|
Нарциссические проявления личностиАвтор статьи: Харина Виктория Андреевна
Нарциссические проявления личности: граница между нормой и патологией проходит в сфере ценностных ориентаций
Виктория Андреевна Харина Аннотация: В данной статье анализируются современные представления о нарциссических проявлениях личности в фокусе разграничения нормы и патологии. Высказывается предположение о том, что граница между здоровым нарциссизмом и патологическим нарциссическим расстройством пролегает в сфере ценностных ориентаций личности. Представлены результаты исследования взаимосвязи нарциссических проявлений личности и ценностных ориентаций у студентов, не имеющих диагноза «нарциссическое расстройство личности». Выводы и положения данного исследования могут быть интересны клиническим психологам и психотерапевтам. Ключевые слова: нарциссическое расстройство личности, нарциссизм, нарциссические проявления личности, ценностные ориентации личности.
В последние десятилетия высокую социальную значимость и научную актуальность приобрела проблема нарциссических проявлений личности. Существует мнение, что вся культура потребления, характерная для современного этапа развития общества, обращена именно к этому аспекту личности. В отличие от коллективистских устремлений в обществе прошлого сегодня интенсивно звучит обращение к индивидуальности, вплоть до принятия нарциссизма как примера для подражания современным юношеством (например, в форме увлечения яркими личностями в сфере шоу-бизнеса). Вложение энергии в себя – в свое развитие, образование, «поиск дела своей жизни» и т.д. – признается едва ли не главной ценностью в современном обществе. Некоторые исследователи даже называют наше время «культурой нарциссизма», отмечая избыточную поглощенность эгоцентрическими интересами, эмоциональную сосредоточенность на самом себе и множество способов «самоублажения», предлагаемых социальными институтами [6; с. 67]. Феномен нарциссизма сложен и на самом деле требует более серьезного осмысления, ведь с самого момента создания концепции нарциссизма психоаналитической школой и до сих пор не существует единой точки зрения на психологическую природу и сущность данного феномена. Исследователи отмечают, что существует лишь два факта, признанных всеми учеными – концепция нарциссизма является одним из важнейших открытий психологической науки и представляет собой одну из самых запутанных и сложных концепций, порожденных психоанализом [4; с. 205]. Сегодня всеми авторами нарциссизм понимается как система множества форм – отздоровых до злокачественных. При этом злокачественные, или болезненные, формы нарциссизма в целом описаны и изучены клиническими психологами (диагностические критерии нарциссического расстройства личностив МКБ-10 упоминаются в числе «других специфических расстройств личности»), а вот здоровые формы еще требуют изучения и уточнения. Остается открытым и вопрос о проведении границы между нормой (нарциссическими проявлениями) и патологией (нарциссическим расстройством). Мы полагаем, что указанная граница условно пролегает в сфере ценностных ориентаций личности. Предположив, что существует связь между нарциссическими проявлениями личности и ее ценностными ориентациями, мы провели исследование на базе Башкирского государственного университета (40 студентов в возрасте от 19 до 23 лет) при помощи такихметодик, как «Нарциссические черты личности» О.А. Шамшиковой и Н.М. Клепиковой, «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Изучение направленности личности» В. Смекала и М. Кучера, Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева. В ходе исследования мы решали следующие задачи: теоретический анализ проблемы нарциссических проявлений личности от нормы до патологии, анализ нарциссическихпроявлений личности в ранней взрослости, анализ характера связи ценностных ориентаций с уровнем выраженности нарциссических проявлений личности. Как справедливо отмечают Е.Т. Соколова и Е.П. Чечельницкая, в понятие нарциссизма вкладываются одновременно «сексуальная перверзия и самоуважение, помещение либидознойэнергии в селф и тип межличностных отношений, стадия развития и клинический синдром», и столь всеобъемлющее и противоречивое содержание подвергает сомнению в принципе возможность существования единого термина [7; с. 5]. З.Фрейд (1914 г.) связывает нарциссизм с «Я-идеальным» и много внимания уделяет его роли в межличностных отношениях. «Я-идеальное» объединяет индивидуальную часть – родительские требования и их отношение к ранним реальным достижениям человека, формируя ценностный аспект представления о себе, а также социальную часть, представленную общим идеалом нации, сословия и т.п., т.