Психологические основы секундирования (для тренеров и родителей)

СЕКУНДИРОВАНИЕ- воздействие тренера на спортсмена перед и в ходе соревнования.

"Хороший тренер чувствует что, когда и как надо сказать спортсмену". - Ю.Я. Киселев (профессор, спортивный психолог)

Предлагаю разобрать наиболее частые психологические ОШИБКИ секундирования.

1. Неудачное программирование

Сравните слова тренера в 1 и во 2 случае:

1) "Бой будет тяжелый, соперник очень сильный, трудный поединок!"

2) "Тебя ждет бой с достойным противником! Это вызов!"

Что формируется в голове у спортсмена? В 1 случае - тяжесть от предстоящего поединка; понимание того, что соперник сильнее, что вызывает дополнительно внутреннюю тревогу и страх. Во 2 случае - мотивация на проведения боя с достойным соперником, акцент на вызов для себя!

2. Многословность

Проведите эксперимент с любым своим спортсменом. Перечислите ему вслух подряд 12 слов с перерывами в 1 секунду: самолет, журнал, бревно, собака, тележка, бабочка, ноги, чайник, машина, тарелка, лампа, слон (специально предлагаю не спортивные термины). И попросите его повторить.

Обычно человек с первой попытки запоминает 5-8 слов, таков объем кратковременной памяти. Если вы говорите во время секундирования много - спортсмен всё равно улавливает только 5-8 ключевых слов и не обязательно нужных для эффективного старта. Все остальные важные слова размываются, уходят из поля восприятия спортсмена.

Поэтому важно говорить: четко, коротко, по делу. Таким образом, создаем хороший ФОКУС именно НА НУЖНЫЕ УСТАНОВКИ!

Важно тренировать умение говорить главное в 5 словах. Тогда вы будете уверены, что ваш спортсмен точно воспринял вашу инструкцию.

3. Повышенная эмоциональность

Вкратце: в состоянии аффекта или стресса (крик тренера - всегда стресс для спортсмена) перевозбуждается лимбическая система, которая отвечает больше за эмоции, и снижаются способности к концентрации внимания, логической обработке информации (кора больших полушарий головного мозга).

Чем более эмоциональны и возбуждены вы - тем ниже концентрация внимания, мыслительная собранность у вашего спортсмена.

4. Негативные установки

Опять прошу вас сравнить:

1) "НЕ теряй концентрацию, НЕ забудь про..., НЕ оступись...., НЕ отставай от..., НЕ упади" и т.д.

2) "будь сосредоточенным, помни о...., будь точным при....., держись за...."Смысл вроде бы один, но, как говорят, Вселенная не слышит "НЕ" и воспринимает только посыл после частицы НЕ. В результате ваш спортсмен слышит: "теряй, забудь, оступись, отставай...".

Будьте внимательны! Следите за теми посылами, установками, которые даете своим спортсменам перед стартом.

5. Интонация и слова растерянности, неуверенность в речи

Когда мы говорим, передается не только смысл слов, спортсмен воспринимает нашу уверенность или неуверенность в том, что мы говорим. И если смысл слов не "вяжется" с эмоциональным наполнением (неуверенность, сомнения, страх и т.д.), то у спортсмена появляется неконгруэнтность (несогласованность, не соответствие), что вызывает ещё больший дисбаланс в настройке спортсмена.

Будьте убедительны в том, что говорите. Во время секундирования смотрите в глаза спортсмену.

Реже используйте слова: постарайся, попытайся, возможно, скорее всего, получится, вероятно и т.д. Они выдают вашу неуверенность.

Лучше скажите: "сделай это! ты готов! покажи лучшее, на что ты способен! я с тобой! я верю в тебя!"

Итак, БУДЬТЕ:
кратки и точны в высказываниях
уверены в своих словах
собраны и убедительны
внимательны к тому, что говорите и как говорите

6. И отдельно по поводу использования нецензурных слов

Да, как показывает практика, иногда работают. Видимо, такие слова несут очень сильную энергетику Однако, даже если и сработают - остаются в памяти и душе юного спортсмена надолго.

Когда мы разговариваем с ребятами, кто испытал на себе мощь таких слов - вспоминают, как самые неприятные, обидные минуты в их жизни...

И даже, если вам пришлось использовать такой метод "шоковой психотерапии", то обязательно нужно проговорить об этом после соревнования и извиниться. Чтобы спортсменом не воспринималось это как должное.

"Иногда в критические моменты соревновательных баталий тренеру приходится искать и находить экстраординарные приемы воздействия на спортсмена, даже если они и противоречат общепринятым педагогическим и психологическим правилам". - Ю.Я. Киселев

О ПОДСКАЗКАХ ВО ВРЕМЯ СОРЕВНОВАНИЯ (главным образом для бойцов, борцов)
  • На ринге, ковре, на льду и т.д. спортсмен находится в шоковом состоянии. Не нужно ругать спортсмена за то, что "он не слышит" - это нормально . И многое из того, что он всё-таки услышит - далеко не всегда способен правильно выполнить. В момент боя, борьбы, весь организм спортсмена настроен на действие и соперника, а не на вас.
  • Если спортсмен вас слышит, подсказки должны быть опять же краткими и точными: "начинай первым!", "бей с правого», «крути влево», «работай на дальней дистанции» и т. д.
  • Во время перерыва между раундами - дать одну-две технических подсказки, не более. Фокус внимания спортсмена сужен до предела. Дадите информации больше - в голове у него не останется ничего или будет "каша".
  • Подсказывать может только 1 человек! Если параллельно с тренером в активную работу вступают и родители (что нередко наблюдаю) - в голове спортсмена будет "каша".
  • Некоторым спортсменам полезно подсказывать время боя, поединка: «осталась минута», «осталось 15 секунд», "осталось 2 предупреждения" и т. д.
  • Если мы говорим о подсказках в ходе поединка - здесь нецензурные слова ЗАПРЕЩЕНЫ.
  • И если всё идет хорошо — не нужно подсказывать. У вашего спортсмена своя эффективная тактика. Спортсмену важно учиться быть самостоятельным в бою, а не ждать постоянно помощи от вас.

ЕСЛИ МОЖНО НЕ ПОДСКАЗЫВАТЬ - НЕ ПОДСКАЗЫВАЙТЕ.

УСПЕШНЫХ вам стартов!

P.S. Данные психологические правила работают не только в спорте. Для того, чтобы быстро мобилизовать кого-то в стрессовой, критической ситуации или донести важную информацию до другого (неважно взрослого или ребенка) - также важно учитывать данные рекомендации.

Спортивный психолог, кандидат психологических наук Войнова Елена



Просмотров: 278
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • "Мандрагора" - от слова "мандраж". Опыт избавления от панических атак.
  • Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Мой муж борется со мной" или "Почему мужчина воспринимает женщину как соперника"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Что делать если ребенок "не слышит"
  • Как разгрести "большую кучу" или про "Бардак" в голове и душе))) Работа с МАК..
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Почему мы всё еще говорим "В подкорке", а весь мир - "В подсознании"?
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь