Зануда_psyхолог. Важное о важном.

Автор статьи: Станислав Маланин

В одном сборнике “клинические случаи психологии” был описан случай, в ракурсе которого хочу поразмышлять, а также зацепить немного тему про “предсказуемость” действий, а так же затронуть тему психотерапевтических школ.

Описанный случай был про взаимодействие психотерапевта и клиента, где второй демонстрировал “показательное суицидальное поведение” ради манипулирования людьми. Если обратиться к науке изучающий закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом, то там статистически данное явление ужимают до малого процента суицида, где он равен практически невозможности совершения. Клиент не демонстрировал фрустрацию, диссоциацию, а вполне “предсказуемые” и “обычные” поведения. Чем закончилась данная история? Суицидом.

Когда психотерапевт демонстрирует убеждение о возможности предугадывании действий, поведения или реакций клиента - это застилает его глаза, заставляет действовать необдуманно и самоуверенно, демонстрируя, что он знает человека лучше, чем он сам и это неизбежно приводит к ошибкам, порою фатальным.

Действительно есть статистические данные указывающие на различные явления, которые описывают массовые, одинаковые элементы поведения в различных ситуациях, но это речь о “явлениях”, а не конкретных (частных) случаях.

Наверное, именно поэтому экзистенциально-гуманистическая философия мне ближе всего. Я знаю, что я не знаю и каждый раз двигаюсь по новой, знакомясь, погружаясь и взаимодействуя.

Тут хочется привести цитату Д. Бьюдженталя как итог выше сказанному:

“Каждый человек перед нами — это словно великий океан, мы плещемся на отмелях, мы бродим по берегу, но мы не смеем, не можем проникнуть в его глубины или попасть на дальние берега. Мы не знаем, где содержатся аномалии в этом бескрайнем месте, мы каждый раз словно дети, которых впервые привели на пляж. Полное осознание более глубокой, более всеобъемлющей, более фундаментальной роли субъективного означает установление совершенно новой парадигмы — не только в психологии, но и в науке; не только в науке, но и в человеческом бытии; и, возможно, не только в человеческом бытии, но и в самом бытии.” 

Все психотерапевты отличаются друг от друга так же, как и специалисты в любой другой области, но еще огромная разница обнаруживается в принадлежности к их конфессии. Я обучался и принадлежу к экзистенциально-гуманистическому направлению, в основе положены работы таких известных психотерапевтов (и философов) как Л.Бинсвангера, Хайдеггера, С.Кьеркегора, М.Босса, Дж.Бьюдженталя.

Данная философская школа подразумевает то, что каждый человек уникален, а каждая новая встреча — это новое знакомство. Хочу повторить недавнюю мысль, когда психотерапевт демонстрирует убеждение о возможности предугадывании действий, поведения или реакций клиента - это застилает его глаза, заставляет действовать необдуманно и самоуверенно, демонстрируя, что он знает человека лучше, чем он сам и это неизбежно приводит к ошибкам, порою фатальным.

Мне очень близка школа В.Е. Василюка (очень схожа по философии с Бъюдженталем), а именно в том, что понимающая психотерапия - это не вопрос-ответ, а диалог между двумя людьми. Человек уже являет все переживания, ощущения, желания в том, что говорит. Вопросы конечно присутствуют, как и в любом диалоге, но они не являются постоянным гостем и первоплановым инструментом, превращающим взаимодействие в аналог допроса.

Несмотря на различие множества психотерапевтических школ, у всех свои инструменты для работы с клиентом. Мы являем в работе разные вещи: со-причастие, со-чувствие, со-переживание, при этом же жесткость границ и мягкость принятия, а так же право на отдельность и внимание к человеку сидящему на против и эта лишь малая часть того “арсенала” что мы используем.

Раз уж затронул тему клиентпациент, хотелось бы отдельно написать, что я сам не очень жалую эти два термина. Слово “пациент” предполагает инертный объект, на котором практикуется врач. И для меня это максимально противоречившее понятие в рамках этой модальности. Ну а что про “клиента”? Само слово очень пропитано коммерцией, что оно упоминается на каждом углу – например клиент С.Р.У. (для меня когда-то был открытием что они сокращаются именно так). Если идти на компромисс с самим собой, я систематически чередую эти два термина, что вы иногда можете наблюдать даже в моих текстах.

Простите за отступление, вернемся к теме.

Когда пациент впервые заходит в кабинет (без какого-либо опыта работы с психотерапевтом ранее), часто бывает так что все это для него в новинку, угрожающе, тревожно, в такие моменты человек начинает заводить “формальное общение”, это такое вид общения, который мы используем при взаимодействии с авторитетными людьми, с теми, кто обращает внимание только на нашу внешнюю сторону, с теми, на кого мы пытаемся произвести впечатление или завоевать благосклонность.

В психотерапевтической школе, работы которой я придерживаюсь, выделяют несколько уровней общения: 
▶Формальное общение; 
▶Поддержание контакта; 
▶Стандартное отношение; 
▶Критические обстоятельства; 
▶Интимность; 
▶Личное и коллективное бессознательное.

Разный уровень общения важен по-своему и понимать, чувствовать необходимость перехода из одного состояние, в другое - в этом и есть психотерапевтическое искусство нашего направления. Проще говоря, психотерапевт должен искать нужный баланс.

Вот и задал себе темп на будущие публикации по теме.

Источник и рекомендация к подписке



Просмотров: 287
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чем именно уникален каждый человек?
  • 10 действий, которые должен начать делать для себя каждый
  • Правила и этика поведения клиента во взаимодействии с психологом - Культурно-просветительный аспект
  • Метафорические карты для поиска решения в согласованности действий между людьми, примирении и проработке собственной Тени
  • Опыт общения клиента с психологами (а также психиатрами, неврологами и одним кинезиологом).
  • Каждый человек индивидуален, а ребенок — уникален
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Как сберечь здоровье: наука знает ответ «Нужно не только знать, что съесть, но и когда и как».
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • Профилактика возникновения асоциального поведения у несовершеннолетних. Из опыта работы.
  • Человек, который точно знает, как будет лучше
  • Что должен знать каждый человек о тревожности.
  • Каждый человек должен любить себя
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Упражнение «Панель»: когда очень важно услышать друг друга
  • Как расположить к себе человека, от действий которого вы зависите?
  • ПОЧЕМУ каждый здоровый человек должен пройти группы?
  • ВСД и панические атаки. Об этом должен знать каждый!
  • Психолог, психиатр, психотерапевт, психоаналитик, парапсихолог – кто такие и есть ли между ними разница?
  • Почему человек, опаздывающий на самолет, который в будущем разобьётся – очень расстраивается?
  • На тему суицидального поведения подростка
  • Искусство общения в семье (техники на каждый день)
  • 3 слагаемых психологической травмы. Об этом должен знать каждый родитель!
  • Случай, когда тяжелая обида клиента ушла... за 1 сеанс
  • Если очень хочется кому-то помочь… Отступление от темы
  • Простое действие, которое каждый очень ждёт от партнера в отношениях
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • Рассуждение на тему неуверенного поведения наших детей.
  • Методика работы с парой в гештальтподходе. Назови меня только по имени



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь