубые тигры прячутся в ней. Пауков и змей – потому что они могут быть ядовитыми. Тревога подсказывала, что в окружающей обстановке происходит что-то не то. И тем самым активизировала нервную систему, держала ее так сказать в боевой готовности. Детеныши как у животных, так и у человека обеспечивали полноценный контакт с мамой. От мамы зависело выживание малыша, поэтому один из главных страхов связан с потерей мамы из виду, одиночества. Они избегают животных – И в раннем детстве более выражены именно инстинктивные страхи. Затем начинает развиваться воображение, и к реальным страхам (темноты, замкнутых пространств, животных, одиночества) начинают добавляться фантастические страхи как продукт воображения ребёнка. В первую очередь это страхи сказочных персонажей. Ребёнок часто не может отличить фантазию от реальности. Цивилизация подарила нам не только комфорт, но и социальные страхи. Они связаны с его действиями, положением в обществе, напрямую касаются успеха-неуспеха, умения достигнуть поставленных целей. И по мере взросления они сменяют инстинктивные. Они мотивируют подростка на достижения и стремление найти свое место, достичь своих целей.Поэтому страхи помогают выжить и обрести новые качества.
Поэтому для поддержки ребенка в эти периоды следует: - не избегать страхи. Если вы избегаете разговоров о страхе, ребенок остаётся один с этой проблемой, и ему очень трудно без вашей поддержки. - не отрицать страхи. Если вы стараетесь убедить ребенка, что «тут никого нет», а ещё хуже – смеётесь над его страхом (что-то вроде «хах, глупыш, совсем не страшно же»), то ребенок испытывает не самые приятные чувства, а страх может только усилиться. - изобразить страх. Предложите ребенку нарисовать страх или нарисуйте его сами по описанию ребенка. -поговорить о том, что нарисовано. Расспросите ребенка о том, что пугает ( мб когти, зубы и пр), чего хочет этот страх, что ему не нравится, для чего он нужен, кто его может победить или что можно сделать с этим страхом, чтобы он перестал пугать. - изменить рисунок. Скажите ребенку «по секрету», что все страхи боятся быть смешными. Дорисуйте смешные детали, а страшные измените или уберите вовсе ( например, нож можно превратить в воздушный шарик и лопнуть). - избавиться от рисунка. После того, как страх стал смешным, спросите у ребенка, что он хочет сделать с рисунком и действуйте. (можно порвать, скомкать и выкинуть и т д)Порой такие анти-страшные игры приходится повторять не раз. Отнеситесь к этому с пониманием и терпением – и тогда чувство безопасности в душе ребенка крепнет, он становится увереннее. И В этом случае страх оказывается двигателем развития для Вашего малыша. Важно использовать к каждому страху свой подход.Выдуманные страхи – рисуем, играем, рассказываем сказки и истории, используем игры на песке. Реальные страхи – поэтапно встречаемся с ними.Например, страх собак: сначала информируем ребенка о собаках, читаемкнижки, узнаем какие породы бывают, затем можно съездить на выставку и посмотреть минут 10 на щенков, после чего уехать и снова информировать ребенка, в следующий раз можно попробовать погладить щенков ( не большую собаку!) и таким образом, медленно, но верно страх собак отступает. Страх темноты можно победить ночником, приоткрытой дверью и борьбой с монстрами по средствам фантазии. Страх врачей – играйте с ребенком в «больничку», чтобы он имел представление о врачах и последствиях) т е был подготовлен, главное не переигрывать с эмоциями ( когда игра в «укол» вызывает очень яркую эмоцию на лице родителя, ребенок запоминает именно её и реагирует на уколы также) и т д АА может ли нормальный страх перейти в патологический? Как понять, что пора обращаться за помощью к специалисту.Но если естественный страх становится сильнее и начинает «отравлять» ребенку жизнь, он не может спать, он плачет, он просит помощи, рассказывает о монстрах под кроватью или кричит при виде врачей, однозначно стоит помочь ребенку справиться с этими страхами. О том, что пора обращаться к специалистам говорит хронизация (повторение) и ограничения, мешающие вести образ жизни, свойственный данному возрасту. Если Вы наблюдаете эти признаки у своего ребенка – рекомендуем обратиться к детскому психологу. Работа со специалистом помогает очень мягко снизить тревогу и вернуть в жизнь малыша радость, творчество и приключения.
================================================================== В нашем центре вы найдете решение любой проблемы. Полная конфиденциальность. Индивидуальный подход. ================================================================ Запись на консультации к психологам Центра Елены Миропольской: Очные консультации (для жителей Оренбурга) для детей и взрослых — запись по тел. 61-34-94 (администратор Оксана). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|