|
Психологические основы секундирования (для тренеров и родителей)Автор статьи: Войнова Елена Юрьевна
СЕКУНДИРОВАНИЕ- воздействие тренера на спортсмена перед и в ходе соревнования. "Хороший тренер чувствует что, когда и как надо сказать спортсмену". - Ю.Я. Киселев (профессор, спортивный психолог) Предлагаю разобрать наиболее частые психологические ОШИБКИ секундирования. 1. Неудачное программирование Сравните слова тренера в 1 и во 2 случае: 1) "Бой будет тяжелый, соперник очень сильный, трудный поединок!" 2) "Тебя ждет бой с достойным противником! Это вызов!" Что формируется в голове у спортсмена? В 1 случае - тяжесть от предстоящего поединка; понимание того, что соперник сильнее, что вызывает дополнительно внутреннюю тревогу и страх. Во 2 случае - мотивация на проведения боя с достойным соперником, акцент на вызов для себя! 2. Многословность Проведите эксперимент с любым своим спортсменом. Перечислите ему вслух подряд 12 слов с перерывами в 1 секунду: самолет, журнал, бревно, собака, тележка, бабочка, ноги, чайник, машина, тарелка, лампа, слон (специально предлагаю не спортивные термины). И попросите его повторить. Обычно человек с первой попытки запоминает 5-8 слов, таков объем кратковременной памяти. Если вы говорите во время секундирования много - спортсмен всё равно улавливает только 5-8 ключевых слов и не обязательно нужных для эффективного старта. Все остальные важные слова размываются, уходят из поля восприятия спортсмена. Поэтому важно говорить: четко, коротко, по делу. Таким образом, создаем хороший ФОКУС именно НА НУЖНЫЕ УСТАНОВКИ! Важно тренировать умение говорить главное в 5 словах. Тогда вы будете уверены, что ваш спортсмен точно воспринял вашу инструкцию. 3. Повышенная эмоциональность Вкратце: в состоянии аффекта или стресса (крик тренера - всегда стресс для спортсмена) перевозбуждается лимбическая система, которая отвечает больше за эмоции, и снижаются способности к концентрации внимания, логической обработке информации (кора больших полушарий головного мозга). Чем более эмоциональны и возбуждены вы - тем ниже концентрация внимания, мыслительная собранность у вашего спортсмена. 4. Негативные установки Опять прошу вас сравнить: 1) "НЕ теряй концентрацию, НЕ забудь про..., НЕ оступись...., НЕ отставай от..., НЕ упади" и т.д. 2) "будь сосредоточенным, помни о...., будь точным при....., держись за...."Смысл вроде бы один, но, как говорят, Вселенная не слышит "НЕ" и воспринимает только посыл после частицы НЕ. В результате ваш спортсмен слышит: "теряй, забудь, оступись, отставай...". Будьте внимательны! Следите за теми посылами, установками, которые даете своим спортсменам перед стартом. 5. Интонация и слова растерянности, неуверенность в речи Когда мы говорим, передается не только смысл слов, спортсмен воспринимает нашу уверенность или неуверенность в том, что мы говорим. И если смысл слов не "вяжется" с эмоциональным наполнением (неуверенность, сомнения, страх и т.д.), то у спортсмена появляется неконгруэнтность (несогласованность, не соответствие), что вызывает ещё больший дисбаланс в настройке спортсмена. Будьте убедительны в том, что говорите. Во время секундирования смотрите в глаза спортсмену. Реже используйте слова: Лучше скажите: "сделай это! ты готов! покажи лучшее, на что ты способен! я с тобой! я верю в тебя!" Итак, БУДЬТЕ: кратки и точны в высказываниях уверены в своих словах собраны и убедительны внимательны к тому, что говорите и как говорите 6. И отдельно по поводу использования нецензурных слов Да, как показывает практика, иногда работают. Видимо, такие слова несут очень сильную энергетику Однако, даже если и сработают - остаются в памяти и душе юного спортсмена надолго. Когда мы разговариваем с ребятами, кто испытал на себе мощь таких слов - вспоминают, как самые неприятные, обидные минуты в их жизни... И даже, если вам пришлось использовать такой метод "шоковой психотерапии", то обязательно нужно проговорить об этом после соревнования и извиниться. Чтобы спортсменом не воспринималось это как должное. "Иногда в критические моменты соревновательных баталий тренеру приходится искать и находить экстраординарные приемы воздействия на спортсмена, даже если они и противоречат общепринятым педагогическим и психологическим правилам". - Ю.Я. Киселев О ПОДСКАЗКАХ ВО ВРЕМЯ СОРЕВНОВАНИЯ (главным образом для бойцов, борцов)
ЕСЛИ МОЖНО НЕ ПОДСКАЗЫВАТЬ - НЕ ПОДСКАЗЫВАЙТЕ. УСПЕШНЫХ вам стартов! P.S. Данные психологические правила работают не только в спорте. Для того, чтобы быстро мобилизовать кого-то в стрессовой, критической ситуации или донести важную информацию до другого (неважно взрослого или ребенка) - также важно учитывать данные рекомендации. Спортивный психолог, кандидат психологических наук Войнова Елена Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|