е. общественными ценностями[5]. Здесь мы можем отметить начало представления о взаимообусловленности нарциссической и ценностной сфер личности. Развивая идею о патологическом содержании нарциссизма, Н. Мак-Вильямс определяет нарциссического человека как строящего свою жизнь так, что возникает впечатление его стремления ранжировать все аспекты человеческого бытия согласно ценности в сравнении с несовершенными альтернативами и его мотивированности поиском совершенства [2; с. 107]. Вслед за К.Хорни автор говорит о защитном характере нарциссизма – по ее мнению, психология нарциссической личности структурно базируется на зависимости от защиты в форме примитивной идеализации. Стремление к совершенству неизбежно ведет к обесцениванию, т.к. в человеческой жизни нет ничего совершенного. В связи с неизбежным разрушением иллюзий, выстраивающих реальность нарцисса, психотерапия становится долговременной и трудной [2; с. 79]. Н. Мак-Вильямс разделяет нормальный и патологический нарциссизм, не давая, однако, четкого их разграничения. С. Хотчкис противопоставляет здоровый нарциссизм и нарциссическую личность. Здоровый нарциссизм исследователь видит во вложении энергии в собственную истинную Самость, он рождается в младенчестве и к взрослости проявляется в эмоционально богатой, продуктивной и дающей удовлетворение жизни. Нарциссическую личность, которую автор относит к нездоровым, характеризует нехватка реалистичного ощущения Самости и интериоризированной системы ценностей. По мнению Хотчкис, это человек любого возраста, не достигший своего эмоционального и морального развития [8; с. 17]. Рассматривая негативную сторону нарциссизма, исследователи дают ему самые разные названия и определения. Так, Г. Розенфельд (1964) развивает концепцию деструктивного нарциссизма, детализируя структурные характеристики нарциссической личности и их развитие в трансфере. Исследователь берет за основу описание К. Абрахамом нарциссическогосопротивления в трансфере, представление о «двойной направленности» нарциссизма Г. Андреас-Саломе, понимание Дж. Ривьернегативной терапевтической реакции, исследование М. Кляйн зависти и благодарности и развивает первую современную теорию патологического нарциссизма [7; с. 12]. Тему деструктивного нарциссизма развивали также О. Кернберг(«злокачественный нарциссизм») и Г. Зайдлер. В отличие от теории нарциссизма, которая в основе данного феномена видит конфликт, Х. Кохутразвивает теорию нарциссизма, основывающуюся на дефиците. Исследователь детально изучил происхождение и развитие «естественного детского нарциссизма», трактуя его как нормальную и необходимую основу развивающегося «Я». В его концепции раскрывается особое значение «детской грандиозности» для развития здоровых амбиций и уверенности в себе у взрослого человека. Трансформируясь в процессе развития личности, нарциссизм проявляется в способности регулировать самооценку, достигать жизненные цели, получать удовольствие от различных видов деятельности [5]. По мнению Кохута, фундаментом нарциссического ядра является потребность в идеализации, трансформирующаяся в дальнейшем (при нормальном развитии) в чувство самоценности. В результате этой трансформации формируется остов ценностного отношения личности к себе и миру. Еще одним компонентом нарциссического ядра является потребность в соотнесенности с другими людьми. Успешное удовлетворение этой потребности определяет развитие «Я» и отражает основные трансформации нарциссизма, к которым автор относит развитие эмпатии, способность к юмору и признание конечности жизни. Х. Кохут отмечал, что нарциссические потребности не могут быть когда-либо полностью удовлетворены, и подчеркивал их важность в функционировании представления личности о себе на протяжении всей жизни [7; с. 19]. И.Ю. Млодик, придерживаясь традиции признания наличия нарциссических черт в каждой личности, в числе классических симптомов нарциссизма называет такие, как ощущение внутренней пустоты, оценивание и обесценивание, нахождение в полярных состояниях (либо божественно прекрасен и всемогущ – либо полный неудачник и ничтожество), ускользание из отношений, и формулирует здоровые проявления нарциссизма. В числе таковых она называет стремление не убежать от своей пустоты, а услышать себя в ней, принятие своих ошибок и оценок других людей без обесценивания себя, получение удовольствия от процесса, а не результата стремления к признанию, соревнование с другими не ради победы, а ради принятия своей индивидуальности, выстроенные границы в отношениях с людьми без отвержения, самоуважение без унижения других, любовь без идеализации и т.д. [3]. И такой подход отражает наиболее современный взгляд на феномен нарциссизма. В данной работе в фокусе нашего внимания находятся именно нарциссическиепроявления личности в рамках психической нормы. Вслед за О.А. Шамшиковой, резюмирующей дискуссию в поле зарубежной психологии последних десятилетий прошлого века, мы придерживаемся мнения, что суть проблемы нарциссизма заключается в целом не в том, насколько нарциссична та или иная личность, а в том, как личность регулирует свой нарциссизм [1; с. 195]. Мы полагаем, что термин «оптимальный нарциссизм» предложен исследователями в качестве осмысления таких нарциссических свойств личности, которые определяют ее нормальное функционирование, когда представление личности о себе позитивно стабильно, а регуляция этого представления оптимальна [1; с. 196]. Таким образом, в современной науке различают нормальный и патологический нарциссизм. Здоровый нарциссизм взрослого человека является адаптивным способом регуляции его самооценки. В результате анализа литературы, мы сделаливывод, что ценности обладают очень сложной психологической природой. Количество ценностей, образующих систему ценностей личности, относительно небольшое, однако имеет определяющее значение для смысла жизни и деятельности человека. Наиболее глубоко вопросом взаимосвязи ценностной сферы и нарциссических проявлений занимались Н.М. Клепикова, О.А. Шамшикова, их взгляды развивает также Е.О. Шамшикова. Результатом исследований Н.М. Клепиковой и О.А. Шамшиковой стал диагностический инструмент в виде опросника«Нарциссические черты личности», который мы используем в своей работе [11; с. 199]. В одной из работ Е.О. Шамшиковааргументировано доказывает связь степени выраженности нарциссических черт личности в рамках нормы и статуса ее идентичности (наличия личностно значимых целей и ценностей как ее составляющей) [9; с. 264]. Личности с низким уровнем выраженности нарциссических черт личности (или «Мы-тип» по представлению авторов) склонны к частым нарушениям границ других людей, а их идентичность характеризуется как предрешенная, или преждевременно остановленная. Для этого типа характерно стремление «слиться» с «идеальным» объектом, за счет чего и стираются границы между Я и Другим. Средний уровень выраженности нарциссических черт личности сопровождается тенденцией в сторону аутентичности, статуса достигнутой идентичности. Нарушения границ других людей для этого типа минимальны, а способность держать психологическую дистанцию оптимальна.Испытуемые с высоким уровнем выраженности нарциссических черт личности (или «Я-тип») показали низкую способность держать психологическую дистанцию и очень высокую частоту нарушения границ других людей. При этом для них характерна демонстрация достигнутой идентичности, чего на самом деле нет (нарциссический имидж самодостаточности). В результате проведенного исследования и статистического анализа данных испытуемые были нами разделены на три группы: студенты с высоким («Я-тип»), средним (оптимальный тип) и низким («Мы-тип») уровнем нарциссических проявлений. Среди лиц с высоким уровнем нарциссизма в данной выборке больше юношей, а с низким уровнем – девушек. Было установлено, что каждой из этих групп присуща своя особенная, отличная от других, система ценностей. В числе основных отличий в системе ценностей мы наблюдали следующие. Для лиц с высоким уровнем нарциссизма приоритетными терминальными ценностями являются материально обеспеченная жизнь и общественное признание, со средним уровнем нарциссизма – уверенность в себе и свобода, с низким уровнем нарциссизма – любовь и жизненная мудрость. В числе приоритетных инструментальных ценностей: в первой группе – смелость в отстаивании своего мнения и высокие запросы, во второй – высокие запросы и образованность, в третьей – аккуратность и образованность. Студенты с высоким уровнем нарциссизма ориентированы на свободу и свои интересы, для них приоритетны ценности самоутверждения и индивидуалистические ценности. Студенты с низким уровнем нарциссизма ориентированы на принятие ценностей других и хорошее взаимодействие, их приоритетные ценности – ценности принятия других людей и альтруистические. Для испытуемых с высоким уровнем нарциссизма ведущей является направленность на себя, с низким уровнем – направленность на взаимодействие. В группе испытуемых со средним уровнем нарциссизма все типы направленности личности – личностная, коллективистская и деловая – распределились равномерно (рис. 1).
Еще одной задачей нашего исследования был заявлен анализ связи ценностных ориентаций с уровнем выраженности нарциссических проявлений личности. Для выполнения задачи нами был использован критерий корреляции Пирсона.https://elibrary.ru/item.asp?id=15500069 5[/url] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|