Нужно ли указывать на ошибки детям?

Автор статьи: Сергей Лысенко

Насколько строго нужно относиться к ошибкам детей? Этот вопрос так или иначе приходится решать всем родителям. Чтобы не пытаться объять необъятное в поисках универсального ответа, разберём конкретную ситуацию:

Девочка семи лет делает поделку на день рождения бабушке. Нужно по инструкции пришить аппликацию из кусочков ткани. 

Мама показала, что и как; часть сделали вместе, потом мама занялась своими делами, а девочка продолжила шить. Ну и пришила фиолетовое пятнышко на хвосте наоборот. 
Через полчаса мама видит... упс... вместо пятнышка — на хвосте шишка )))

Нужно ли указывать на ошибки детям

Вопрос: Нужно ли маме указывать на ошибку?

Я задал этот вопрос в социальных сетях с вариантами ответов: 


1. Конечно! Отпороть и перешить!
2. Да, надо пожурить, чтобы в следующий раз была внимательнее.
3. Да, мягко указать на ошибку.
4. Не надо: сама заметит - хорошо; не заметит, тоже хорошо.

На вопрос так или ответили 40 человек: 

  • Двое за то, чтобы отпороть и перешить
  • Один за то, чтобы пожурить, 
  • Девятнадцать за то, чтобы в той или иной форме мягко указать на ошибку, 
  • Восемнадцать человек считают, что не надо обращать внимание.

В комментариях многие родители писали, как можно указать на ошибку, стараясь не обидеть ребенка: задать вопрос, как девочке самой нравится результат; предложить игру: найди отличия результата от схемы, поискать вместе с ней творческое объяснение и т. п.

Я за последний вариант — не обращать внимание на эту деталь. Почему?

На картинке схема, которую всем родителям полезно держать в голове. И прежде чем что-то вообще делать в отношениях с ребёнком, задавать себе вопрос: "А чья это проблема? И есть ли вообще здесь проблема?"
Схему предложил и подробно её иллюстрирует в своих книгах Томас Гордон (настоятельно рекомендую "Курс эффективного родителя" или "Как привить ребёнку дисциплину" если найдёте).


С беспроблемной областью всё понятно — все довольны, все смеются )

Если проблема у ребёнка, то по возможности и решать её нужно самому ребёнку. Чем меньше дитя, тем больше требуется помощь родителя. Но самая первая и главная помощь — поддержка и сочувствие. В большинстве случаев этого достаточно.
Например, если девочка пришила деталь не правильно и сама попросила помощи у мамы. 
Или если девочка сидит над вышивкой расстроенная, маме уместно будет отразить чувства дочери: «Ты расстроилась. Что-то случилось?» Тогда уже девочка может рассказать, что не получилось и попросить помощи.
Здесь могут быть разные варианты: обрезать, обыграть, или перешить, но искать варианты нужно самой девочке — это её проблема, с которой в семь лет можно справиться. Ещё раз: от родителя достаточно поддержки, если она нужна.

Если проблема у родителя, то решать её нужно родителю. В данном случае мама может переживать, что если не исправить вышивку, то бабушка укажет на ошибку и девочка расстроится, а маме будет стыдно. 
Или мама может фантазировать, что дочь вырастет невнимательной, неаккуратной, будет всё делать спустя рукава, и т. д.
В большинстве случаев эти наши фантазии имеют очень слабую почву, но раздуваются до вселенских масштабов. Беда в том, что мы их не осознаём, поэтому создаём проблемы на пустом месте.
На консультации, или в размышлении над своими проблемами я часто использую простой вопрос: И что тогда? Вопрос повторяется, пока не дойдём до дна. 
Например: 
Если не указать на ошибку, она так и не научится всё делать аккуратно.
- И что тогда? 
- Будет всё делать спустя рукава. 
- И что тогда? 
- В школе будет плохо учиться, в вузе. Дома бардак будет.
- И что тогда? 
- Будет неудачницей, ни работы нормальной, ни мужа!
- И что тогда? 
- Да капец!!! Я-этого-не-переживу!!!

Это, конечно, суровый вариант, когда родитель весьма тревожен, но вообще родители подсознательно довольно много переживают о будущем детей, поэтому видят проблемы там, где их нет.

Короче, если мне свербит указать на ошибку дочери, когда она проблемы не видит, то это точно моя проблема и решать её за счёт ребёнка не стоит.

Признаюсь, часто сам грешен и начинаю "воспитывать" дочь, когда того не требуется — идея бесконечного улучшения и совершенствования себя, окружающих и мира крепко засела в голову ещё в октябрятско-пионерском детстве. Но мы можем становиться свободнее от жёстких требований сами и так сохранять внутреннюю свободу детей.

Уточню, что сам я не работаю как психолог с детьми, но много работаю с родителями. Записаться на очную консультацию в Новокузнецке или по скайпу можно по номеру: 923-473-87-76




Просмотров: 254
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Общий ответ на вопрос "Как прокачать свою дисциплину, если с ней проблемы"?
  • Главный вопрос психологу или "Почему всё будет хорошо?"
  • Что будет, если проблема решится?
  • "А если это неправильно?": страх совершить ошибку
  • Вопрос от "худеющей" клиентки: «…вообще не могу себя заставить тренироваться!!! Что делать???»
  • Все мы родом из детства, 1 " Не живи полной жизнью и тогда близким будет легче".
  • Для начинающих практику психологов. Если есть вопрос – что делать на первой консультации?
  • Если ваша "большая любовь" откажется от вас... Что у вас тогда останется?
  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос
  • Чтобы понять, находитесь ли вы в созависимых отношениях, нужно ответить на один вопрос
  • "Мама я девочка, можно я ей останусь...."
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Вагинизм. Проблема, которую можно и надо решать.
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Начни что ни будь делать, и тогда у тебя ко мне претензий не будет.
  • Вопрос-ответ: Расстанься с ним! Если дочери не нравится мамин избранник
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Есть проблема? Вот что нужно, чтобы ее решить
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Что делать, если "муж женат на своей маме"
  • Все будет хорошо, моя девочка
  • Что делать, если у меня депрессивный МЧ? ответ на вопрос
  • Может ли мама помочь дочери больной анорексией? Вопрос расстановщику.
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"
  • Ответ на частый вопрос: «Что мне делать, если мужчина меня не любит?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь