Нарциссические проявления личности

Нарциссические проявления личности: граница между нормой и патологией проходит в сфере ценностных ориентаций

Виктория Андреевна Харина

Аннотация: В данной статье анализируются современные представления о нарциссических проявлениях личности в фокусе разграничения нормы и патологии. Высказывается предположение о том, что граница между здоровым нарциссизмом и патологическим нарциссическим расстройством пролегает в сфере ценностных ориентаций личности. Представлены результаты исследования взаимосвязи нарциссических проявлений личности и ценностных ориентаций у студентов, не имеющих диагноза «нарциссическое расстройство личности». Выводы и положения данного исследования могут быть интересны клиническим психологам и психотерапевтам.

Ключевые слова: нарциссическое расстройство личности, нарциссизм, нарциссические проявления личности, ценностные ориентации личности.

 

В последние десятилетия высокую социальную значимость и научную актуальность приобрела проблема нарциссических проявлений личности. Существует мнение, что вся культура потребления, характерная для современного этапа развития общества, обращена именно к этому аспекту личности. В отличие от коллективистских устремлений в обществе прошлого сегодня интенсивно звучит обращение к индивидуальности, вплоть до принятия нарциссизма как примера для подражания современным юношеством (например, в форме увлечения яркими личностями в сфере шоу-бизнеса). Вложение энергии в себя – в свое развитие, образование, «поиск дела своей жизни» и т.д. – признается едва ли не главной ценностью в современном обществе. Некоторые исследователи даже называют наше время «культурой нарциссизма», отмечая избыточную поглощенность эгоцентрическими интересами, эмоциональную сосредоточенность на самом себе и множество способов «самоублажения», предлагаемых социальными институтами [6; с. 67].

Феномен нарциссизма сложен и на самом деле требует более серьезного осмысления, ведь с самого момента создания концепции нарциссизма психоаналитической школой и до сих пор не существует единой точки зрения на психологическую природу и сущность данного феномена. Исследователи отмечают, что существует лишь два факта, признанных всеми учеными – концепция нарциссизма является одним из важнейших открытий психологической науки и представляет собой одну из самых запутанных и сложных концепций, порожденных психоанализом [4; с. 205].

Сегодня всеми авторами нарциссизм понимается как система множества форм – отздоровых до злокачественных. При этом злокачественные, или болезненные, формы нарциссизма в целом описаны и изучены клиническими психологами (диагностические критерии нарциссического расстройства личностив МКБ-10 упоминаются в числе «других специфических расстройств личности»), а вот здоровые формы еще требуют изучения и уточнения. Остается открытым и вопрос о проведении границы между нормой (нарциссическими проявлениями) и патологией (нарциссическим расстройством). Мы полагаем, что указанная граница условно пролегает в сфере ценностных ориентаций личности.

Предположив, что существует связь между нарциссическими проявлениями личности и ее ценностными ориентациями, мы провели исследование на базе Башкирского государственного университета (40 студентов в возрасте от 19 до 23 лет) при помощи такихметодик, как «Нарциссические черты личности» О.А. Шамшиковой и Н.М. Клепиковой, «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Изучение направленности личности» В. Смекала и М. Кучера, Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева. В ходе исследования мы решали следующие задачи: теоретический анализ проблемы нарциссических проявлений личности от нормы до патологии, анализ нарциссическихпроявлений личности в ранней взрослости, анализ характера связи ценностных ориентаций с уровнем выраженности нарциссических проявлений личности.

Как справедливо отмечают Е.Т. Соколова и Е.П. Чечельницкая, в понятие нарциссизма вкладываются одновременно «сексуальная перверзия и самоуважение, помещение либидознойэнергии в селф и тип межличностных отношений, стадия развития и клинический синдром», и столь всеобъемлющее и противоречивое содержание подвергает сомнению в принципе возможность существования единого термина [7; с. 5].

З.Фрейд (1914 г.) связывает нарциссизм с «Я-идеальным» и много внимания уделяет его роли в межличностных отношениях. «Я-идеальное» объединяет индивидуальную часть – родительские требования и их отношение к ранним реальным достижениям человека, формируя ценностный аспект представления о себе, а также социальную часть, представленную общим идеалом нации, сословия и т.п., т.е. общественными ценностями[5]. Здесь мы можем отметить начало представления о взаимообусловленности нарциссической и ценностной сфер личности.

Развивая идею о патологическом содержании нарциссизма, Н. Мак-Вильямс определяет нарциссического человека как строящего свою жизнь так, что возникает впечатление его стремления ранжировать все аспекты человеческого бытия согласно ценности в сравнении с несовершенными альтернативами и его мотивированности поиском совершенства [2; с. 107]. Вслед за К.Хорни автор говорит о защитном характере нарциссизма – по ее мнению, психология нарциссической личности структурно базируется на зависимости от защиты в форме примитивной идеализации. Стремление к совершенству неизбежно ведет к обесцениванию, т.к. в человеческой жизни нет ничего совершенного. В связи с неизбежным разрушением иллюзий, выстраивающих реальность нарцисса, психотерапия становится долговременной и трудной [2; с. 79]. Н. Мак-Вильямс разделяет нормальный и патологический нарциссизм, не давая, однако, четкого их разграничения.

С. Хотчкис противопоставляет здоровый нарциссизм и нарциссическую личность. Здоровый нарциссизм исследователь видит во вложении энергии в собственную истинную Самость, он рождается в младенчестве и к взрослости проявляется в эмоционально богатой, продуктивной и дающей удовлетворение жизни. Нарциссическую личность, которую автор относит к нездоровым, характеризует нехватка реалистичного ощущения Самости и интериоризированной системы ценностей. По мнению Хотчкис, это человек любого возраста, не достигший своего эмоционального и морального развития [8; с. 17].

Рассматривая негативную сторону нарциссизма, исследователи дают ему самые разные названия и определения. Так, Г. Розенфельд (1964) развивает концепцию деструктивного нарциссизма, детализируя структурные характеристики нарциссической личности и их развитие в трансфере. Исследователь берет за основу описание К. Абрахамом нарциссическогосопротивления в трансфере, представление о «двойной направленности» нарциссизма Г. Андреас-Саломе, понимание Дж. Ривьернегативной терапевтической реакции, исследование М. Кляйн зависти и благодарности и развивает первую современную теорию патологического нарциссизма [7; с. 12]. Тему деструктивного нарциссизма развивали также О. Кернберг(«злокачественный нарциссизм») и Г. Зайдлер.

В отличие от теории нарциссизма, которая в основе данного феномена видит конфликт, Х. Кохутразвивает теорию нарциссизма, основывающуюся на дефиците. Исследователь детально изучил происхождение и развитие «естественного детского нарциссизма», трактуя его как нормальную и необходимую основу развивающегося «Я». В его концепции раскрывается особое значение «детской грандиозности» для развития здоровых амбиций и уверенности в себе у взрослого человека. Трансформируясь в процессе развития личности, нарциссизм проявляется в способности регулировать самооценку, достигать жизненные цели, получать удовольствие от различных видов деятельности [5].

По мнению Кохута, фундаментом нарциссического ядра является потребность в идеализации, трансформирующаяся в дальнейшем (при нормальном развитии) в чувство самоценности. В результате этой трансформации формируется остов ценностного отношения личности к себе и миру. Еще одним компонентом нарциссического ядра является потребность в соотнесенности с другими людьми. Успешное удовлетворение этой потребности определяет развитие «Я» и отражает основные трансформации нарциссизма, к которым автор относит развитие эмпатии, способность к юмору и признание конечности жизни. Х. Кохут отмечал, что нарциссические потребности не могут быть когда-либо полностью удовлетворены, и подчеркивал их важность в функционировании представления личности о себе на протяжении всей жизни [7; с. 19].

И.Ю. Млодик, придерживаясь традиции признания наличия нарциссических черт в каждой личности, в числе классических симптомов нарциссизма называет такие, как ощущение внутренней пустоты, оценивание и обесценивание, нахождение в полярных состояниях (либо божественно прекрасен и всемогущ – либо полный неудачник и ничтожество), ускользание из отношений, и формулирует здоровые проявления нарциссизма. В числе таковых она называет стремление не убежать от своей пустоты, а услышать себя в ней, принятие своих ошибок и оценок других людей без обесценивания себя, получение удовольствия от процесса, а не результата стремления к признанию, соревнование с другими не ради победы, а ради принятия своей индивидуальности, выстроенные границы в отношениях с людьми без отвержения, самоуважение без унижения других, любовь без идеализации и т.д. [3]. И такой подход отражает наиболее современный взгляд на феномен нарциссизма. В данной работе в фокусе нашего внимания находятся именно нарциссическиепроявления личности в рамках психической нормы.

Вслед за О.А. Шамшиковой, резюмирующей дискуссию в поле зарубежной психологии последних десятилетий прошлого века, мы придерживаемся мнения, что суть проблемы нарциссизма заключается в целом не в том, насколько нарциссична та или иная личность, а в том, как личность регулирует свой нарциссизм [1; с. 195]. Мы полагаем, что термин «оптимальный нарциссизм» предложен исследователями в качестве осмысления таких нарциссических свойств личности, которые определяют ее нормальное функционирование, когда представление личности о себе позитивно стабильно, а регуляция этого представления оптимальна [1; с. 196]. Таким образом, в современной науке различают нормальный и патологический нарциссизм. Здоровый нарциссизм взрослого человека является адаптивным способом регуляции его самооценки.

В результате анализа литературы, мы сделаливывод, что ценности обладают очень сложной психологической природой. Количество ценностей, образующих систему ценностей личности, относительно небольшое, однако имеет определяющее значение для смысла жизни и деятельности человека. Наиболее глубоко вопросом взаимосвязи ценностной сферы и нарциссических проявлений занимались Н.М. Клепикова, О.А. Шамшикова, их взгляды развивает также Е.О. Шамшикова. Результатом исследований Н.М. Клепиковой и О.А. Шамшиковой стал диагностический инструмент в виде опросника«Нарциссические черты личности», который мы используем в своей работе [11; с. 199].

В одной из работ Е.О. Шамшиковааргументировано доказывает связь степени выраженности нарциссических черт личности в рамках нормы и статуса ее идентичности (наличия личностно значимых целей и ценностей как ее составляющей) [9; с. 264]. Личности с низким уровнем выраженности нарциссических черт личности (или «Мы-тип» по представлению авторов) склонны к частым нарушениям границ других людей, а их идентичность характеризуется как предрешенная, или преждевременно остановленная. Для этого типа характерно стремление «слиться» с «идеальным» объектом, за счет чего и стираются границы между Я и Другим. Средний уровень выраженности нарциссических черт личности сопровождается тенденцией в сторону аутентичности, статуса достигнутой идентичности. Нарушения границ других людей для этого типа минимальны, а способность держать психологическую дистанцию оптимальна.Испытуемые с высоким уровнем выраженности нарциссических черт личности (или «Я-тип») показали низкую способность держать психологическую дистанцию и очень высокую частоту нарушения границ других людей. При этом для них характерна демонстрация достигнутой идентичности, чего на самом деле нет (нарциссический имидж самодостаточности).

В результате проведенного исследования и статистического анализа данных испытуемые были нами разделены на три группы: студенты с высоким («Я-тип»), средним (оптимальный тип) и низким («Мы-тип») уровнем нарциссических проявлений. Среди лиц с высоким уровнем нарциссизма в данной выборке больше юношей, а с низким уровнем – девушек. Было установлено, что каждой из этих групп присуща своя особенная, отличная от других, система ценностей. В числе основных отличий в системе ценностей мы наблюдали следующие.

Для лиц с высоким уровнем нарциссизма приоритетными терминальными ценностями являются материально обеспеченная жизнь и общественное признание, со средним уровнем нарциссизма – уверенность в себе и свобода, с низким уровнем нарциссизма – любовь и жизненная мудрость. В числе приоритетных инструментальных ценностей: в первой группе – смелость в отстаивании своего мнения и высокие запросы, во второй – высокие запросы и образованность, в третьей – аккуратность и образованность.

Студенты с высоким уровнем нарциссизма ориентированы на свободу и свои интересы, для них приоритетны ценности самоутверждения и индивидуалистические ценности. Студенты с низким уровнем нарциссизма ориентированы на принятие ценностей других и хорошее взаимодействие, их приоритетные ценности – ценности принятия других людей и альтруистические.

Для испытуемых с высоким уровнем нарциссизма ведущей является направленность на себя, с низким уровнем – направленность на взаимодействие. В группе испытуемых со средним уровнем нарциссизма все типы направленности личности – личностная, коллективистская и деловая – распределились равномерно (рис. 1).


 
Рис. 1. Направленность личности трех групп испытуемых

Еще одной задачей нашего исследования был заявлен анализ связи ценностных ориентаций с уровнем выраженности нарциссических проявлений личности. Для выполнения задачи нами был использован критерий корреляции Пирсона.https://elibrary.ru/item.asp?id=15500069

7. Соколова, Е.Т. Психология нарциссизма: учебное пособие [Текст] / Е.Т. Соколова, Е.П. Чечельницкая. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. – 90 с.

8. Хотчкис, С. Адская паутина: Как выжить в мире нарциссизма [Текст] / С. Хотчкис / Пер. с англ. В. Мершавки. – М.: Независимая фирма «Класс», 2013. – 248 с.

9. Шамшикова, Е.О. К вопросу о взаимосвязи частоты нарушения границ «я», степени выраженности нарциссических черт личности и статусе ее идентичности [Электронный ресурс] / Е.О. Шамшикова, Т.Ю. Петровская // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7-2. – С. 259-265. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=13520486.

10. Шамшикова, Е.О. Ценности и ценностные ориентации личности в диапазоне ее нарциссических проявлений [Текст] / Е.О. Шамшикова, С.Е. Соколов // Социокультурныепроблемы современного человека: материалы IIIМеждународной научно-практической конференции. – Новосибирск: НГПУ, 2009. – Ч. I. – С.468-479.

11. Шамшикова, О.А. Опросник «Нарциссические черты личности» [Электронный ресурс] / О.А. Шамшикова, Н.М. Клепикова // Психологический журнал. – 2010. – Т. 31. – № 2. – С. 114-128. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=14280703.

5[/url]

 



Просмотров: 463
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Связь ценностных ориентаций с уровнем субъективного благополучия личности
  • Особенности ценностно-смысловой сферы личности молодых людей с разным уровнем выраженности религиозности
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Психологические особенности взаимосвязи суеверности личности с её уровнем невротичности
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.3. Воспитание.
  • Внутренний конфликт истерической личности. Отличие от нарциссической личности
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Нарциссизм и субтипы нарциссического расстройства личности по Теодору Миллону
  • Нарциссизм как расстройство личности
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Психология личности. Зависть - это ущербность личности.
  • Трагедия нарциссизма - не быть собой, а жить так, чтоб заслужить любовь других - часть 3
  • Трагедия нарциссизма - не быть собой, а жить так, чтоб заслужить любовь других - часть 2
  • Понимание нарциссизма в юнгианской психологии и в других подходах (часть 2)
  • Трагедия нарциссизма- не быть собой, а жить так, чтоб заслужить любовь других.
  • Структура личности. Пограничное расстройство личности.
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Истерический тип личности. Часть 1. Портрет человека этого типа.
  • Гид по миру людей: нарциссические личности
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Расстройства личности - 8. Признаки нарциссического расстройства личности.
  • Здоровые черты нарциссизма.
  • Обсессивно-компульсивная личность. Отличие от других типов личности
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • Раздвоение личности. Множественные личности
  • Развитие пограничных черт личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь