Узнай свое отношение к ребенку

Автор статьи: 404

Психологией, педагогикой, но главное, всей жизнью доказано, что тип родительского отношения к детям, стиль воспитания, характер обращения родителей с ребенком существенно влияют на особенности развития ребенка, формирование его личности, черт характера на протяжении всех лет детства.
Именно отношение со стороны родителей к ребенку в одном случае содействует, а в другом мешают оптимальному развитию его личности. Так, под влиянием родительско-детских взаимоотношений формируются эффективная мотивационная система ребенка, положительный взгляд на мир и на самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут привести к развитию отрицательного отношения к себе, низкому самоуважению, недоверию к окружающим.
Некоторые специалисты-психологи делают вывод, что характер отношений между родителями и ребенком, стиль родительского обращения с ребенком более важен для развития ребенка, чем отсутствие одного или двух родителей в семье.
Родительско-детские отношения влияют не только на актуальное развитие ребенка (интеллектуальное развитие, речь, общение, ощущение собственной ценности и компетентности), но и на его жизненные перспективы (представление о будущей семейной жизни, реализацию личностного потенциала).
Итак, семейное воспитание, отношение родителей к детям - чрезвычайно важные факторы, влияющие на формирование личности человека и в значительной мере определяют особенности его жизни.
Как же узнать особенности своего отношения к ребенку, определить стиль родительского воспитания?
В этом Вам поможет специальный тест.
Всем желающим предлагается ответить на вопросы теста. Ответы давайте относительно того ребенка, в отношениях с которым у Вас больше всего проблем. Можно выполнить тест и относительно всех детей в семьи, но в отдельности на каждого ребенка. Желательно, чтобы тест выполняли оба родители (каждый в отдельности), после чего можно обсудить ответы.
Тест-опросник родительского отношения. (Авторы А. Варга, В. Столин).
Инструкция: Вам предложен ряд утверждений. Внимательно читайте каждое и в зависимости вот того, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам, отвечайте ДА или НЕТ.
Ответ записывайте напротив утверждений (в электронном или бумажном виде) в соответствующую графу. Для упрощения записи вместо ДА можно ставить знак +, вместо НЕТ – знак – .
Утверждения:
1. Я всегда сочувствую своему ребенку. 
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держат ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие уступки, которые кроме презрения ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку "липнет" все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят в детях, мнет немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать. что вон по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводит отпуск с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастит неприспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравиться мне таким, каков он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я не высокого мнения в способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка результатов теста.
Данная методика определяет отношение родителей к ребенку по пяти критериям (шкалам). Каждая шкала измеряется соответствующими вопросами, номера которые приведены после названия шкалы.
Порядок подсчета тестовых баллов.
По каждой шкале (то есть соответствующим вопросам, которые к ней принадлежат – см. «Ключ к тесту») подсчитайте количество ответов "ДА" (или значков +).
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется следующим образом:
· шкала 1 – отвержение;
· шкала 2 – социальная желательность;
· шкала 3 – симбиоз;
· шкала 4 – гиперсоциализация (опека);
· шкала 5 – инфантилизация.
Ключ к тесту.
1. "Принятие – отвержение": № вопросов – 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
2. "Социальная желательность": № вопросов – 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
3. "Симбиоз":№ вопросов – 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. "Авторитарная гиперсоциализация": № вопросов – 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. "Инфантилизация": № вопросов – 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Интерпретация результатов теста.
Шкала 1 - "Принятие - отвержение". Отображает эмоциональное отношение к ребенку.
Результат от 0 до 8 баллов свидетельствует о том, что родителям ребенок нравится такой, какой он есть. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, стремятся проводить много времени вместе с ребенком, одобряют его интересы и планы.
Результат от 9 до 11 баллов считается средним, то есть в некоторой степени приемлемым, хотя у родителей имеются определенные резервы для улучшения результата до высокого уровня принятия.
Результат от 12 до 25 баллов свидетельствует о таких тенденциях в родительском отношении: родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачным. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, глупых наклонностей. Как правило, родители чувствуют к ребенку злость, досаду, раздраженность, обиду. Они не доверяет ребенку и не уважает его.
Шкала 2 - "Социальная желательность". Социально желательный образ родительского отношения.
Результат 9 баллов свидетельствует о том, что родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помочь ребенку, сочувствуют ему. Родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, ощущают чувство гордости за него. Они поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных, стараются стать на его точку зрения в спорных вопросах.
Результат 7 – 8 баллов считается средним, то есть выше сказанное только частично проявляется в родительском отношении.
Результат от 0 до 6 баллов низкий.
Шкала 3 - "Симбиоз". Отображает межличностную дистанцию в общении с ребенком.
При результате от 4 до 7 баллов можно считать, что родители стремятся к симбиотическим (слишком близким) отношениям. Родители ощущают себя с ребенком единым целым, стараются удовлетворить все потребности ребенка, отмежевать его от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, он кажется им маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, если ребенок начинает становиться более автономным волей обстоятельств, так как по собственному желанию родители не предоставят ребенку самостоятельности никогда.
Результат 2 – 3 балла средний.
Результат 0 – 1 балл низкий, то есть, у родителей и ребенка нет чрезмерно близких (симбиотических) отношений.
Шкала 4 – "Авторитарная гиперсоциализация" – отображает форму и направленность контроля за поведением ребенка.
Результат 5 – 6 баллов указывает на то, что в родительском отношении четко просматривается авторитаризм. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, навязывают свою волю. За проявления своеволия ребенка строго наказывают. Родители внимательно следят за социальными достижениями ребенка и требуют социального успеха. При этом родители хорошо знают ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувство.
От 2 до 4 баллов – средний результат, выше указанное родительское отношение проявляется частично.
0 – 1 балл – низкий результат, выше указанное не присуще родительско-детским отношениям.
Шкала 5 – "Инфантилизация" или "Маленький неудачник". Данная шкала отображает особенности восприятия и понимания ребенка родителями.
Результат от 3 до 8 баллов указывает на то, что родители видят ребенка младшим по сравнении с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям детскими, несерьезными. Ребенок кажется не приспособленным, не успешным, открытым для глупых влияний.
1 – 2 балла – средний результат.
0 баллов – низкий результат.
Уважаемые родители!
Полученные Вами результаты тестирования не должны восприниматься как такими, что раз и навсегда определяют особенности Ваших отношений с детьми.
Данный тест – это лишь один из многих методов исследования родительско-детских отношений. Но он помогает родителям обратить внимание на определенные тенденции в их отношении к детям.
Итак, результаты тестирования позволяют:
· более объективно оценить Ваши отношения с детьми;
· осознать и проанализировать определенные тенденции в этих отношениях;
· в случае необходимости наметить шаги к положительным изменениям.
Часто для налаживания родительско-детских отношений приходится прибегать к услугам специалистов. В ходе работы с психологом можно существенно улучшить свои отношения с ребенком, лучше понять его внутренний мир.
Этот тезис могу подтвердить 18-ти летним опытом оказания психологической помощи родителям по налаживанию отношений с детьми. Практические результаты такой работы легли в основу кандидатской диссертации «Психологическая коррекция родительского отношения к ребенку младшего школьного возраста», защищенной мною в 2003 году.
В ее основе лежит учебный курс «Тренинг родительской эффективности». Разработан и используется также дистанционный вариант данного тренинга, что позволяет родителям повышать свою воспитательную компетентность, находясь в удобном для себя месте и в удобное время. Первое занятие бесплатное!
Повторное тестирование, которое проводится по окончании тренинга, позволяет определить те положительные изменения, которые состоялись в родительских отношениях с детьми.
Успехов вам в самосовершенствовании!



Просмотров: 385
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • "Я своего ребенка знаю, он не такой" - о подростках
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • "Ну съешь еще ложечку" или как убить чувства своего ребенка
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Педагогическое консультирование или "Кого вы растите из своего ребенка?"
  • «Тотальная глухота» или как родители не слышат своего ребенка.
  • Техника работы с МАК " Альбом моего внутреннего ребенка"
  • О чем говорит фраза "Я за своего ребенка жизнь отдам!"?
  • "Я ненавижу своего ребенка.."
  • "Я не люблю своего ребенка"
  • "я не люблю своего ребенка"
  • Материнство и сексуальность: зачем ребенку "родители, которые занимаются сексом"
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Консультация для родителей "Как избавить ребенка от вредной привычки?"
  • Адаптация ребенка к детскому саду: "горячие" вопросы родителей
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • "Помогите похудеть моего ребенка!"
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Лайфхак для родителей "Как качественно успокоить ребенка"
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • "Нельзя" бывают разными, или запреты в жизни ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь